Педагогические технологии.
статья на тему

Моей задачей было разобраться, в чем особенность педагогических технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_tehnologii.docx23.75 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ.

Тяга к использованию в школах сравнительно нового для образования понятия «технология» связана с несколькими причинами: с одной стороны, это профессиональная потребность учителей, стремящихся найти наиболее эффективные способы образовательной деятельности, с другой стороны, - внешняя ситуация, связанная с изменениями, происходящими в обществе, заставляющая модернизировать современное образование как в целом, так и в отдельном образовательном учреждении.

Иногда «педагогической технологией» называют методики обучения и отдельно взятые приемы. А что же это на самом деле?

Технология (греч. Techne-мастерство +logos- учение) –1. совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов, а также сами процессы, при которых происходит качественное изменение обрабатываемого объекта.

 2. наука о способах воздействия на материалы соответствующими орудиями.

Если прибавить к технологии определение «педагогическая», то получится –совокупность средств и методов воспроизведения процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные  цели.

Поэтому применение учителем отдельных методов или приемов не должно называться технологией, т.к. технология –это целостный процесс.

Педагогической технологией называют направление педагогики, повышающее образовательный процесс, гарантирующее достижение запланированных результатов обучения. В ПТ входит несколько составляющих:

-Дидактические процессы(предписания способов деятельности),

-организационные формы обучения (условия, в которых воплощается эта деятельность),

-средства осуществления этой деятельности (целенаправленная подготовка учителя и наличие ТСО),

-педагогическое мастерство учителя(т.к. см. определение, без коммуникативных, креативных, эмоциональных способностей практически невозможно добиться успеха в своей деятельности).

Перехожу к характеристике ПТ.

Группа

педагогических технологий

Педагогическая

технология

Авторы

1

2

3

Традиционные технологии

Объяснительно-иллюстративные технологии обучения

В основе - дидактические принципы Я.А. Коменского

ПТ на основе личностной ориентации педагогического процесса

«Педагогика сотрудничества»

Педагоги-новаторы

Гуманно-личностная технология

Ш.А. Амонашвили

Система преподавания литературы как предмета, формирующего человека

Е.Н. Ильин

Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

Игровые технологии

Б.П. Никитин

Проблемное обучение

Дж. Дьюи

Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре

Е.И. Пассов

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала

В.Ф. Шаталов

Технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса

Технология перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении

С.Н. Лысенкова

Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов

В.В. Фирсов

Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения детей по интересам

И.Н. Закатова

Технология индивидуализации обучения

И.Э. Унт, А.С. Границкая,

В.Д. Шадриков

Коллективный способ обучения

А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко

Групповые технологии

-

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения

-

Технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала

«Экология и диалектика»

Л.В. Тарасов

«Диалог культур»

В.С. Библер, С.Ю. Курганов

Укрупнение дидактических единиц (УДЕ)

П.М. Эрдниев

Реализация теории поэтапного формирования умственных действий

П.Я. Гальперин, М.Б. Волович

Частнопредметные технологии

Технология раннего и интенсивного обучения грамоте

Н.А. Зайцев

Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе

В.Н. Зайцев

Технология обучения математике на основе решения задач

Р.Г. Хазанкин

ПТ на основе системы эффективных уроков

А.А. Окунев

Система поэтапного обучения физике

Н.Н. Палтышев

Альтернативные технологии

Вальдорфская педагогика

Р. Штайнер

Технология свободного труда

С. Френе

Технология вероятностного образования

А.М. Лобок

Технология мастерских (близкие к ним - студии А.Н. Тубельского, погружения и цикловый метод)

-

Природосообразные технологии

Природосообразное воспитание грамотности

А.М. Кушнир

Технология саморазвития

М. Монтессори

Технологии развивающего обучения

Система развивающего обучения Занкова

Л.В. Занков

Технология развивающего обучения Эльконина - Давыдова

Д.Б. Эльконин,

В.В. Давыдов

Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности

И.П. Волков, И.П. Иванов, Г.С. Альтшуллер

Личностно ориентированное развивающее обучение

И.С. Якиманская

Технология саморазвивающего обучения

Г.К. Селевко

Технологии авторских школ

Школа адаптирующей педагогики

Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде

Модель «Русская школа»

М. Щетинин; И.Ф.Гончаров, Л.Н.Погодина и др.

«Школа самоопределения»

А.Н. Тубельский

Школа-парк

М.А. Балабан

Агрошкола

А.А. Католиков

«Школа Завтрашнего Дня»

Д. Ховард

Наша школа работает над внедрением личностно-ориентированных  ПТ.

О них немного подробнее.

Личностно-ориентированное образование  обеспечивает развитие тех качеств личности, которые помогут школьнику занять в жизни активную позицию, что важно при обучении младших школьников.

Одним из ведущих принципов  личностно-ориентированного обучения является проблемное изложение учебного материала. Это обеспечит связь обучения с жизнью, позволит использовать наиболее эффективные виды самостоятельной работы,  сделать процесс обучения динамичным и активным.

Модель личностно-ориентированной школы отличается от других моделей. Она предоставляет ребенку большую свободу выбора в процессе обучения. Не ученик подстраивается под сложившийся обучающий стиль учителя, а учитель согласует свои приемы и методы с познавательным миром ребенка. От командного стиля учитель переходит к сотрудничеству. Изменяется позиция ученика : от прилежного исполнения к активному творчеству. Учитель не только дает знания, но и создает оптимальные условия для развития личности ученика.

При внедрении личностно-ориентированной ПТ важно соблюдать следующие позиции:

1.Целеполагание(цель-развитие ученика. Создать такие условия, чтобы на каждом уроке ученик был заинтересован в саморазвитии).

2. Деятельность учителя (ученик, опираясь на совместные наработки, ведет самостоятельный поиск).

3. Деятельность ученика (он субъект деятельности. Деятельность идет не от учителя, а от ребенка).

4. Отношение учитель-ученик.(учитель организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей ученика).

Методы и приемы, используемые при работе личностно-ориентированной ПТ:

-диалогичность,

-творческий характер,

-индивидуальность ребенка,

-предоставление ученику необходимого пространства и свободы для принятия самостоятельных решений.

Итак, цель личностно-ориентированной ПТ –заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления личности ребенка.

Ребенок в конце урока, построенного по личностно-ориентированной ПТ способен ответить на вопрос, чему он научился, чего не мог делать вчера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме: «Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»

Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме:«Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»...

Взаимосвязь педагогических технологий и педагогического мастерства

Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство. Но педагогическое мастерство, с другой стороны, - высший уровен...

Современные педагогические технологии как средство развития педагогической компетентности.

Значение применения современных педагогических технологий для результативности учебного процесса....

Методические объединения, конспекты открытых мероприятий, педагогические технологии. Технологии интегрированного урока, нетрадиционные технологии. Формы, методы и способы обучения детей с ОВЗ. Технологическая карта урока.

Причины и возможности применения технологий интегрированного урока, нетрадиционных технологий, особенностей форм, методов и способов обучения в обучении детей с ограниченными возможностями з...

"Применение новых педагогических технологий. Личностно – ориентированные технологии. Технологии творческого развития»

Гуманизация образовательной среды в школе как условиеличностно – ориентированного образования.§1 Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников.§2 Личностно – ориентированны...