Формирование УУД на основе организации исследовательской деятельности.
статья ( класс) по теме

Марина Александровна Лукьянова

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. В то время как задача основного общего образования развить и усовершенствовать те универсальные учебные действия, которые будут заложены в начальной школе. Что же мы понимаем под универсальными учебными действиями?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 16»

Формирование УУД на основе организации исследовательской деятельности.

Выполнила: Лукьянова Марина Александровна

учитель начальных классов

г. Новосибирск 2015 г.

Актуальность

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. В то время как задача основного общего образования развить и усовершенствовать те универсальные учебные действия, которые будут заложены в начальной школе. Что же мы понимаем под универсальными учебными действиями?

 Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных  характеристик. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. А именно,

универсальные учебные действия обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.
Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

1) учебные мотивы,

2) учебную цель,

3) учебную задачу,

4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Исследовательская деятельность является одним из наиболее эффективных средств, обеспечивающих развитие мотивации учащихся и формирование универсальных учебных действий.
          Цель работы: доказать, что формирование УУД у младших школьников лучше всего обеспечивает исследовательская деятельность.

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

- формировать интересы, склонности учащихся к исследовательской деятельности, умения и навыки проведения исследований;

- развивать интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений;

- развивать умения самостоятельно, творчески мыслить и использовать их на практике.

Организация исследовательской деятельности у младших школьников.

Развитие исследовательской деятельности происходит не сразу, а поэтапно:

1) выявление в учебном материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность; проблемная подача материала;
           2) развитие навыка формирования или выделения нескольких версий, гипотез в избранной проблеме, их адекватное формулирование;

3) развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников (методики сбора материала, сравнения);

 4) работа с первоисточниками при разработке версий;

5) развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной.

 В основе организации урока можно выделить шесть основных этапов методики исследования, которые следуют друг за другом, и один дополнительный:

1.Мотивация (создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение проблемы и предположений, на основе которых формулируется гипотеза)

2.Исследование (поиск решения проблемы, фактов для обоснования или опровержения гипотезы)

3.Обмен информацией (изложение результатов исследования)

4. Организация информации (сортировка или классификация полученных в результате исследования фактов)

5. Связывание информации (открытие и формулирование нового знания: принципа, идеи, обобщения)

6. Подведение итогов, рефлексия (оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы, обсуждение перспективы дальнейшей работы).

Особенностью урока — исследования является целостность, т. е. связность всех его этапов и их подчинённость одной функции — открытию или доказательству какого-то нового знания, идее урока.
Подчинённость урока одной идее обеспечивается двумя составляющими — мотивацией и обобщением. Если обобщение — это содержательно-смысловой стержень урока («ради чего»), то мотивация, обеспечивающая возникновение вопроса, — это динамический стержень урока («из-за чего») проводится урок . Возникновение сомнения, неуверенности, вопроса или проблемы, на разрешение которых должна быть направлена вся дальнейшая активность учащихся на уроке, является целью этапа мотивации. Определённая систематизация разных вариантов практических обстоятельств выполнения действия, которые могут являться условиями создания проблемных ситуаций на уроке-исследовании, даёт возможность выделить несколько способов их создания. Рассмотрим некоторые из них:

1) приём загадки — интерпретации; 2) выполнимое — невыполнимое действие; 3) приём ключевых слов. 4) приём «мозговой штурм».

 Приём загадки — интерпретация основана на использовании такого стимулирующего материала, который характеризуется той или иной степенью неопределённости, что позволяет создать проблемную ситуацию. Таким материалом могут быть реальные объекты, рисунок, схема, модель, демонстрация опытов, ряд сов и т. д. Самым важным в этом случае является некоторая связь между изображением и той гипотезой, которая должна возникнуть у учащихся. Вопросы учителя могут быть как достаточно прямыми, так и косвенными. Например: а) Что бы это значило? б) Какая связь между схемой и той темой, которую мы изучаем?

 Выполнимое — невыполнимое действие — характерной особенностью этого способа является то, что детям предлагается выполнить такое задание, которое кажется выполнимым. В процессе же его выполнения зарождается сомнение или обнаруживается невозможность его осуществления. Проблемная ситуация в этом случае создаётся с помощью задания с «ловушкой». На уроках, построенных на основе такой мотивации, новые знания, приобретённые детьми в результате проведённого исследования, переживаются как настоящее открытие.

 Приём «ключевых слов» — отличается своей универсальностью. Его следует применять тогда, когда все другие способы создания проблемных ситуаций представляются затруднительными. Этот способ основан на рефлексии того, что уже изучено по той или иной теме и стимулировании постановки вопросов о том, что ещё об этом неизвестно. Использование «ключевых слов» с высокой вероятностью обеспечивает постановку учащимися необходимых для предстоящего исследования вопросов. Использование «приёма ключей» заключается в следующем. На этапе мотивации учитель обращает внимание детей на доску, где расположены ключи, и напоминает, что ключи могут лучше сформировать вопросы о неизвестном. Попадание ключей в поле зрения детей с большой вероятностью стимулирует возникновение таких вопросов, которые необходимы с точки зрения предстоящего исследования. Достаточно расположить несколько ключей, которые ближе всего могут подвести к проблеме. Ключ свойство (ключики: вкус, форма, цвет, вес, материал) Ключ причина (ключики: зачем, почему, с какой целью…) Ключ назначение (ключики: для чего, функция…) Детям предлагается отгадать, что лежит в волшебной шкатулке (например, полезное ископаемое), с помощью ключей — вопросов на которые можно отвечать «да» или «нет».

 Приём «мозговой штурм» — является коллективным методом поиска решений и новых идей, основная особенность которого заключается в разделении участников на критиков и «генераторов». При этом «мозговой штурм» предусматривает выполнение ряда правил: 1. Нельзя критиковать предлагаемые идеи, споры и обсуждения запрещаются. 2. Приветствуются любые идеи, в том числе фантастические. Нет плохих идей. 3. Поощряется развитие, усовершенствование и комбинирование чужих идей. 4. Идеи следует излагать кратко, не прерывать эстафету идей. 5. Главная цель — получить как можно больше идей. Обязательными условиями проведения «мозгового штурма» является создание благоприятных условий для преодоления психологической инерции и боязни высказывать нелепые идеи из-за боязни их критики.

Все рассмотренные способы создания мотивации на уроке представляют собой различные варианты конструирования проблемных ситуаций, обуславливающих необходимость проведения исследования. В ряду эффективных форм активизации исследовательской, поисковой активности школьников особое место занимает экскурсия, т. к. она может служить стартовой площадкой для детских исследований, дать мощный импульс детскому мышлению, позволяет увидеть много интересных проблем для собственных изысканий, продуцировать большое количество самых разных гипотез. Однако, следует помнить о том, что экскурсия — это не просто прогулка по определённому маршруту, а серьёзная работа, требующая большой предварительной подготовки педагога и учеников. Организация исследовательской деятельности младших школьников создаёт благоприятные условия для интеллектуального, личностного роста младших школьников и формирования универсальных учебных действий.

Таким образом, освоение учащимися исследовательских умений происходит поэтапно, с постоянным увеличением степени самостоятельности учеников в их исследовательской учебной деятельности.

Организация исследовательской деятельности способствует формированию у учащихся следующих УУД:

  • личностные: оценивание содержания исследовательской работы исходя из социальных и личностных ценностей;
  • регулятивные: целеполагание, составление плана и последовательности действий, прогнозирование, контроль, коррекция, самооценка;
  • познавательные: поиск и выделение необходимой информации , применение методов информационного поиска; выдвижение гипотез, и их обоснование, анализ предмета и объекта исследования, синтез как составление целой работы из частей. Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений и др.;
  • коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

В процессе организации учебно - исследовательской деятельности много достоинств:

„ возможность неоднократного повторения материала с целью его усвоения и систематизации;

„ процесс обучения приближен к реальной жизни;

„ развиваются коммуникативные навыки;

„ воспитываются нравственные качества.

Следует отметить и некоторые сложности:

„ сложность соблюдения временных рамок;

„ сложность точного планирования хода урока.

Исследуя опыт коллег и теоритический материал по данной теме, сделала следующий вывод: удобнее всего организовывать исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира, поскольку этому способствует сам изучаемый материал. Но и на других предметах это возможно.

На уроках окружающего мира возникает много вопросов, позволяющих

организовывать урочные и внеурочные исследования. Очень интересно проходит изучение свойств воды, снега и льда. Темы исследований, в зависимости от возраста могут быть разными: от простых «Почему снег хрустит под ногами?», «Почему реки не промерзают до дна?», «Почему зимой идёт снег?» до более сложных. Например, при изучении природных зон у некоторых учащихся возник вопрос, одинаково ли замерзают пресная и солёная вода. Они провели внеклассное исследование, результаты которого представили на классном часу.

 Очень интересными бывают и результаты исследований жизни домашних животных. Приведённые примеры не охватывают всю систему, а лишь отражают её основные направления. Каждый учитель, занимающийся организацией исследовательской деятельности учащихся, выстраивает собственную систему с учётом того учебно-методического комплекта, по которому он работает, и учебных возможностей конкретного класса. Таким образом, исследовательская деятельность младших школьников может быть

очень разнообразной. Часто при её проведении используются информационно

-коммуникационные технологии. Это и работа с обучающей презентацией, и поиск информации в Интернете, и оформление результатов работы в виде мультимедийной презентации, буклета, бюллетеня. Некоторые работы, выполненные учащимися, становятся учебными пособиями, которые учитель может использовать в дальнейшем.

Несомненно, овладение учащимися ИКТ соответствует современным задачам обучения. Следует так же отметить, что стандарты нового поколения включают в базисный учебный план часы на внеурочную деятельность младших школьников, которые можно использовать, в том числе и для организации их исследовательской деятельности.

Заключение.

http://school10.edu.ru/templates/bizglobal/images/px.gif

Подводя итоги по вышеизложенному, следует отметить, что одной из основных задач современного учителя является работа по формированию метапредметных результатов с использованием современных путей, средств и методов, способов организации учебного процесса, современных образовательных технологий, которые призваны реализовать развивающийся потенциал общего среднего образования.

Конечно, развитие УУД не должно ограничиваться только одной исследовательской деятельностью, но она вполне может стать одним из условий формирования универсальных учебных действий младшего школьника.

Таким образом, считаю что поставленная цель достигнута, т.к. доказано, что формирование УУД у младших школьников лучше всего обеспечивает исследовательская деятельность. Закончить свою работу хочу словами   В. А Сухомлинского:   «В душе каждого ребенка  есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».

Список используемой литературы:

1.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. —М.: Просвещение, 2008

2.Румянцева Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников.-pedsovet.org

3.Румянцева Н.Ю. Потенциальная готовность учителя к организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников.-pedsovet.org

4.Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения

школьников. –М.: «Сентябрь», 2003. –с.204

5.Якимов Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников // Исследовательская работа школьников. 2003. No1. –С. 48-51


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников

Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....

Описание опыта работы по теме "Формирование универсальных учебных действий на основе организации исследовательской деятельности обучающихся". Статья.

Актуальность, научно-практическая значимость................................Теоретическая база...................................................................................Этапы исследовате...

Формирование устойчивого познавательного интереса у младших школьников через организацию исследовательской деятельности. ( из опыта работы)

Материал  отражает поэтапную работу по формированию у младших школьников исследовательских умений . Представлены разнообразные формы и методы работы....

«Формирование коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации творческой деятельности на уроках литературного чтения».

В докладе затрагивается проблема  формирования коммуникативной  компетентности  младших   школьников  на  уроках  литературного чтения через все виды речевой де...

Формирование творческих способностей младших школьников через организацию исследовательской деятельности в урочное и внеурочное время

Исходя из опыта своей работы, считаю, что в реализации перспективных педагогических технологий особое место занимает включение в урок приемов исследовательской работы.Такой подход позволяет перевести ...

Организация исследовательской деятельности младших школьников как одно из условий формирования универсальных учебных действий.

Краткое описание педагогического опыта по теме "Организация исследовательской деятельности младших школьников как одно из условий формирования универсальных учебных действий....