Исследовательская деятельность младшего школьника
статья по теме

Халиуллина Миляуша Фаритовна

Как начать формировать и развить  в ребенке интерес к самостоятельному исследованию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №143 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казани

Исследовательская деятельность учащихся как один из факторов повышения качества образования

                                                                                                  Выступление на августовских

                                                                                                  педагогических чтениях.

                                                                                                  Подготовила

                                                                                                 Халиуллина М.Ф.,

                                                                                                  I кв. категория

2013 год

Исследовательская   деятельность младших школьников – это творческая познавательная деятельность, направленная на постижение мира, «открытие детьми новых для них знаний. Она обеспечивает условия для продуктивного развития их творческого потенциала, является средством активизации учащихся, формирования у них интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого

Исследовательскую деятельность младших школьников следует определить как учебно-исследовательскую, так как она направлена на «открытие» субъектных знаний, формирование умений необходимых для  осуществления поиска новой информации, усвоение приемов и способов самостоятельного познания.

Актуальность организации исследовательской деятельности младших школьников  связана с тем, что современное образование направлено на формирование личности, которая обладает такими качествами как самостоятельность, активность, умение творчески подходить к решению возникающих проблем. С 2011 учебного года начальные школы  работают по новому образовательному стандарту. Требования к усвоению дисциплины “Окружающий мир” в стандарте сформированы следующим образом:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к своей стране, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

3) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, опыт, сравнение, классификация с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей).  Основная идея стандарта в этом плане заключается в том, чтобы школьники могли научиться пользоваться этими способами для самостоятельного познания окружающего мира.

Актуальность определяется еще и тем, что формировать исследовательские умения необходимо начинать формировать еще в начальной школе, так как именно в этом возрасте закладываются многие качества личности, от которых зависит успешность человека в будущем.

  • Дисциплина «Окружающий мир» предоставляет большие возможности  для организации исследований по различным темам в начальной школе. В современной школе авторы многих программ по курсу «Окружающий мир» считают исследовательскую деятельность основной формой организации учебного процесса. В настоящее время  во всех сферах общественной жизни востребованы  люди  адаптированные, творческие,  активные, мобильные и инициативные. Современный человек должен уметь  наблюдать, анализировать, делать  предположения, отвечать за принятые решения.
  • Сегодня возрастает значимость знания и, поэтому в школе  возникла необходимость поиска новых методов обучения и воспитания, направленных на пропаганду интеллектуальных ценностей и авторитета знаний, навыков научной работы и профессиональной научной деятельности.
  • «Мысль – как цветок, который постепенно накапливает жизненные соки. Дадим же корням эти соки, откроем перед цветком солнце – и он расцветёт. Будем учить ребёнка думать, откроем перед ним первоисточник мысли – окружающий мир. Дадим ему величайшую человеческую радость – радость познания».

В.А.Сухомлинский                  

  • Эти слова созвучны моему пониманию учительского труда, тем более что «открытие мира» - главная задача учителя начальных классов.
  • Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но собственная исследовательская практика, бесспорно, - один из самых эффективных. Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? Не все дети являются маленькими гениями. Но у любого ребёнка есть свои сильные стороны, свой дар, своё исследовательское поведение. А если не обращать на них внимание в детстве, – это может оставить отпечаток на всей дальнейшей жизни ребёнка: он будет чувствовать себя бездарным и пустым человеком.
  • Свою работу по организации проектно-исследовательской деятельности я начала с проведения диагностики по изучению интересов и склонностей обучающихся. На основе полученных данных создался образ класса, и была спланирована дальнейшая работа.
  • Главное  – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.
  • Затем систематически  направлять и корректировать исследовательскую деятельность учащихся.
  • С первого класса я начала вовлекать своих учеников в мини-исследования, начиная с уроков окружающего мира.  Например,  по теме «Как живут птицы»

Почти все работы учащихся носят сначала  коллективный характер, тематика определяется   в основном мною, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.

  • На всех этапах я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, в интернете, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в “помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи.  Ребёнок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу. Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии.
  • Я считаю если ученик, сумеет провести исследование, справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в различных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к современным условиям. Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться. Важно не сужать мировоззрение учеников, а развивать в них способность активно, самостоятельно выстраивать свой путь познания, свою жизнь.
  • Мы всегда должны помнить, что дети приходят в школу учиться, то есть учить себя.  Исследовательская деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Роль преподавателя — помочь детям в этом.

. «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить»

А. Дистервег


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие познавательной и исследовательской деятельности младших школьников в кружковой деятельности. »

Различные формы организации кружковых занятий способствуют развитию познавательской и исследовательской деятельности учащихся....

Концепция на тему:"Исследовательская деятельность младших школьников как форма организации познавательной деятельности"

Интересный материал для учителей начальных классов, которые работают с одарёнными детьми....

Обобщение педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание  необходимых и современных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. В соответстви...

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности "Юный эколог"

Из опыта работы по экологическому образованию учащихся на примере проекта "Цветок"...

Задания, позволяющие организовать исследовательскую деятельность младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Данные задания и упражнения помогут учителям в организации занятий факультативного курса "Я- исследователь" (авт. А.И.Савенков). Так же их можно использовать на уроках в начальной школе для развития и...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

В статье описан опыт работы по использованию проектно-исследовательской деятельности на занятиях в кружках и во внеклассной работе...