ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
статья (1, 2, 3, 4 класс) по теме

татьяна викторовна скородиевская

В статье рассматривается проблема самостоятельности в выборе образовательных целей учащимися и владения технологией целеполагания педагогами. Особое внимание уделено рассмотрению составляющих целеполагания. Рассматривается методика постановки целей и их значение в педагогической практике. Приведены примеры применения критериев умной цели, а также типичные ошибки, наиболее часто встречающиеся при постановке целей и в педагогической практике

Скачать:


Предварительный просмотр:

Скородиевская Татьяна Викторовна, учитель начальных классов

МКОУ «Кайлинская СОШ им. Героя Советского Союза В.Д.Жихарева» Яйского района Кемеровской области

адрес statvik2008@yandex.ru

ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Введение

Новые образовательные стандарты, а точнее, сама жизнь, поставили перед школой инновационные задачи. На смену традиционной системе приходят субъект-субъектные отношения, индивидуализация обучения, самостоятельный выбор образовательных целей учащимися. Конечно, не на всех уровнях обучения и не все учащиеся сразу самостоятельно могут определить и сформировать собственную образовательную траекторию. Эти процессы должны идти в тесном взаимодействии учащегося и педагога. При этом педагоги сами должны уверенно владеть техникой целеполагания, чётко понимать, какие цели и задачи решает их предмет, как эти цели соотносятся с индивидуальной траекторией учащегося.

Новые образовательные стандарты намного шире рассматривают задачи современного образования, вводя в базовую подготовку помимо усвоения предметных знаний формирование предметных умений, новое качество воспитания подрастающего поколения, приобретение умений обучаться, всестороннее личностное развитие, эффективную социализацию и обеспечение здоровьесбережения учащихся. Все эти задачи должны решаться в процессе любого образовательного мероприятия, которые, в своей совокупности, формируют систему дошкольного, школьного, дополнительного или высшего образования. Поэтому спектр целей, достигаемых на каждом занятии, на каждом уроке, сегодня расширился и каждая из целей должна быть точно и грамотно сформулирована. Помимо целей предмета, темы конкретного урока любому педагогу необходимо в своей профессиональной деятельности чётко ставить метапредметные и воспитательные цели, обеспечивающие формирование УУД (универсальные учебные действия) и личностное развитие учащихся. От точности постановки целей зависит траектория движения к ним, объём требуемых ресурсов и качество достигаемых результатов. Становится понятным необходимость и важность грамотного целеполагания – основополагающего этапа в проектировании педагогического процесса, под которым понимают комплексный процесс формирования цели. В зависимости от проектируемой области он начинается с диагностики уровня знаний и умений учащегося, либо уровня развития тех или иных качеств личности, либо сформированности универсальных учебных действий и т.д. Задачей первого этапа является выявление проблемных зон в проектируемой области.

Результаты анализа проблемного поля позволяют перейти к определению направлений будущей образовательной деятельности. Выявленные проблемные зоны становятся областью приложения усилий педагога и учащихся. Чтобы обеспечить высокую результативность деятельности участников образовательного процесса определяются её цели.

Для максимально точного определения и формулирования цели используются специальные методы и техники постановки. Итогом комплексного процесса целеполагания являются сформулированные цели обучения, воспитания, развития и социализации учащегося. Когда цели поставлены, можно переходить к их реализации, т.е., проектированию того пути, по которому пойдёт образовательный процесс.

Целеполагание в своей основе содержит три составляющих – смыслообразующую, содержательную и техническую. Первая отвечает на вопрос «Зачем?», вторая на вопрос «Что?», третья на вопрос «Как?». Отвечая на первый вопрос, мы определяем те образовательные ценности, ради которых будет осуществляться целенаправленная деятельность. Прорабатывая второй вопрос, мы формируем процесс, развитие которого на уроке мы будем задавать данной целью, а, рассматривая третий, мы обращаемся к той или иной технике постановки цели.

Определения

Толковый словарь русского языка [6, с.605] даёт такие определения цели:

- объект для попадания при стрельбе или метании;

- заранее намеченный пункт следования:

- то, к чему стремятся, что намечено  достигнуть; предел;

намерение, которое должно осуществить.

В толковом словаре Ожегова С.И. [4, с.802] под целью понимается «то, к чему стремятся, что надо осуществить».

Итак, цель, как научное понятие, есть представление в сознании субъекта результата, на достижение которого направлена его деятельность. Т.е. это то, к чему стремятся, что надо достичь, осуществить, реализовать, получить.

Реальное планирование и соответствующее ему целеполагание требуют новых подходов и нового отношения к себе. Если мы не только хотим ставить реальные цели, но и достигать их, то нам необходимо принципиально изменить подходы к целеполаганию. Применительно к профессиональной деятельности учителя средней школы цели можно сформулировать следующим образом:

  1.  Цель это то, что для нас имеет смысл, ценность, сможет удовлетворить наши желания, амбиции, обеспечит выполнение профессиональных обязанностей. Например, «Победа в конкурсе «Сельский учитель». Формулировка цели в этом случае может быть такой: «Одержу победу в муниципальном конкурсе педагогов в номинации «Самый классный классный».
  2. Нечто совершенно реальное, определённое, конкретное, измеримое, обладающее формой и содержанием. Например: «Получу грант в профессиональном конкурсе».
  3. То, чего пока нет, но мы это хотим достичь, получить, иметь, использовать. Например, «Прибавка к ежемесячной зарплате 2000 рублей».
  4. То, к чему надо прийти, в прямом или переносном смысле, для чего требуется приложить усилия, затратить ресурсы. Например, «Моя работа признана лучшей по итогам комплексной оценки за этот год».

То, что нужно нам не вообще, а в конкретное время, в конкретном месте, в конкретных условиях. Например, «Проведу отдых с мужем в палатке на берегу реки Кия в июле 2015 года».

Рассматривая приведённые критерии по отдельности и в совокупности, мы приходим к выводу: цель – это краеугольный камень осмысленной деятельности, она является ориентиром для понимания наших желаний, она задаёт вектор нашим мыслям, словам и действиям, она является индикатором достижения наших желаний. Цель наполняет нашу деятельность смыслом, обеспечивает наши усилия мотивационным потенциалом, является критерием успеха нашего движения в выбранном направлении. Отсюда становится понятной важность постановки цели и значение точного её определения, точности её формулировки.

Итак, цель – это представление о желаемом результате деятельности, нашей или других людей, а формулировка цели – это описание представления о данном результате.

Педагогический процесс – это всегда целенаправленный процесс. Педагог управляет образовательным процессом, управляет учащимися, их деятельностью. Без ясного представления о цели нельзя достичь эффективности управления и качественных образовательных результатов. Причём, ясное представление о целях образовательного процесса должно быть и у учащихся. Осознание целей своего обучения, понимание значимости этих целей обеспечивает высокий уровень мотивации учащихся, наполняет смыслом их учебную деятельность, вносит серьёзный вклад в формирование индивидуальной траектории обучения.

Образовательные цели прописаны в государственных образовательных стандартах. Они определяют результаты обучения, воспитания, развития и социализации учащихся на разных этапах образовательного процесса. Цели каждого конкретного образовательного мероприятия должен определять педагог, соотнося эти цели с целями стандартов. Поставить педагогическую цель означает определить те изменения в личности учащегося, которые хочет достичь педагог. Значит, планируя образовательное мероприятие, необходимо подходить к постановке целей с позиции всего комплекса задач современного образовательного процесса, не ограничиваясь только предметными целями. В этом случае каждое образовательное мероприятие будет содействовать продвижению учащихся к качественной подготовке к современной жизни.

Каким образом можно на уроке достигать цели, не связанные с изучением предмета? В рамках технологии репродуктивного обучения такие возможности резко ограничены. Поэтому новые образовательные стандарты ориентированы на современные образовательные технологии, например, технологию активных методов обучения (АМО), технологию модерации, технологию социального проектирования, технологию интерактивного обучения [5, с.163]. В формате технологии АМО педагог – предметник совершенно обоснованно может ставить комплекс образовательных задач и уверенно их достигать. Для чего педагог определяет цели?  Во – первых, в целях образовательного мероприятия формулируются ключевые результаты, к которым будут стремиться все участники образовательного процесса. Во–вторых, цели определяют направления, по которым будет выстраиваться образовательный процесс. В третьих, цели помогают определять необходимое содержание, источники, технологии и методы обучения, воспитания, развития и социализации учащихся. В четвёртых, цели являются индикаторами, обеспечивающими точное определение результативности усилий педагога и учащихся. В пятых, цель является мотиватором познавательной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя.

Таким образом, кратко определив  смыслообразующую и содержательную составляющие целеполагания, перейдём к технической (инструментальной) составляющей процесса определения и формулировки цели, т.е., целеполаганию.

Ошибки целеполагания

Определим, почему привычные  нам методы определения целей не всегда приводят к запланированным результатам. Ясно, что определение цели стохастическим методом может только случайно закончиться успехом, в то время как использование проверенных методов может свести усилия на нет. Чтобы определить, почему так происходит, разберём наиболее часто встречающиеся ошибки постановки цели:

- недиагностично поставленные цели. Формулировка цели в таком случае не позволяет объективно определить, достигнута цель или нет, и если достигнута, то в какой степени. Чаще всего в таких формулировках отсутствует описание результата деятельности, например, «изучить главу», «прочитать текст», «познакомиться с новым материалом» и т.д. Диагностично поставленная цель предполагает формулировку, описывающую результаты обучения, выраженные через действия учеников, которое можно реально опознать. Такие цели называются диагностичными (диагностируемыми, диагностическими или операционными). Примеры формулировок диагностических целей обучения приведены в известной педагогам таксономии образовательных целей Б.С.Блума [1, с.3]  , а также в работах Заир-Бек С.И., Муштавинской И.В., Кларина М.В.  [2, с.62; 3, с.154].

- глобализация цели. Например, заявленная цель классного часа – воспитание толерантности у учащихся. Понятно, что цель нереальна, поскольку за один классный час этого не достичь, необходима полноценная программа, состоящая из комплекса взаимосвязанных занятий, мероприятий, имеющих локальные цели, достижение которых своей совокупностью будет содействовать развитию толерантности;

- сужение спектра целей или занижение уровня цели. Постановка слабой цели, когда есть ресурсы и потенциальные возможности для достижения более объёмной цели или цели более высокого уровня. Достижение ограниченной цели имеет смысл, но при этом возникает ситуация упущенных возможностей, снижается эффективность образовательного процесса, например, когда педагог не ставит цели воспитания и развития, ограничиваясь только предметными целями;

- неинтересные для учащихся цели. Цель поставлена в плоскости, далёкой от интересов учащихся, без привязки к реальным сегодняшним или будущим потребностям учащихся, без объяснения практической значимости цели для важных сторон жизни. Цель навязана учащимся извне, без учёта их интересов, их мотивов;

- нечётко поставленные, непонятные для учащихся, размытые, недостаточно конкретные цели.

- неточно поставленные цели. Сформулированная цель не отражает или отражает неточно желаемую ситуацию. Возникает противоречие, нестыковка между целью и деятельностью. Даже качественно выполненная работа не приводит к достижению желаемой ситуации;

- декларативность в постановке цели. Подмена цели лозунгом. Цель – пожелание или всеобщая цель, например: «Давайте одолеем безграмотность», «Неплохо было бы поработать в этом направлении», «Необходимо достигнуть значимых успехов в изучении данного предмета» и т.д.;

- подмена цели задачей или темой. Учитель говорит, что  цель урока – изучить безударные гласные в корне слова. Но безударные гласные в корне слова – это тема раздела. Цели уроков по данному разделу не изучение безударных гласных в корне слова, а приобретение конкретных умений, например, научиться проверять обозначение на письме безударного звука в корне слова, или самостоятельно сформулировать правила проверки правописания букв безударных гласных в корне слова.

Ещё пример подобной цели – помыть столы и стулья в классе. Но помыть стулья – это задача, а цель – чистые столы и стулья, без разводов, пятен и потёков.

Часто учителя путаются в терминах и понятиях целей и задач. Для того чтобы отличить цель от задачи, необходимо прибегнуть к здравому смыслу и имеющейся формулировке. Цель должна быть сформулирована как результат деятельности, а задача как деятельность. Например, цель: «Я овладею техникой целеполагания». Для того, чтобы достичь этой цели, мне придётся решить несколько задач:

- найти курс по целеполаганию и записаться на него;

- пройти обучение;

- апробировать полученные знания и умения;

- сдать итоговое задание.

Успешно решив все эти задачи, я достиг(ну) поставленной цели. Таким образом, цель отвечает на вопрос «Что сделано, (что будет сделано)?», а задача – «Что для этого надо сделать?» то есть, формулировка цели описывает конечный результат, который вы хотите достичь, а формулировки задач описывают действия, которые надо предпринять для того, чтобы этот результат был достигнут.

Как сформулировать желаемый результат – «Я владею (уже сделано)», или «Я овладею (будет сделано)» - решайте сами, что вам ближе и понятнее. Обе формулировки возможны, но энергетика первой более высокая. Если вам проще перейти от формальной постановки цели (Что надо сделать) через промежуточную формулировку (Что будет сделано), используйте её. Это уже будет корректная постановка цели. Энергетика формулировки имеет важное значение для достижения цели. При определении цели как желаемого результата вы закладываете в формулировку мощный мотивационный потенциал.  Для того чтобы цель стала известна и понятна другим людям, её необходимо описать, т.е. сформулировать. В формулировке необходимо чётко определить, что именно мы хотим получить. В этом случае мы не можем использовать термины описания процесса, нам необходимо обрисовать связь «цель – результат». Конечно, многие из нас привыкли формулировать цель именно в терминах процесса («цель – процесс») и новый принцип, на первый взгляд, кажется слишком необычным. Это объясняется ещё и тем, что очень часто мы занимались формальным планированием и к целеполаганию относились подобным образом, а ведь формулировка цели в категории «цель-результат», помимо точного описания нашего желания, придаёт цели мощный мотивационный заряд. Если цель – это конкретная мишень, точное определение желаемого для вас состояния, то и описывать надо соответствующим образом, ведь желаемое состояние – это когда «техника освоена», т.е. я владею данной техникой, умею её применять на практике, грамотно формулирую цели, а не «мне ещё предстоит её освоить». Формируя цель как «уже имею», «уже знаю», «уже освоил», «уже владею», вы задаёте вектор действия и наполняете свои действия и действия учащихся энергетическим зарядом. Поэтому есть очевидный смысл формулировать цель как завершённое действие, как уже достигнутый результат. Конечно, это непривычная постановка цели, поскольку в формальном планировании мы привыкли ставить цель несовершенным глаголом. Но пришла пора переходить от формального планирования к реальному, и новая постановка цели – это один из необходимых шагов. Здесь приведён, конечно, не полный перечень встречающихся ошибок целеполагания, но и он достаточно убедительно показывает, что существуют реальные сложности в понимании целей и их грамотной постановке.

Техника целеполагания. Метод постановки умных целей

Как избежать всех перечисленных ошибок и сформулировать корректную цель? Как грамотно выстроить процесс целеполагания, чтобы по завершении получить законченную формулировку цели, отвечающую всем необходимым требованиям. Всё это можно сделать, используя технику целеполагания. Сегодня наиболее известна техника или метод SMART (smart –с английского – умный), позволяющий, как раз, сформулировать ясную и конкретную (умную) цель. Суть метода заключается в формировании цели на основании определённых критериев, использование которых определяет корректность и дееспособность получившейся формулировки.

 Критерии SMART:

S – Specific. Цель должна быть предельно чёткой, точной, конкретной, не допускающей её двойной трактовки. С помощью этого критерия необходимо отразить в формулировке цели, что именно должно быть достигнуто: например, «В течение года пройду обучение на курсах», «Побываю во время летнего отпуска на Мамаевом Кургане», «Встречусь с друзьями в субботу вечером».

M – Measurable. Цель должна быть измеримой, что предполагает наличие качественных и количественных критериев. Например, «Возьму в буфете 1 чашку чая, одно пирожное», «Три ученика из моего класса примут участие в Муниципальном конкурсе юных поэтов «И лаской, и душой к тебе, Кузбасс!», «В форуме «Нормативная база аттестации, организация прохождения аттестации» два педагога из моей школы выступят в роли модераторов». Достижение любой из этих целей легко проверить, сравнив достигнутые показатели с указанными целями в формулировке.

A – Achievable. Цель должна быть достижимой с учётом внешних возможностей и рисков, а также ресурсов, которыми располагает учитель или ученики. «Антон Дегтярёв закончит первую четверть на отлично», «Каждый день буду делать зарядку по утрам», «Сделаю фильм и отправлю его на Визуал - конкурс «Образы образования». Как видим, для достижения этих целей у учителя или у учеников есть необходимые ресурсы, а существующие условия реально позволяют достичь этих целей.

R – Relevant. Цель должна быть уместной в изменяемой ситуации, изменения должны соответствовать потребностям учителя и  (или) потребностям учащихся. То, что будет сделано, должно быть нужным. Например, «Добавлю в цели моих уроков достижение учащимися метапредметных результатов», «В выходной схожу с ребёнком на каток». Цель может быть маленькая, но даже в этом случае надо задумываться о её соответствии удовлетворяемым потребностям.

T – Time-limited. Цель должна быть достигнута в ограниченное время. Точно определяется время или период достижения выбранной цели. Введением  в цель показателей времени, обеспечивается проверяемость цели ещё по одному критерию. «Проверю все тетрадки до 11 часов вечера», «Составлю сценарий Новогоднего утренника к 1 декабря». Казалось бы, простой критерий, но редко используется, хотя имеет очень большое значение. Отсутствие данного критерия позволяет достигать цель бесконечно долго, без всяких гарантий когда-нибудь её достичь.

Проверим формулировки цели на соответствие каждому из приведённых примеров. Цель: «Антон Дегтярёв получит  за вторую четверть по моему предмету оценку «отлично».

S – Specific (конкретность в формулировке цели).

Кто и что именно получит? Мой ученик, Антон Дегтярёв, получит пятёрку. По какому предмету? Который я веду. В классе один Антон Дегтярёв? Пока да. Тогда по этому критерию всё предельно точно.

M – Measurable (измеримость цели) Предмет, по которому проводится оценка, один.  Ученик получит именно пять баллов, а не четыре и не пять с плюсом. Всё измеряемо и проверяемо. Соответствие критерию есть.

A – Achievable (достижимость, реальность цели). Антон Дегтярёв учится по предмету хорошо, но на пятёрку чуток не дотягивает, поскольку иногда ленится, недоучивает. Но разработана совместно с Антоном индивидуальная траектория, определены мотивы, которые важны для него и есть уверенность, что совместными усилиями вполне можно такую цель достичь. Значит, и по данному критерию описано всё верно.

R – Relevant (соответствие потребностям). Крепкие знания по предмету Антону нужны для дальнейшей учёбы, плюс, папа обещал за пятёрку новый велосипед, значит, данная цель полностью отвечает потребностям Антона. Для учителя тоже важно, чтобы мальчик преодолел лень и использовал имеющийся у него потенциал более эффективно. Поэтому, данная цель вполне уместна и соответствует потребностям целевых групп (Антон, его родители, учитель).

T – Time-limited. (цель должна быть достигнута в ограниченное время). Время определено предельно точно – вторая четверть, не первая, за которую он уже получил «4» и не третья, для которой цель пока не поставлена. Значит, и по этому критерию цель «умная».

Таким образом, мы проверили цель на соответствие всем критериям SMART и убедились, что формулировка цели грамотная. Метод умных целей позволяет принципиально изменить формулировки целей деятельности учителя и наполнить их не только объективным содержанием, но и, что очень важно, новой энергетикой. Чтобы цели учителя и цели учащихся стали настоящими магнитами, притягивающими успех, необходимо формулировать  их с помощью метода умных целей. Кроме того, формулируя цель с помощью метода  SMART, педагог задумывается об индикаторах, объективно доказывающих достижение цели. Эти индикаторы нужны и педагогу, и учащемуся, причём, и тот и другой с помощью этих индикаторов должны приходить к аналогичным выводам. Неточные формулировки цели, задач, результатов затрудняют понимание того, что надо сделать. Туманные, размытые, запутанные формулировки целей, недостаточно ясное понимание целей учащимися, возможное двойное, тройное толкование смысла предлагаемых изменений, действий вызывает прострацию учащихся, демотивируют их, лишают ориентиров и желания заниматься учебной деятельностью, которая очень быстро замещается более понятными и интересными для детей занятиями. Ясность мысли определяет точность формулировок, обеспечивает понятность действий. Понятность действий – условие их корректного выполнения.

Источники

  1. Блум Б.С. Таксономия образовательных Целей: Сфера Познания. intel.rucontent…documents…design1…skills/bloom…
  2. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М., Просвещение, 2004. 175с.
  3. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). – Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. 176с.
  4. Ожегов С.И. Словарь русского языка: - М., Советская энциклопедия, 1973. 846с.
  5. Скородиевская Т.В., Коростовенко В.В., Шахрай С.Г. Опыт использования технологии интерактивного обучения для развития познавательной активности учащихся Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2011, №3. 239с.
  6. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей. 1948. 726с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентность в области постановки целей и задач. Программа по курсу "Личностно-ориентированный класс (подготовка к школе)" на 2015-16 уч.г.

Рабочая программа по кружку  "Скоро в школу"  для подготовительной работы к школе  с 6-летними детьми....

Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ тема Постановка цели и задач исследования

Тема: Постановка цели и задач исследования.Цель: Научиться ставить цель и определять задачи исследования. Формируемые УУД:Личностные: формировать умение планировать свою деятельность; разви...

Статья "Постановка целей урока литературного чтения в первом классе в свете требований стандарта нового поколения»

Требования к постановке цели урока для учителя, механизм формирования целеполагания у обучающихся  - вопросы, которые раскрываются в данной статье на конкретных примерах  из опыта работы....

Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности

Методическая разработка на тему: "Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности"...

Методическая разработка по теме: «Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности»

Методическая разработка по теме:«Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности»...

Практика наставничества Лубневской И.Л. в период организации педагогической практики студентки Воронежского Государственного Педагогического Университета физико-математического факультета Грабарь В. В.

На протяжении многих лет   МБОУ «Лицей №1» сотрудничает с Воронежским государственным педагогическим университетом. В декабре 2022 года студентка второго курса Вороне...