Автономность учащихся начальной школы и интерактивное обучение в рамках реализации ФГОС
статья на тему

Белоусова Галина Валерьевна

Проблема автономности учащихся начальной школы, организация интерактивного обучения в начальной школе, интерактивное обуучение как один из путей реализации требований фГОС второго поколения. Адресовано молодым учителям начальной школы и студентам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автономность учащихся начальной школы и интерактивное обучение в рамках реализации ФГОС

Белоусова Г.В.,

учитель начальных классов МАОУ «СОШ№25»,

г. Владимир, Россия

«Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать

и кто умеет добывать эти знания».

В.П. Вахтеров

        Новые социальные запросы, связанные с переходом нашей страны к постиндустриальному информационному обществу, обусловили возрождение интереса к идеям развивающего обучения, ядром которого является познавательное и личностное развитие ребенка. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования четко прописана цель и основной результат образования: «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира». В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования наряду со становлением гражданской идентичности, духовно – нравственным развитием  и воспитанием, укреплением здоровья обучающихся осуществляется, пожалуй, впервые в истории отечественного школьного образования «формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

От современного учителя требуют качественного преобразования образовательной системы. Мы  развиваем личность, которая входит в общество и определяет развитие этого общества в дальнейшем. Таким образом смещается акцент от самореализации учителя в своей деятельности к самореализации ученика. Для ученика важно овладение такими знаниями, учебными действиями, которые позволяют компенсировать «дефицит» знаний в отдельных предметах самостоятельно. Таким образом, одна из задач, встающих перед учителем  - формирование у учащихся автономности уже в начальной школе.

Д. Литтл (1991г.) определяет автономию учащегося в учебной деятельности как «способность к независимым и самостоятельным действиям, критической рефлексии, принятию решений. Эта способность включает в себя и в то же время предопределяет тот факт, что учащийся вырабатывает известное психологическое отношение к процессу и содержанию учебной деятельности. Способность личности к автономии проявляется как в способе учения, так и в способе переноса учащимся результатов учения на более широкий контекст».

Возникает проблема: традиционная парадигма образования ориентирована на субъект-объектное взаимодействие (ученик — лишь объект воздействия), на жесткое и прямое управление, на директивные методы обучения и воспитания, что ведет к формированию зависимого, а не автономного типа учащихся. Переход к личностно – ориентированному обучению, для которого в качестве ведущих ценностей выступает развитие личностных свойств индивида, его становление как субъекта учебной деятельности, на наш взгляд, способствует смене зависимого типа учащегося на автономный.

Поскольку автономное обучение предполагает не усвоение «школьных знаний», которые никогда не будут использоваться в дальнейшей деятельности, а создание пригодных для переноса «продуктивных знаний» путем соединения интересов, инициативы и самоуправления школьников, то для него характерны постоянные рассуждения по поводу причин изучения материала, содержания обучения и формулировки целей. Другими словами, автономное обучение означает принятие на себя ответственности учащимися за собственный процесс обучения и его результаты.

В ряде психолого-педагогических работ сущность автономности младшего школьника раскрывается через такие понятия, как субъект учебной и социальной деятельности (В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Д.Б. Эльконин, В.В. Рубцов, Д.И. Фельдштейн и Др.); учебная самостоятельность (Н.В. Бочкина, А.И. Попова и др.); саморегуляция поведения (Т.П. Гаврилова, Ю.А. Миславский и др.); критичность и самооценка (Т.Ю. Андрущенко, А.В. Захарова, М.Э. Боцманова и др.); индивидуализации обучения (Ю.М. Орлов, И.Э. Унт и др.). В их работах показано, что индивидуальность, как форма целостности, обеспечивает свободу личности, что способствует становлению ее автономности, определенной независимости от социума.

Развитие автономности младших школьников нашло отражение в исследованиях В.В. Зайцева, рассмотревшего автономность как одно из характеристических свойств личностной свободы. В рамках личностной парадигмы создание условий для проявления и развития автономности учащихся становится приоритетным направлением в построении учебного процесса в школе.  

К основным признакам проявления автономности в младшем школьном возрасте следует отнести:

- понимание учеником субъективной значимости учения, преобладание внутренней, процессуально-содержательной мотивации учения над широкими социальными и узколичными мотивами, устойчивость учебных мотивов от случайных внешних влияний;

- наличие системных знаний, гибкое, поливариантное мышление;

- умение самостоятельно преодолевать трудности на пути к цели, присутствие «субъектных переживаний» в учебной деятельности, способность к самостоятельному целеполаганию и планированию учебной деятельности;

- наличие у ученика осмысленной аргументации своей деятельности, умение адекватно, дифференцированно и развернуто оценивать себя, корректировать свою деятельность;

- ориентация на деятельность не только репродуктивного, но и творческого характера, умение осознанно и обоснованно осуществлять выбор наиболее оптимального варианта деятельности, нести ответственность за свои действия и поступки.

На практике сталкиваемся с противоречием между социальным заказом школе на формирование личности с развитой автономностью сознания и деятельности и слабой готовности массовой школы к эффективному решению этой задачи.  

  Одна из причин этого явления — отчуждающая природа традиционного  начального  образования (Г.А. Цукерман, В.Т. Нанивская и др.), которое слабо способствует развитию самостоятельного целеполагания  учащихся, осознанности и избирательности их поведения, личностной и деятельностной рефлексии,  формированию  опыта полноценного межсубъектого взаимодействия в процессе обучения, что составляет сущностную характеристику личностной свободы.

На наш взгляд одним из решений сложившейся проблемы является реализация в практике начальной школы интерактивного обучения.

 В своей работе операемся на понятие «интерактивное обучение» следующих авторов:

• это обучение, основанное на взаимодействии всех субъектов образовательного процесса, имеющих интеллектуальную автономность (интеллектуальная автономность – умение конструировать собственное знание на основе предыдущего опыта и тех коммуникаций, которые осуществлялись в процессе наращивания этого знания). Ж.Жак, 2001г..

• это научение  (стихийное или специальное), основанное на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением (учебной предметно-развивающей средой). М. Кларин, 2000г..

В широком смысле интерактивное обучение – это диалог любых субъектов с использованием доступных им средств и методов.

Основное значение интерактивного обучения состоит в обеспечении достижения ряда важнейших образовательных целей:

стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов.

• повышение уровня активности и самостоятельности учащихся.

• развитие навыков анализа критичности мышления,  взаимодействия, коммуникации.

• саморазвитие и развитие,  благодаря активизации мыслительной деятельности и взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.

В интерактивном обучении  учитываются потребности ученика, привлекается его личностный опыт, осуществляется адресная корректировка знаний, оптимальный результат достигается через  сотрудничество, сотворчество, самостоятельность и свободу выбора, ученик анализирует собственную деятельность.  

Умелая  организация  взаимодействия  учащихся  на  основе  учебного  материала  становится  мощным  фактором развития автономности учащихся и повышения  эффективности  учебной  деятельности  в  целом.

Перечислим этапы процесса взаимодействия субъектов учебной деятельности:

  • целеполагание;
  • отбор развивающего содержания, направленного

 на формирование универсальных учебных действий учащихся;

  • выбор методов и приемов;
  • выбор форм организации деятельности;
  • выбор форм и средств фиксации достижений учащихся;
  • самооценка их деятельности;
  • рефлексия.

Назовем интерактивные формы организации учебного процесса:

Урок – игра, урок – исследование, урок – проект (монопроект), урок – практикум, урок – диалог, урок – семинар и др.

Развивающее содержание на этих уроках грамотно и технологично «вкладывается» в следующие формы работы:

  • Фронтальную работу в кругу (сократический метод).
  • Статичные пары (пары постоянного состава).
  • Пары сменного состава (пары, находящиеся в движении).
  • Статичные группы.
  • Мигрирующие группы.
  • Творческие мастерские (лаборатории).
  • Мастер – класс.
  • Центры активного обучения.

В качестве примера раскроем понятие «Сократический метод», названый по имени философа Сократа. Сократ приглашал в фруктовый са своих учеников. Ставил перед ними проблему и наблюдал, как ученики находят решения. Его метод был трансформирован и адаптирован для средней школы М. К. Ковалевой. Она назвала это метод «Слушаю – чувствую – осознаю – выражаю в общении с другими». В начальной школе – это интерактивная игра «Эстафета». Ее суть: каждый ученик, участвующий в разговоре, прежде чем высказать свою точку зрения, должен повторить то, что сказал предыдущий собеседник, открывая, таким образом, путь к пониманию другого. Сначала учащимся трудно вступать в такого рода дискуссию, поэтому учитель предлагает алгоритм действий или фиксирует на доске ключевые слова. Такая работа  направлена не на обучение, а на самораскрытие личности ученика. Учащийся учится слушать других и выражать своими словами собственные мысли, чувства, взгляды; обретает веру в собственные силы, начинает ощущать состояние личного успеха.

Мы убеждены, что учитель, овладевший разнообразными методами, приемами и формами интерактивного обучения и успешно применяющий их в своей практике  неизбежно будет стимулировать  развитие автономности у учащихся начальной школы. Отличить автономных учащихся будет возможно по следующим признакам:

 автономные учащиеся

  • сознательно планируют и регулируют свои учебные действия;
  • владеют и апробируют различные когнитивные стратегии;
  • в состоянии устанавливать взаимосвязь нового знания с уже имеющимися знаниями;
  • могут отслеживать процесс собственного обучения;
  • могут анализировать свой мыслительный процесс и ход учебно-познавательной деятельности, делать выводы из проведенного анализа;
  • могут переструктурировать и реорганизовать свои знания,
  • обладают обширными и хорошо организованными знаниями, умеют гибко их применять.

Литература по теме:

  1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: проблемы теории и практики. Тюмень: изд-во унт-та, 1997.
  2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
  3. Зайцев В.В. Развитие индивида: потеря или обретение личностной свободы? // Развитие личности в процессе образования: концепция и технологии: Сборник научных трудов. Выпуск 2. Волгоград: Издательство РИО, 1997.
  4. Зарубин Ю.Д. Стимулирование активности учащихся в поиске смысла познания. Волгоград, 1997.
  5. Козина Е.В. Интерактивное обучение. Интерактивные формы организации учебного процесса // Управление начальной школой. 2012. №1
  6. Матюхина М.В., Бондаренко В.К. Формирование интереса к содержанию и процессу усвоения знаний./Учение и развитие школьников. Волгоград, 1980.
  7. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. 512 с.
  8. Шубкина Т.Н. Гармонизация взаимодействия субъектов процесса обучения иностранным языкам. – Новосибирск,. 2009.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность между детским садом и школой при подготовке детей к обучению в рамках реализации ФГОС.

Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности,...

"Технология интерактивного обучения в рамках реализации ФГОС НОО"

Отличительная черта технологии интерактивного обучения – это организация учебного процесса, при которой невозможен отказ ученика от участия в процессе познания. Данная технология  направлен...

«Проектная деятельность как одна из форм реализации деятельностного подхода в обучении в рамках реализации ФГОС».

Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю сист...

"Развитие познавательной активности в начальной школе Активными методами обучения в условиях реализации ФГОС"

В 2016 году я прошла курс обучения на образовательном портале "Мой университет". Тема: "Технологии АМО в начальной школе в условиях реализации ФГОС". Чтобы поделиться со своими коллегами опытом работы...

Технология интерактивного обучения в условиях реализации ФГОС начального образования

Презентация по теме " Технология интерактивного обучения "...

Современный урок в начальной школе с использованием интерактивной доски в рамках реализации ФГОС

В статье кратко описываются некоторые приемы с интерактивной доской, ее функции. Статья может быть полезной учителям, начинающим работать с интерактивной доской....

"Коррекционно-диагностический комплекс для учащихся 1 класса с нарушениями интеллекта в рамках реализации ФГОС"

Диагностический блок включает методики (коррекционно-диагностического комплекса) выявления уровня психического развития обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта....