"Физминутка как одно из средств здоровьесбережения младших школьников"
статья (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Корягина Наталья Михайловна

Значение физминутки на уроке

Скачать:


Предварительный просмотр:

Физминутка как одно из средств здоровьесбережения младших школьников

        В последнее время в нашей школе увеличивается количество часто болеющих детей, детей с неправильной осанкой и детей с ослабленным зрением. Почему это происходит? Ответ прост. На это влияет образ жизни современного ребенка. Все меньше времени уделяется прогулкам, подвижным играм, предпочитая им просмотр телевизора и компьютерные игры. А в 6-7 лет ребенок садится за школьную парту, и нагрузки на его неокрепший организм возрастают. Чего стоит, например, просидеть без «шалостей» целый урок, да не один, а три или четыре, и при этом не отвлекаться. Дети очень устают, слабеет зрение, болит позвоночник, и без того неважное здоровье ухудшается еще больше. Поэтому одной из важнейших задач школы является сохранение и укрепление здоровья учащихся, и каждый учитель должен создать на уроке такие условия, которые позволят не только успешно усваивать учебный материал, но и сохранят и улучшат здоровье учеников.

        Одним из обязательных условий организации урока являются физминутки. Физминутка – минутка физических упражнений, направленных на снятие усталости. Усталости чего? Что устало у детей на данном этапе урока? На эти вопросы учитель должен ответить прежде, чем предложить детям проведение физминутки.

        Чаще всего устают глаза, мелкие мышцы рук, позвоночник. Ребенок перестает думать об уроке, нарастает напряжение, наваливается усталость. Это самый подходящий момент для отдыха. Отдых длится 1-2 минуты, но очень необходим ученикам.

        Для расслабления глаз очень полезно смотреть на зеленый цвет. Поэтому  хорошо иметь в классе зелёный круг из картона или пластмассы и выполнять упражнение для глаз с его помощью.

        Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом:

Глазки видят все вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть все дано -

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

        Для учеников начальных классов, особенно для первоклассников, держать ручку – большой труд. Дети очень крепко сжимают ее пальцами, считая, что, чем крепче они держат ручку, тем красивее у них получаются буквы. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления. Что может помочь в этом случае?

Я в своей практике использую следующие упражнения:

  1. Соедините поочередно пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца или, наоборот, с большого пальца.
  2. Соедините кисти рук и разведите пальцы в стороны, изображая цветочек. Затем сомкните пальцы, и у вас получится «бутончик». Чередуйте задания «цветочек» и «бутончик».
  3. Соедините пальцы обеих рук так, будто в руках держите маленький шарик, и постепенно начинайте шарик надувать. Шарик увеличивается, и пальчики разводятся в стороны.
  4. Раскройте ладошку, поставьте ее перед собой и постукивайте пальцами другой руки, изображая бег лошадок.

        Также есть большое количество стихотворных упражнений, которые помогают расслабить кисти рук:

Этот пальчик маленький – мизинчик удаленький.

Безымянный кольцо носит, никогда его не бросит.

Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине.

Этот- указательный, пальчик замечательный.

Этот пальчик – вот такой, называется большой.

        Вот так постепенно мы дошли до усталого позвоночника, а он, наверное, устает быстрее всего. Дети не готовы сидеть подолгу за партой, выгибают спину дугой или буквой S, ложатся на парту и сразу видно, что требуется физминутка.

Отдохнуть можно, превратившись в животных:

Зайчик беленький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

В птиц:

Утром встал гусак на лапки,

Приготовился в зарядке.

Повернулся влево, вправо,

Приседанья сделал справно.

Клювиком почистил пух,

И опять за парту - плюх!

В растения:

В огороде рос подсолнух

Вот такой, вот такой!

В огороде рос подсолнух

С ярко-желтой головой.

Головою он вертел,

Все увидеть сам хотел.

Что подсолнух видел там

Он сейчас расскажет нам.

        Но я считаю, что отдых лучше всего начинать со слов: «а теперь…», «а сейчас», так как они удачно вписываются в структуру урока и не отвлекают учеников от программного материала.

- А теперь все тихо встали…

- А теперь мы в лес пойдем…

- А теперь все тихо встали,

  Дружно руки вверх подняли,

  В стороны, вперед, назад,

  Повернулись вправо, влево,

  Тихо сели, вновь за дело.

        После таких слов можно спокойно продолжать урок: дети отдохнувшие и собранные.

        Есть физминутки, которые совмещают отдых мелких мышц рук и позвоночник:

По дорожке шли, шли,

Много камешков нашли.

Присели, собрали

И дальше пошли.

        Модно также регулировать темп физминутки – замедлять или ускорять. И тогда эти задания приобретают шуточный оттенок. Отдых можно сочетать с закреплением пройденного материала. Например, изменим знакомую игру «Летает, не летает» и при изучении глаголов на уроке русского языка будем поднимать руки вверх, если слово – глагол, и опускать вниз – если другая часть речи.

        Физминутка поможет сделать нам наших учеников жизнерадостными, активными, любознательными. Процесс усвоения знаний будет более легким и радостным.

        Каждый учитель должен помнить, что физминутка должна быть адресная, непродолжительная, не должна утомлять детей, и просто должна быть!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа «Здоровьесбережение младших школьников на уроках и внеклассной работе»

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXIвеке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тр...

Программа по здоровьесбережению младших школьников "Первоклассник,будь здоров!"

Занятия по данной программе помогут организовать малышей во внеурочное время....

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

Одной  из  современных задач  начального образования является   сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за пе...

Здоровьесбережение младших школьников как основа эффективного обучения

Раскрываются цели, средства и методы здоровьесбережения младших школьников....

Оздоровительные двигательные минутки на уроке как часть системы здоровьесбережения младших школьников

Оздоровительные двигательные минутки на урокекак часть системы здоровьесбережения младших школьников...

Мастер класс «Роль динамических пауз в здоровьесбережении младших школьников»

Сегодня мы будем учиться приемам проведения физкультминуток на разных уроках. Эта тема выбрана не случайно, так как физкультминутки на общеобразовательных предметах представляют собой активный отдых, ...