Типы уроков чтения и письма.
методическая разработка на тему

Груздева Елизавета Анатольевна

В период обучения грамоте уроки различаются по следующим признакам: а) по основному предмету обучения:

·      уроки чтения

·      уроки письма;

б) по времени, по периодам и этапам обучения

·      добукварный период,

·      букварный период,

·       послебукварный период;

в) по наличию или отсутствию новой темы на данном уроке

·      уроки изучения новой буквы и нового звука, письма новой буквы

·       уроки, на которых новая буква не вводится.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_1.tipy_urokov_chtenija_i_pisma.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Типы уроков чтения и письма

В период обучения грамоте уроки различаются по следующим признакам: а) по основному предмету обучения:

  • уроки чтения
  • уроки письма;

б) по времени, по периодам и этапам обучения

  • добукварный период,
  • букварный период,
  •  послебукварный период;

в) по наличию или отсутствию новой темы на данном уроке

  • уроки изучения новой буквы и нового звука, письма новой буквы
  •  уроки, на которых новая буква не вводится.

 Специальных уроков проверочного типа и уроков развития связной речи (сочинения и изложения) в период обучения грамоте не проводится. 

Основные принципы аналитико-синтетического метода:

а)  Единицей обучения является звук, обозначаемый определенной буквой. Звук выделяется из живой речи, наблюдается в сильных позициях слова, в связи с другими звуками, соотносится с буквой.

б)  На протяжении всей работы сочетаются приемы анализа и синтеза. Учащиеся делят предложения на слова, а последние на слоги, выделяют звук и снова включают его в слог, дополняют до слова, составляют предложение по опорным словам.

в)  В качестве единицы чтения и письма берется слог. Основной слоговой структурой является слог-слияние (ра). На первоначальном этапе школьники учатся читать и писать по слогам, ориентируясь при чтении на следующую за согласным букву (вал —вял), а при записи слога — на характер произнесения согласного звука (мягкость-твердость).

г) Последовательность введения слоговых структур обусловливается их доступностью для чтения, а также частотностью употребления в словах. Слоги усваиваются детьми в таком порядке: Г — гласный (а), СГ — согласный, гласный (ма), СГС (кот, кит), ССГС (стол, клюв, степь), СГСС (мост, серп), ГС (ум), СССГ (стро-ит).

д) Обучение чтению и письму осуществляется параллельно. После ознакомления с печатной буквой (урок чтения) школьники усваивают ее рукописный вариант (урок письма).

е) Изучение всех звуков и букв, а также слоговых структур осуществляется в добукварный и букварный периоды, затем до конца учебного года навыки чтения и письма совершенствуют (послебукварный период).

 ж) Весь процесс обучения грамоте носит воспитывающий и развивающий характер. Он обеспечивается соответствующей системой упражнений, наблюдениями за окружающим миром и их анализом, подбором текстов и осознанным их усвоением, другими видами игровой и учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие критического мышления на уроках чтения и письма

Практические материалы из опыта работы...

Интегрированный урок чтения и письма

Цель урока: отрабатывать навык чтения учащихся, упражнять детей в выразитель­ном чтении диалога, познакомить с написанием письменных букв Ш, ш учить    писать слова и предложения по об...

ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ К (к). РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ. СОСТАВЛЕНИЕ И ПИСЬМО СЛОВ ПЕЧАТНЫМИ БУКВАМИ – интегрированный урок чтения и письма.

Дифференцированное обучение позволяет раскрыть внутренний мир ребенка и предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученик...

План-конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "СКазка-ложь,да в ней намёк, добрым молодцам урок" (2 класс)

Интегрированный урок чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка-ложь,да в ей намёк, добрым молодцам урок" даёт возможность на конкретном материале сказки "Ли...

ДОКЛАД "Применение игр и игровых упражнений на уроках чтения и письма в начальной школе для улучшения успеваемости по русскому языку и чтению."

В последнее время отмечается значительный рост учащихся с различными трудностями обучения. Одной из причин, вызывающих эти трудности является нарушение речи как следствие, снижение успеваемости по рус...

Урок чтения и письма в 1 классе. Тема урока: Звуки [б], [б] . Строчная буква б.

Урок разработан по системе "Школа 2100". втор учебника Бунеев Р.Н....