Эссе
статья на тему

Эссе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx26.22 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           

                                                                Мне звезда упала на ладошку,

                                                                 И спросила я: «Откуда ты?»

                                                                 «Указать хочу тебе дорожку,

                                                                 По которой вместе нам идти,-

                                                                 А потом добавила, сверкая,

                                                                 Словно колокольчик прозвенел,-

                                                                 Не смотрите, что невелика я,

                                                                 Я умею делать много дел …»

     Я никогда не задумывалась, почему стала учителем, и только сейчас, готовясь к конкурсу и вспомнив малоизвестную песню о звёздочке, я поняла, что это произошло не случайно.

     Судьба подарила мне встречу с замечательным педагогом, мастером своего дела, умной, доброй хрупкой женщиной – моей классной руководительницей…. Это удивительный человек, талантливый педагог, сильная личность, строгая, внимательная, требовательная, с огромной силой воли, неиссякаемым чувством юмора и безграничной любовью к детям. Она, как огромная, пылающая ярким огнём звезда, «горела» сама и «зажигала» других. Та деловая атмосфера урока с его проблемными ситуациями, творческим поиском, ожиданием открытия новых знаний вспоминается мне и сейчас и является для меня образцом. А всегда доброжелательный взгляд моего учителя, как тёплый лучик солнца, подбадривал, согревал и как бы говорил: «Не бойся, смелее, ты на правильном пути!» Как мне тогда хотелось быть хоть чуть-чуть похожей на неё. Вот так сама, того не зная, …, направила меня по пути, ведущему к профессии педагога.

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовётся.

Посеять в душах благодать,

Увы, не всякий раз даётся.

Но мы обязаны мечтать

О дивном времени, о веке,

Когда звездой прекрасной стать

Сумеет личность человека.

И мы обязаны творить,

Презрев все тяготы мирские,

Чтоб истин светлых заложить

Зачатки в души молодые.

Чтоб верный путь им указать,

Помочь в толпе не раствориться.

Нам не дано предугадать,

Но мы обязаны стремиться.

        Я понимаю, что вся наша жизнь состоит из выбора. Каждый учитель имеет право выбрать, каким ему быть!

        Ремесленником, который по готовым размерам и образцу, вытачивает деталь - ученика, или астрономом, открывающим новую звёздочку. Считать результат в обучении главным критерием оценки своей деятельности или помочь в раскрытии заложенного в каждом ребёнке потенциала и в обретении им собственного «я». Подтверждать своё превосходство над учеником или положить в основу общения равенство. Принуждать и подавлять или побуждать и уважать. Быть укротителем или Учителем!

     Я выбрала всё, что после «или». Думаю, что сделала правильный выбор.

     Передо мной, как кадры из фильма, пробегают лица моих учеников, которые каждый день ждут от меня чего-то нового, интересного, необычного. Как же это сделать?

     В первую очередь – научить учиться. А этого может достичь лишь учитель, обладающий педагогическим мастерством.  В этом заключена моя педагогическая философия – я стремлюсь стать мастером своего дела.  Учитель, как мастер своего дела, должен в совершенстве владеть педагогическими технологиями, знаниями и способностями, коммуникативностью. Разделяю мнение К. Д. Ушинского: «Педагог живёт до тех пор, пока он учится», поэтому любой учитель - это всегда ученик.  Как сказал В. А. Сухомлинский: «Чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей сияющего солнца знаний».  В современных условиях, чтобы соответствовать постоянно изменяющимся потребностям общества, нужно настойчиво искать новую информацию, профессионально её использовать. Я, как педагог, нахожусь в постоянном профессиональном поиске своего «я».    

         Все люди во всяком возрасте – ученики и учителя. Хотят они того или не очень. Стремятся к этому или тщательно этого избегают. Родители маленького ребёнка поневоле учатся понимать его желания и нежелания, учатся тому, как лучше эти желания исполнять или как отвлекать малыша от них. Подросшие дети, молодые люди, взрослые мужчины и женщины, глубокие старики – все учат других и самих себя, учатся у сверстников, у младших и старших, учатся тому, как сделать свою жизнь лучше. Они далеко не всегда осознают себя учениками и учителями. Но это не важно.

Есть большая группа людей, для которых учить – часть постоянной работы. Это тренеры, режиссёры, руководители разных рангов… А есть люди, для которых учить – профессия. Это педагоги. Это люди счастливой судьбы. Счастливой не в том смысле, что жизнь щедро рассыпала перед ними свои дары – бери и пользуйся. Напротив. Путь этих людей тернист и труден. Все новые и новые преграды возникают впереди. Но идут вперед эти люди. Идут потому, что не могут не идти. Это их путь. Единственный. Другого для них нет. Преодолевая одни препятствия, они обретают силы для борьбы со следующими ради конечной высокой цели, которая владеет всеми их помыслами. В этом их счастье. Счастье трудного пути. Счастье творческого дерзания. Самое высокое на земле счастье – жить с людьми и ради людей.

Вспоминаю, как впервые я перешагнула порог школы, в которой прошли … незабываемых лет учёбы, уже не школьницей, а учителем.

Первые уроки. Первые ученики глядели на меня с любопытством и долей сомнения. Именно тогда я поняла, что профессия учителя уникальная. Здесь царит справедливость. Главное – это ответственность за судьбу тех, кого ты призван любить. Дети как награда, как дар природы. Природа доверилась человеку: «Вот ребёнок, он безграничен, как Я, возьми его, воспитай, дай развитие, учи жить по-человечески, творить, сделай его моим венцом…»

Сколько сложностей ожидало меня, когда впервые переступила порог класса. Нет опыта, не с чем сравнивать каждую новую педагогическую ситуацию. Училась быть и уравновешенной, и строгой, и уступчивой, и требовательной, и жизнерадостной... А дети не ждут. Пусть наши ученики ошибаются, пусть они спорят и не соглашаются с нами, учителями. Пусть только они никогда не будут равнодушными. Дети – всегда дети, и об этом нужно не только постоянно помнить, но и каждую секунду жить этим чувством, сверять по нему каждое своё действие...

           С тех пор прошло … лет. Годы моей работы в школе – годы огромного труда над собой.  И хочу выделить следующие составляющие моей педагогической философии:
1.    Это приоритет главных человечески ценностей: доброты, любви, справедливости, честности, требовательности, толерантности.
2.    Постоянный творческий поиск, самовоспитание и саморазвитие.
3.    Следование в профессии девизу «научить – учиться», помня заповедь Сократа: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светиться».
 

        И вот очередной мой первый класс…

        Я стою, полная надежд и тревог, смотрю на своих учеников. Какие красивые дети, сколько улыбок! Они ещё не знают меня, но уже посылают очаровательный свет - свет своей чистой, маленькой детской души, смотрят на меня доверчивыми глазами. Мои дети, как маленькие звёздочки. Одни ярко горят - жаждут знаний, другие едва мерцают - тревожатся, переживают.

        Моя задача: «зажечь» их так, чтобы все они ярко и уверенно сияли, даря окружающим свет, тепло, радость.

        Мы смотрим друг другу в глаза и понимаем, что первый контакт состоялся: «Я люблю вас, дети, я помогу вам, я подарю вам частичку своей души, а вы? Вы поможете мне?»

        Л.В.Занков говорил, что никакая, даже самая лучшая методика не принесёт результата, если нет дружелюбных, уважительных отношений между учителем и учеником. И мне очень близка его позиция.

        Решая проблемную ситуацию на уроке, я стараюсь выслушать мнения всех учеников. Они спорят, доказывают, фантазируют, вовлекают в обсуждение всё новых и новых участников. Никто не остаётся равнодушным, даже те, кто молча сидел и с интересом наблюдал за происходящим. И вот все суждения выслушаны, спор закончен.

      Мои дети замолкают и вопросительно смотрят на меня: «А как же будет правильно, Леля Алибековна?» Мы принимаем все версии и начинаем доказывать или отвергать каждую. Иногда для этого нужно проделать опыт, провести эксперимент, смоделировать ситуацию, сходить в библиотеку, чтобы посмотреть нужную литературу. Дети загораются и с интересом «докапываются» до сути. Не остаются безучастными и родители, ведь нередко приходится прибегать и к их помощи.

      Такие уроки требуют огромного количества времени, но они и запоминаются лучше, заставляют детей мыслить, творить, преобразовывать, развивают, учат общаться друг с другом. И я искренне радуюсь. Это мои дети! Они заискрились, засветились, смогли разрешить проблему, совершили свое «открытие», и каждый внёс посильный вклад в понимание истины, и продвинулся на одну ступеньку вперёд в познании, даже самый слабый.

        Шаг за шагом, год за годом мы с интересом «открываем» друг друга. Мои маленькие «звёздочки» становятся умнее, сильнее, увереннее в себе. Уже свет и тепло своей души они дарят не только мне, но и друг другу. Они идут дальше, освещая окружающих своим тёплым, добрым сиянием. Ни один смотр художественной самодеятельности в нашем городке не проходит без участия моих детей. Быстроту ума, ловкость и находчивость мои дети демонстрируют на олимпиадах и соревнованиях. Я наблюдаю за каждым из них, искренне радуюсь, горжусь и переживаю, ведь в них есть частичка моей души.

     И завтра, и послезавтра, и каждый последующий день я твердо знаю, что буду зажигать лучи солнца в каждом из моих учеников. Я – учитель, и не могу иначе!

        Мои дети, вы растёте… Каждый из вас талантлив! Летите, мои маленькие звёздочки, дарите радость людям! Идите дальше своего учителя! Я же остаюсь, чтобы продолжить свой путь «через тернии к звёздам»…

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе

Рассвет. Здравствуй новый день! Спешу в Родную МОУ "первомайская СОШ" к своим незнайкам и почемучкам. Ждут меня там двадцать пять упрямых пытливых ребят. Они непокорны, как горные реки, капризны, бесс...

Мое педагогическое эссе.

Размышление о том, почему я много лет работаю учителем самых маленьких жителей "школьной страны"....

Эссе

Моё педагогическое кредо...

Эссе «Новые информационные технологии в обучении»

 Эссе «Новые информационные технологии в обучении». В работе отражается взгляд педагога на данную проблему....

Эссе "Счастливый дар-учить детей"

Эссе "Счастливый дар-учить детей". ...Есть на земле немало достойных профессий, но педагогами становятся по особому призванию и велению сердца те, кто изо дня в день дарит тепло своей души и отдает се...