Статья «Формирование УУД младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»
статья (2 класс) на тему

В статье «Формирование УУД  младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности» обощен опыт работы по формированию УУД. приводятся примеры использования мониторинга, личсной готовности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud.docx17.08 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Формирование УУД  младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»

Формирование УУД становится важнейшей целью каждого урока.

Как же я формирую УУД?

1. Мониторинг – это инструмент, помогающий педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные условия для достижения качественного образовательного результата. Диагностику УУД я осуществляю по  рабочей тетради «Учимся учиться и действовать» под редакцией М.Р.Битяновой.

2. В сентябре прошлого года провели стартовую диагностику первоклассников. Из диаграмм видно, что про подготовке к школе родители первоклассников вместе с умением читать и считать развивали и некоторые логические действия. Поэтому большинство детей легко выполнили задания на классификацию, обобщение, сравнение, а вот задания на анализ, синтез, выявления причинно-следственных связей вызвали сложность. В целом, инструментальная готовность сформирована  на среднем уровне.

        Личностная готовность к обучению складывается из традиционного показателя учебной мотивации и отношения к школе, а также важного показателя, отражающего готовность ребенка обучаться на повышенном уровне сложности.

Эта готовность сформирована у детей на низком уровне.

Итак, «Школьный старт» позволил определить уровень готовности каждого ребенка к освоению учебной программы и достижению планируемых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС .

На родительском собрании я озвучила проблемы, познакомили с результатами мониторинга, которые разложили в портфолио каждому ученику,  и наметили пути решения. Дали индивидуальные рекомендации.

Актуальным стоял вопрос формирования коммуникативных умений. Их я развивала, в основном, через групповую и парную работу. Мои  первоклассники испытывали затруднения в общении со взрослыми и сверстниками, конфликтовали с ребятами. Не всегда слушали взрослого и выполняли правила,  не в полной мере умели организовывать свое свободное время без помощи взрослых  Большим помощником для меня оказалась внеурочная деятельность, на которой я прорабатывала навыки групповой работы. Учила детей выполнять поручения. Доводить начатое дело до конца. Анализировать вклад каждого в результат работы.

Я делила детей на группы, распределяла поручения (оратор, хронометрист, бодрила, хозяйственник…), учила детей добродушному общению

( подбадриванию), но самое главное в групповой работе – установление взаимозависимости. Результат работы зависит от вклада каждого члена группы.

Все эти  приемы я перенесла и на урочную деятельность. ..

Например, работая в парах, дети получили задание распределить слова на группы по видам орфограмм, используя принцип «Умеешь сам – научи другого». Ребятам даю установку: «Завтра на оценку вы будете писать самостоятельную работу, сегодня вы готовитесь к ней, работая в паре, вы помогаете друг другу. Можно спрашивать у учителя, если обоим непонятно. При выполнении задания вы не забывайте подбадривать друг друга. Записывайте слова подбадривания в карточку». Учитель ходит по классу и наблюдает за работой групп. Оказывает помощь, если нужно. Выборочно пары рассказывают, как подбадривали друг друга, как это повлияло на результат работы. Проверяют работы, исправляют ошибки, отмечают пробелы.

        Для формирования личностных и коммуникативных УУД я использовала кукольную педагогику. Куклы используются как  инструмент для проработки социальных ситуаций в классе. Изучение этой темы мы начинаем в первом классе, буквально с первых дней при изучении темы «Знакомство». Ребята разбиваются в пары, пытаются узнать друг о друге, как можно больше. Составляют портретную галерею, подписывают свои фотографии, чтобы запомнить имена.  В процессе знакомства, выясняется, что у многих ребят одинаковые увлечения или привычки. Выясняем,  почему детям интересно друг с другом, что их объединяет? И из-за чего бывают конфликты? Умение дружить включает в себя ряд умений, которыми необходимо овладеть и совершенствовать на протяжении всей человеческой жизни. Особенно важны умения разрешать конфликты с друзьями. У первоклассников есть достаточный опыт, чтобы предложить адекватные способы разрешения и профилактики многих конфликтов. Самое важное в этой деятельности то, что ею начинается систематическое усвоение умений предотвращать и разрешать конфликты.

Школьники делают куклы и тренируются в разрешении конфликтов, разыгрывая отношения между куклами по предложенным сценариям. Таким образом, у них формируется стереотип поведения, предотвращающий конфликт.

Куклы могут быть очень полезными и для снятия реальных конфликтов. Они могут «рассказать» о действительном конфликте несколько отстранённо, благодаря чему факты и эмоции могут выводиться без прямой угрозы для самооценки.

Участники конфликта берут кукол,  и садятся напротив друг друга и каждая сторона сначала рассказывает, как было дело, потом предлагает выход из создавшейся ситуации. Этот приём лучше всего срабатывает, когда присутствуют только участники конфликта и учитель (без зрителей).

Во 2 классе ребята сами режиссировали ситуации и способы их разрешения снимали на видео. Просмотр видео.

3. В конце года мои первоклассники показали, небольшую динамику развития личностных и коммуникативных УУД. Затруднения составили задания на проверку регулятивных УУД. Ребятам еще сложно планировать и адекватно оценивать свою работу. Поэтому во втором классе мы(параллель 2 классов) старались создать условия для формирования этих умений.

4. Мониторинг метапредметных УУД во 2 классе, который мы ( параллель 2 классов) будем проводить в  апреле-мае,  отличается от аналогичного мониторинга в 1 классе  количеством показателей.

Предметом мониторинга развития метапредметных УУД

учащихся 1 класса являются 8 умений, 2 класса – 13 умений.

Сравнение результатов мониторинга, полученных в 1 и 2 классах, позволит нам увидеть динамику развития учебных компетенций у каждого ученика. Это значимая информация для определения стратегий индивидуальной работы. Нельзя ожидать, что уже во 2 классе дети смогут оперировать метапредметными способами, легко встраивая их в разные учебные задачи. Наконец, универсальные учебные действия не формируются одномоментно, лишь в результате объяснения и тренировки.

Впереди лето, а значит, у меня будет возможность заранее подобрать необходимый дидактический материал, познакомиться с новыми методическими подходами к организации учебной деятельности учащихся, их самостоятельной работы и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме:"Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности"

Описание моего опыта работы по формированию экологической культуры школьников (1-4 кл.)...

«Формирование толерантных отношений у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»

В статье раскрывается  понятие толерантность, которая  имеет прямое отношение к нашим повседневным педагогическим – учительским, родительским- тревогам и заботам, что ее воспитание – это наш...

"Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности"

В данной статье представлено обобщение опыта по формированию экологической культуры у младших школьников...

Система работы по теме "Формирование коммуникативной компетенции как средство развития личности младшего школьника на уроках и во внеурочной деятельности"

В данном материале я представляю результат моего педагогического исследования, в течение 3-х лет работы по формированию коммуникативной компетенции младшего школьника. Представлена аттестационная рабо...

«Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности в условиях сельской школы. Из опыта работы».

В творческой работе описан мой практический опыт. Представлена интересная система дидактических заданий. Вопросы для беседы, тексты для чтения, задачи и текстовые задания можно использовать для органи...

Формирование самооценки младшего школьника на уроках и во внеурочной деятельности.

Формирование самооценки младшего школьника на уроках и во внеурочной деятельности....

Статья на тему «Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и через внеурочную деятельность»

Статья на тему «Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и через внеурочную деятельность»...