Базовая модель обобщенного опыта
учебно-методический материал на тему

Баранова Анна Юрьевна
Базовая модель обобщенного опыта работы учителя начальных классов МОУСОШ № 21  г. Тулы Барановой Анны Юрьевны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bazovaya_model_obobshchennogo_opyta.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Базовая модель

обобщенного опыта работы

учителя начальных классов

МОУСОШ № 21  г. Тулы

Барановой Анны Юрьевны.

Тема опыта: Развитие познавательных способностей

младших школьников.

Идея опыта: Развитие познавательных способностей
младших школьников с использованием информационно-коммуникационных технологий.


ИПМ 1.Сведения об авторе.

Меня зовут Баранова Анна Юрьевна. Я родилась 29.10.75. У меня высшее педагогическое образование. В 1995 году я закончила Тульский Педагогический Колледж № 1, по специальности «Преподавание в начальных классах», в 2001г Тульский Государственный Педагогический Университет им. Л.Н.Толстого по специальности «Русский язык и литература». Общий стаж – 15 лет, стаж педагогической работы – 12 лет.

12 декабря 2007 года мне присвоена вторая квалификационная категория.

В 2007-2008 учебном году я посещала курсы в Институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области по образовательной программе «Повышение квалификации учителей начальных классов» в объеме 162 часов.

В 2008-2009 учебном году я посещала курсы в Государственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования Тульской области «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области » по дополнительной профессиональной образовательной программе: «Повышение квалификации учителей экономики в общеобразовательных учреждениях» в объеме 102 часов. С 2009 года я преподаю экономику в начальных классах.


ИПМ 2. Условия формирования опыта.

Мой педагогический опыт сложился на основе публикаций в журналах и газетах, на основе работы педагогов школы (посещение открытых уроков, мастер-классов, творческих мастерских), участие в школьных и районных методических объединений, использования в своей работе сети Интернет, использования на уроках ИКТ.

 Современные информационные технологии открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения. Учитель получает дополнительные возможности для поддержки и направления личности обучаемого, творческого поиска и организации их совместной работы. Благодаря доступу к сетям телекоммуникаций учитель не только существенно повышает информационную вооружённость, но и получает уникальную возможность общения со своими коллегами практически во всём мире. Это создаёт идеальные условия и для профессионального общения, ведения совместной учебно-методической и научной работы, обмена учебными разработками, компьютерными программами, данными. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей.

Характеристика школы.

В нашей школе 544 учащихся, 22 класса-комплекта. Я работаю в кабинете для начальной школы. Он не оборудован современными технологическими средствами. Но на своих уроках я использую ноутбук и проектор. В школе есть мультимедийный кабинет. В нем также можно проводить уроки.


ИПМ 3.Теоретическая интерпретация опыта.

Познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому, без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна. Они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты, они развиваются в деятельности, и сами представляют собой особые виды деятельности.
Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды.  

Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития познавательных процессов нельзя. По мере их развития, совершенствуются и сами способности, приобретая нужные качества. Знание психологической структуры познавательных процессов, законов их формирования необходимо для правильного выбора метода обучения и воспитания. Большой вклад в изучение и развитие познавательных процессов внесли и такие ученые, как: Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Л.С. Сахаров, А.Н. Соколов, Ж Пиаже, С.Л. Рубинштейн и др.

Ими были разработаны различные методики и теории формирования познавательных процессов. И сейчас, чтобы успешно развивать познавательные процессы в учебной деятельности, необходимо, искать более современные средства и методы обучения. Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями на уроках и будет являться одним из таких средств.

С развитием современной информационной технологии, система “человек и компьютер” быстро превратилась в проблему, которая касается всех членов общества, а не только специалистов, поэтому воздействие человека с компьютером должно быть обеспечено школьным образованием.  Чем раньше мы это начнем, те быстрее будет развиваться наше общество, так как современное общество информации требует знаний работы с компьютером:

1) его использование оптимизирует деятельность учителя;

2) применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различие ситуации и среды, развивая при этом творческие и познавательные способности учащихся;

3) он позволяет усилить познавательные интересы ученика.

Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка тем равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. Терпеливый товарищ и мудрый наставник, творец сказочных миров и персоналий, вершина интеллектуальных достижений человечества, компьютер играет все большую роль в досуговой деятельности современных детей и в формировании их психофизических качеств и развитии личности. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. Использование ИКТ на уроках позволяет в полной мере реализовывать основные принципы активизации познавательной деятельности: принцип равенства позиций, принцип доверительности, принцип обратной связи, принцип занятия исследовательской позиции. ИКТ вызывают у ребёнка интерес: анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребёнка. Диапазон использования компьютера в учебно-воспитаельном процессе очень велик. Компьютер значительно расширил возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации. Одним из источников мотивации является занимательность. Проблема развития познавательных способностей рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов. Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Руссо Ж-Ж определяли познавательную активность как естественное стремление учащихся к познанию.

Современные отечественные исследователи изучали особенности познавательной деятельности и способы ее активизации у младших школьников. Это Маркова А. К., Лозовая В. И., Тельнова Ж. Н., Щукина Г. И. и многие другие.

Таким образом, актуальность темы развития познавательных способностей определяется противоречием между насущной необходимостью развития познавательной активности младших школьников и недостаточным использованием возможности совершенствования данного процесса.

Познавательная активность отражает определенный интерес младших школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению знаний, расширению знаний, расширение кругозора.

Каковы же функции компьютера в обучении?

Во-первых, компьютер помогает сделать занятия индивидуальными даже в условиях одновременного массового (группового) обучения, позволяя школьнику выбирать подходящий для себя темп обучения.

Во-вторых, компьютер даёт учителю возможность оперативно корректировать действия ученика, организовать самоконтроль учащихся. Это особенно важно для детей с высокой динамичностью возбудительного процесса, не обладающих, за редким исключением, должным уровнем внимания и памяти. Такие ученики делают много ошибок при письме, заменяя, пропуская или переставляя символы. Эти учащиеся сначала напишут, а потом обдумывают – и начинаются исправления.

В-третьих, использование компьютерных игр положительно влияет на развитие ребёнка: развиваются такие важные операции мышления, как обобщение и классификация; они способствуют развитию логического мышления; в процессе таких занятий улучшается память и внимание детей, развивается моторика (моторная координация) и координация совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов; интерес, который вызывают занятия с компьютером лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание.

Среди дидактических возможностей ИКТ можно выделить:

  • фрагментарное использование ИКТ в зависимости от цели этапа урока;
  • осуществление индивидуализации обучения, ориентация на конкретного ученика;
  • сочетание индивидуальной работы с работой всего класса;
  • сочетание обучения с игрой.

Для решения задачи развития познавательной активности учащихся важно, чтобы они не столько получали готовые знания, сколько открывали их заново. При этом задача учителя – возбудить внимание учащихся, их интерес к учебной теме, усилить на этой основе познавательную активность.

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях. Он повышает качество знаний, продвигает ребёнка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребёнка, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.


ИПМ 4. Технология педагогического опыта.

1 класс.

Тема: Буквы Х, х, звуки [х], [х].

Цели: познакомить  с новыми буквами и звуками, научить давать им характеристику и анализировать слова с новыми звуками, производить звукобуквенный анализ, развивать фонематический слух, речь, мышление, воспитывать интерес к родному языку.                                                                                                                                                                

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок,

Начался урок,

На меня все посмотрели

И тихонько быстро сели.

2.Повторение пройденного.

  • Какие гласные буквы мы выучили?
  • На какие группы их можно разделить?
  • Назовите парные согласные.

Назовите согласные, которые всегда твёрдые, мягкие.

Назовите на слух слова со звуком [й].  – Слайд 2.

Поясните, что случилось? Отчего слово, взяло и изменилось? – Слайд 3

Игра « Пятый лишний». – Слайд 4.

3.Физминутка.

4.Постановка темы и цели урока.

Запишите отгадки в тетрадь, разделите слова на слоги и поставьте ударение.

  • Мягкий, пушистый и душистый.
    Он и чёрный, он и белый,
    И бывает подгорелый. (Хлеб).
  • За дверкой этой лёд и иней,

Здесь даже летом холод зимний. (Холодильник).

  • Что за будильник:

Живой с гребешком,

 Крыльями машет,

А ходит пешком. (Петух).

Какая буква есть во всех словах?

Сегодня на уроке мы узнаем об этой букве.

5. Изучение нового материала.

Сделайте схему слов петух и петухи.

Проверим – слайд 5.

Сравните схемы: что общего, чем отличаются?

 

Дайте характеристику звуку [х] и [х].

Чтение слогов с буквой х. – Слайд 6.

Подберите слова с этими слогами.

Проверка. Слайд 6.

6. Физминутка.

7. Изучение нового материала.

Беседа по иллюстрации на стр. 161-162.

  • Что изображено крупным планом на иллюстрациия7
  • Кого в России встречают хлебом-солью?
  • Каким изображено солнышко?
  • Прочитайте пословицы. Как вы понимаете их смысл?
  • Где выращивают хлеб?
  • Посмотрите как 100 лет назад выращивали хлеб.
  • Как теперь выращивают хлеб?

Чтение текста. Выделение главной мысли каждого предложения.

8. Итог урока.

  • С какой буквой познакомились на уроке?
  • Охарактеризуйте звуки, которые обозначает буква х.
  • Какие задания мы выполняли?
  • Какие из них вам понравились больше всего?

ИПМ 5. Результативность опыта.

Работа с компьютером у детей повышает интерес и усиливает возможности доступа к современной, свежей информации, осуществляет «диалог» с источником знаний, к новой форме оценки знаний.

В настоящее время на первое место в моей работе выходят компьютерные технологии. Но уроках использую компьютерные игры развивающего характера, программы Microsoft Word; приложения Power Point; Excel и другие.

Использование ИКТ на уроке позволили мне в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

  • - принцип равенства позиций;
  • - принцип доверительности;
  • - принцип обратной связи;
  • - принцип занятия исследовательской позиции.

Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника, представить его образно и показать завораживающую красоту растительного и животного мира, природных явлений.

ИКТ вызывает у младшего школьника интерес; анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребёнка.

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:

  • -повышает качество знаний;
  • -продвигает ребёнка в общем развитии;
  • -помогает преодолеть трудности
  • -вносит радость в жизнь ребёнка;
  • -позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития;
  • -создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.


Сравнительная диаграмма успеваемости

Сравнительная диаграмма качества знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Работа со словообразовательными моделями как средство формирования орфографической зоркости младших школьников»

Нужно учить детей с первых лет обучения в школе не только умению разбирать слова по составу, но и умению использовать результаты этого разбора для выбора правильного написания слова, для определения е...

Обобщение опыта учителя начальных классов «Активизация познавательной деятельности через духовно-нравственное воспитание» обобщение опыта

Я рассказываю ребёнку о том, как жили его предки много сотен лет, ввожу детей в жизнь традиции, стараюсь воспитывать на традициях русской культуры.Считаю, что школа, сберегающая и воспитывающая эти це...

Базовая модель обобщенного опыта работы по теме «Реализация технологии системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе»

Идея: обеспечение продуктивной и успешной деятельности младших школьников на уроках математики средствами системно-деятельностного подхода....

Обобщение опыта по теме "Формирование базовых учебных действий на уроках математики в начальных классах как средство социализации обучающихся с ОВЗ."

В данном опыте раскрывается система работы учителя по формированию БУД при работе с детьми с ОВЗ, подробно рассматривается мониторинг результативности опыта за 3 года работы в рамках ФГОС....

Базовая модель современного урока

Базовая модель современного урока в виде таблицы....