Статья "Рекомендации учителю (по В.А. Кан-Калику)"
занимательные факты по теме

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ  

для обеспечения эмоционального взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса  (учениками, коллегами и родителями)

(по В.А.Кан-Калику)

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ  

для обеспечения эмоционального взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса  (учениками, коллегами и родителями) 

(по В.А.Кан-Калику)

Рекомендации по коммуникативной подготовке к уроку:

  • вспомните конкретный класс, в котором предстоит давать урок;
  • попытайтесь восстановить в своей коммуникативной памяти опыт общения с данным коллективом, стремитесь положительные ощущения от общения с классом и блокировать отрицательные;
  • вспомните, какой тип общения свойственен вам в данном классе, возможен ли он на этом уроке, вписывается ли в него;
  • попытайтесь представить восприятие классом вас и материала урока;
  • соотнесите присущий вам стиль общения и сложившийся тип взаимоотношения с классом, с задачами урока, попытайтесь добиться их единства.

Рекомендации по анализу процесса общения:

  • попытайтесь определить причины своих педагогических ошибок: 

а) непонимание психологической ситуации и настроя партнеров по общению;

б) «перескакивание» через некоторые обязательные этапы общения;

в) недостаточная саморегуляция в общении;

г) подмена задач общения только лишь задачами педагогическими;

д) несоответствие предложенного вами стиля общения сложившемуся уровню взаимоотношений, атмосфере в классе, вашей собственной индивидуальности;

е) механическое копирование стиля общения коллег;

ж) недостаточное владение учебным материалом;

з) психологические барьеры;

  • постарайтесь определить, какие закономерности общения были вами нарушены;
  • попытайтесь мысленно создать идеальную модель общения с этим классом;
  • продумайте ситуацию будущего общения с этим классом.
  • используйте варианты рефлексивных  вопросов для учащихся

-На этом уроке Я научился………………………..

- На этом уроке Я узнал, что…………………………..

- На этом уроке Я нашел подтверждение тому, что…

- На этом уроке Я был удивлен тем, что …

- На этом уроке мне понравилось, что…………………………

- На этом уроке Я был разочарован тем, что………………….

- На этом уроке  самым важным для меня было…

- На этом уроке Я   похвалил бы себя за ……………………

- На этом уроке мне удалось…………………..

- На этом уроке я сумел……………………

Рекомендации по взаимоотношениям с коллегами:

  • будьте доброжелательны в отношении к другим членам педагогического коллектива;
  • подходите к своим коллегам с оптимистической гипотезой, ищите то, что вас сближает;
  • стремитесь к сотрудничеству, постоянно настраивайтесь на желание совместной творческой деятельности;
  • стремитесь на опыте ваших коллег найти то, что представляется вам наиболее ценным, интересным, полезным, не сосредотачивайте свое внимание лишь на недостатках;
  • ищите общие «профессиональные знаменатели» в работе с другими представителями педагогического коллектива, это поможет в работе.

Рекомендации по анализу собственной речи:

  • в речи не должны присутствовать слова-паразиты;
  • способность точно строить высказывание, не отвлекаясь от главных мыслей;
  • следите за темпом речи, от него зависит эффективность усвоения знаний;
  • обратите особое внимание на интонирование, верно расставленные интонационные акценты влияют на качество восприятия информации, общий психологический микроклимат урока;
  • исключите из своей речи окрик, резкие интонации, которые негативно влияют на школьников, дестабилизируют их, вызывают эмоциональный дискомфорт.

Рекомендации по построению своих взаимоотношений с трудными школьниками:

  • трудный школьник является следствием психологической или педагогической запущенности, возможной физиологической патологии;
  • он находится под давлением негативных стереотипов, которые сформированы другими учителями, школьниками, родителями;
  • необходимо подходить к трудному школьнику с оптимистической гипотезой; здесь особенно важны доверительность, умение передать, что понимаешь его внутреннее психическое состояние, сложности жизни;
  • нельзя механически навязывать ребенку ту или иную позицию, необходимо выходить на нее через изменение отношения школьника к ней;
  • необходимо изменить систему межличностного взаимодействия школьника с негативным окружением и наладить систему его психологических контактов со школьным коллективом;
  • следует настойчиво искать не только деловых, но и непосредственных личностных контактов с трудным ребенком; в этом случае педагогическое взаимодействие обогатится системой живых человеческих переживаний.

Рекомендации по общению с неконтактными учащимися:

  • избегайте в процессе общения с учащимися тупиковых ситуаций, выявляйте причины их возникновения;
  • ищите пути преодоления ситуаций, когда во взаимодействии с детьми возникают «пустоты»;
  • стремитесь наладить контакт со всеми учащимися.

Рекомендации по определению психологической атмосферы в классе:

  • уметь наблюдать за детьми;
  • воспринимайте выражение глаз ребят, их мимику, экспрессию;
  • обращайте внимание на все детали поведения ребят, их настроение;
  • будьте пластичным и оперативным в своих реакциях на поведение класса;
  • учитесь сопоставлять сегодняшнюю психологическую атмосферу в классе со вчерашней, искать общий психологический знаменатель класса.
  • используйте климатический круг для определения эмоционального климата в классе

Список музыкальных произведений, которые можно использовать на разных этапах урока

  1. Начало урока (для активизации настроения)

Композитор

Название

Время

А. Марчелло

В. Моцарт

Концерт для гобоя + Концерт 24  

    3:02

М. Глинка

А. Моцарт

Прощание + Концерт 24  

1:33

Ф. Шуберт

Баркарола

1:29

Ф. Шопен

Ноктюрн до-диез минор +вальс до-диез минор

1:19

Ф. Шопен

Прелюдия ля мажор

0:31

Ф. Шопен

Ноктюрн ми-бемоль мажор

3:03

Н. Паганини

2-ой Концерт для скрипки

1:18

Н. Паганини

2-ой Концерт Рондо

5:51

  1. Середина урока (для отработки навыков, выполнения алгоритмов, работа с текстом, выполнение упражнений, для пауз-расслаблений и др.)

Композитор

Название

Время

А. Моцарт

Концерт 24 (2 часть)

6:01

И.Бах

Ария оркестровая сюита №3 ре-мажор

4:08

И. Бах

Чакона из партитуры ре-минор скрипка соло

3:07

И. Бах

Кантата 208 оркестр

2:39

И. Бах

Концерт №3 для струнных и клавесина ре-мажор

4:47

Л. Бетховен

К Элизе

4:27

П. Чайковский

1 концерт (2 часть)

6:04

П. Чайковский

Подснежник

3:29

Ф. Шопен

Ноктюрн ми-бемоль-мажор

3:48

Ф. Шопен

1 концерт (2 часть)

5:28

Ф. Шопен

2 концерт (2 часть)

6:25

А. Рубинштейн

Мелодия

4:20

Р. Клаудерман

Лунная дорога

3:55

Р. Клаудерман

Грезы любви

3:22

Ф. Гойя

Монастырский сад

4:34

Ф. Гойя

Голубая луна

3:15

Ф.Паппети

Мой путь

4:34

                3.Конец урока (подведение итогов, для сосредоточения внимания)

Композитор

Название

Время

И. Бах

Шутка

1:24

Ж.Оффенбах

Баркарола

3:06

А. Моцарт

Концерт для валторн (финал)

3:47

П. Чайковский

1 концерт (1 часть)

3:11

И. Штраус

Весенние голоса

7:40

Ф. Шуберт

Серенада

4:48

Ф.Крейслер

Грезы любви

3:24

Группа Зеленые Рукава

Колыбельная

3:14

 (по В.А.Кан-Калику)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната..

Сценарий  праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися  начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната № 65 для глухих детей....

Эссе учителя "Ради чего учителю творить?"

Надо ли стремиться к своему самосовершенствованию? Ради чего учителю творить? Не претендуя на исчерпывающие ответы, попробую поразмышлять на эту тему....

Самообразование учителя как объект самоуправления. Программа самообразования учителя.

Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи учителя. Такое определение  можно найти в словаре Ожегова. Но когда речь заходит о педагогах, то этот термин тра...

Учитель-друг, учитель-наставник.

"Учитель-друг, учитель-наставник!" (Описание воспитательной работы учителя начальных классов)...

Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам

Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам....

МАТЕРИАЛЫ участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны учителя начальных классов МКОУ СОШ №12

МАТЕРИАЛЫ участника муниципального  этапа Всероссийского   конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны...

Взаимосвязь в работе учителя, воспитателя, социального педагога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога в условиях школы-интерната

Выступление на педсовете: «Взаимосвязь в работе учителя, воспитателя, социального педагога, учителя-логопеда и учителя-дефектолога в условиях школы-интерната»....