Проектная деятельность учащихся начальных классов
статья ( класс) на тему

Вивдыч Светлана Васильевна

   ФГОС НОО нацеливает учителя на формирование у учащихся универсальных учебных действий. Изменение цели и задач образования и воспитания требует соответственно и применение новых современных педагогических технологий. Проектная технология способствует формированию у ученика высокого уровня познавательного интереса к проведению работ исследовательского характера, формирует у обучающихся умение самостоятельно приобретать необходимые знания, применять их на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rmo_avgust.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 с. Ивановка»

Ивановского района      Амурской области

Проектная деятельность

учащихся начальных классов

(Из опыта работы)

Вивдыч Светлана Васильевна

учитель начальных классов

высшей  категории

                                 

                                   

                         

                                  Районное МО учителей начальных классов

                                                 23 августа  2013-2014 уч. г.

           

                       Проектная деятельность учащихся начальных классов.

                                          (Из опыта работы)

Перед системой образования стоит актуальная задача воспитания социально активной, ответственной, мобильной личности, способной к осмыслению жизни, преобразованию общества, обладающей положительным отношением к труду. Умеющей определять стратегии личной жизни, нести ответственность за выбор путей и способов достижения целей. Ставится вопрос о необходимости построения образовательного процесса таким образом, чтобы в нем была среда, позволяющая создавать условия для развития всех вышеназванных качеств и черт личности.    

ФГОС НОО нацеливает учителя на формирование у учащихся универсальных учебных действий. Изменение цели и задач образования и воспитания требует соответственно и применение новых современных педагогических технологий. Проектная технология способствует формированию у ученика высокого уровня познавательного интереса к проведению работ исследовательского характера, формирует у обучающихся умение самостоятельно приобретать необходимые знания, применять их на практике.

       Проектная технология способствует также развитию компетенций обучающихся: умению работать в команде, искать компромисс, добиваться результатов. 

Проект - это одна из форм исследовательской работы, это комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей.

Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:

1.   Направлены на достижение конкретных целей;

2.  Включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;

3.  Имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;

Цели работы над проектом:

Развитие личности, формирование УУД (универсальных учебных действий), создание основ творческого потенциала обучающихся, реализация проектного замысла.

Задачи проектной деятельности:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности  в сотрудничестве.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению.  

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

 Практическая реализация проектно-исследовательской деятельности основана на следующих психолого-педагогических и методических аспектах:

  • Правильный выбор темы проекта- это начало успеха
  • Стимулирование положительной мотивации
  • Ученик должен владеть средствами познавательной,

исследовательской деятельности

  • Умение описывать факты, найденный материал, а затем публично представлять его перед классом

Проблему формирования современной личности пытаюсь решить, в частности, через организацию проектной   деятельности.

Проектная деятельность в нашем классе строится по традиционным этапам: определении темы, целей, задач проекта, формы работы (индивидуально или группой), продукта деятельности (доклад, реферат, оформление стенда или презентация), а также объёма работы, который выполнит каждый ученик.

 Мной были выделены основные этапы проектной деятельности: 

  1. Погружение в проект
  2. Планирование деятельности
  3. Осуществление деятельности по решению проблемы
  4. Оформление результатов
  5. Презентация результатов
  6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности.

Таким образом, одним из основных мотивов использования проектных задач является повышение творческо-поисковой активности детей. 

Работать над проектными задачами начинаю с 1 класса. В 1-ом классе я формирую группу детей как учебное сообщество.  Основное внимание уделяю развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности, привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах.

Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектными задачами. Правильно организованная подготовка должна превратиться в интересную игру. Мною разработана памятка «Начинающему исследователю». 

  1. Выбери тему исследования.
  2. Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
  3. Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
  4. Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
  5. Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
  6. Сделай выводы.
  7. Оформи результаты своей работы.
  8. Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования

Проектные задачи  можно решать в рамках урочной и внеурочной    деятельности. Я использую различные формы организации работы:   индивидуальные, парные, групповые. 

В рамках традиционных учебных занятий использую:

•    проблемное введение в тему урока;

•    постановку цели и задач урока совместно с учащимися;

•    совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

•    групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;

•    выдвижение идеи (мозговой штурм);

•    постановку вопроса (поиск гипотезы);

•    формулировку предположения (гипотезы);

•    обоснованный выбор способа выполнения задания;

             •    поиск дополнительной литературы;

•    подготовку доклада (сообщения);

•    самоанализ и самооценку, рефлексию;

•    поиск альтернативных способов решения проблемы.

Чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся, надо, чтобы они старались сами видеть и вычленять   значимую проблему.

Мы начинали с выбора тем проектных задач, т. к. выбор тем во многом определяет полученные в итоге результаты. Темы выбирались по итогам предварительных бесед с детьми. В процессе таких бесед выяснялись интересы детей, проблемы, требующие исследовательского поиска для их решения. Учитывалось и то обстоятельство, что темы должны быть такими, чтобы работа выполнялась достаточно быстро, но в то же время была посильной  и приносила участникам   конкретную пользу.  Тематика проектов, над которыми мы работали, довольно широка.

Представлю темы проектов, которые были проведены в 1- 2 классах

 «Моя сказка».

Ребята сначала выяснили, что такое сказка, основные моменты в сказке. Придумали своего сказочного героя, дали ему характеристику, потом используя всех героев, придумали сказку и показали её при помощи своих рисунков.

 «В здоровом теле – здоровый дух».

Проект, в котором ребята выясняли значение спорта для организма человека. Узнавали более подробно о тех видах спорта, которые наиболее интересны.

 «Мы - друзья природы».

Каждый ребенок в этом проекте выяснял, чем может помочь природе и рисовал агитационные плакаты по теме.

 

Что же дает нам использование в работе проектных задач?

1) Обычно замкнутые дети в процессе работы раскрепощаются, становятся увереннее. Работа в избранном направлении ведётся активно, что, несомненно, привлекает к участию в ней и родителей учащихся.

2) Дети работают увлеченно.

3) Класс глубоко прорабатывает избранную тему, дети учатся ценить труд других участников осуществления проекта, учатся продуктивно работать сами.

         Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. 

       Сначала младшие школьники выполняют краткосрочные проекты, рассчитанные на урок. Они позволяют ученикам не потерять мотивацию и интерес к работе. Постепенно организуются долгосрочные проекты.

     Проект «Твори добро». Сначала мы задумались над тем, чем и кому мы можем быть полезны. Оказалось, что у первоклассников много дел. Защиту проекта решили провести на классном часе, где ребята посадили поле ромашек своих добрых дел. Это дало возможность ученикам задуматься над тем, протягивают ли они когда – нибудь  реально руку помощи.

           

Часто слышишь - «В нашем обществе стало исчезать понятие «совесть», которое побуждает человека чувствовать свою ответственность за всё, что происходит вокруг». Недаром наши предки говорили: «Совесть без зубов, а грызёт», «Совесть спать не даёт».

          Примером воздействия на духовные основы личности может служить работа над проектом « Живи так, чтобы тебе не было стыдно». Над ним мы работали со 2-го по 4 класс. Подтолкнул нас к этому рассказ Аркадия Петровича Гайдара «Совесть». Среди вопросов было задание повышенной сложности:                                                                                                          1.Определи значение слова «совесть». Для этого обратись к словарям, Интернету, к родным или просто знакомым людям.                                                                                                

  2.Случалось ли так, что у тебя было тяжёло на сердце? Когда? Кто в этом был виноват?

         В результате проектной работы  дети на доступном уровне, с привлечением разнообразного и качественного литературного материала, получили развитие универсальных учебных действий, интеллектуального развития, гражданского воспитания. Проект представлял  Красулин  Алексей на областной конференции «С чего начинается Родина». Проект занял 1 место. А на академических чтениях в городе Райчихинске - 3 место.

         

              К важнейшим личностным результатам изучения относятся: осознание своей идентичности как гражданина России, семьи, гордость за своё Отечество, свой народ, уважительное отношение к другим народам России; осмысление основных нравственных норм, ориентация на их выполнение.  Коллективный проект «Я помню, я горжусь» мы представили на открытом мероприятии для родителей в честь 70- летия победы в Великой Отечественной войне. А проект «Огненная дуга», представленный Красулиным  Алесеем занял 2 место

              Интересными оказались индивидуальные  проекты «Причины загрязнения воздуха. Как сохранить воздух чистым.»   Юшков Вячеслав  МОБУ СОШ №1 с. Ивановка 2 «В».  Данная работа посвящена экологическому воспитанию детей младшего школьного возраста и была представлена на школьной  конференции «Мои первые открытия». «Зимующие птицы нашего села» на конференции представила Шестопалова Юлия.Данная проблема посвящена экологическому воспитанию школьников, формированию  гуманного отношения ко всему  живому, творчески воспитывает и развивает  исследования.   Для достижения данной цели был  определён  и решён ряд следующих задач:

-собрать, изучить, обобщить, материал экологической направленности

-провести комплекс мероприятий, направленных на решение данной проблемы

-подготовить материал   для практического оказания помощи птицам

-изучить, какие птицы остаются у нас зимовать ,чем питаются птицы зимой, как они приспосабливаются к зимним условиям

-понаблюдать за птицами, прилетающими к кормушке

-формировать наблюдательность и внимание

-воспитывать любознательность, доброе и бережное отношение к птицам , любовь  к природе.  

            В процессе работы над проектом большое внимание уделялось проведению наблюдений, предусматривающих активное и посильное  участие детей в охране   зимующих птиц.

Проект имеет практическую ценность, предполагает возможность решения актуальной проблемы. Самое главное — это большое количество зимующих птиц, которые переживут эту зиму благодаря нашей заботе и вниманию.

            Данные проекты решают задачи   подготовки детей к пониманию экологических проблем на основе духовно-нравственного отношения к природе. Практическое использование проектов позволит сформировать у учащихся чувство ответственности за судьбу природы.

           Процесс   познания окружающей среды способствует формированию гуманного отношения ко всему живому, воспитывает социально-активную личность, бережно и ответственно относящуюся к богатствам  природы и общества. Ученик становится активным, заинтересованным, равноправным участником проекта. Это позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению.

          В ходе проектной работы углубляются и расширяются знания, полученные учениками на уроках, у них формируется стойкий интерес к предмету, развиваются необходимые умения самостоятельной, исследовательской работы, анализа собранных фактов, систематизации, обобщения материала, индивидуальной и групповой деятельности.

          Особого внимания заслуживает вопрос, связанный с оформлением итога проектной работы. Если проект тесно связан с учебным предметом, то целесообразно провести его защиту на уроке, в тесном классном коллективе, когда все учащиеся, работавшие над его подготовкой и реализацией, видят конечный результат своей деятельности. В последнее время проводятся различные конкурсы проектов, научно-практические конференции для младших школьников, где предлагаются темы, близкие к программам учебных предметов, но расширяющие кругозор учеников. Безусловно, подготовка к таким мероприятиям ведётся вне рамок урока и защита проектов в форме доклада с компьютерной презентацией проходит после уроков.

В моём опыте работы  я использую следующие формы представления результатов проектов:

  • папки –раскладки, книжки-раскладушки;
  • тематические стенды;
  • макеты;
  • компьютерные презентации;
  • сценарии праздников.

     В  нашей школе проводится ежегодно научно-практическая  конференция  «Первые шаги к науке». Участвуя в конференциях, мы  получаем опыт публичного выступления, возможность научиться предъявлять себя в сложных обстоятельствах. Ежегодно школьные проекты участвуют в районных «Нет границ в познании мира», областных «С чего начинается Родина» научно-практических конференциях.

Ожидаемые результаты по окончании начальной школы:

  1. Повышение уровня учебной мотивации учащихся;
  2. Повышение уровня качества знаний по предметам;
  3. Развитие творческой  активности и познавательного интереса у    учащихся;
  4. Способность к самореализации;
  5. Способность к решению жизненных задач.

Проектно-исследовательская работа в начальных классах школы важна и необходима. Поскольку такая деятельность захватывает целостную личность ученика, вызывает к жизни не только умственные и практические умения, но и культурные и духовные способности развивающего человека. Кроме того, участвуя в проектно-исследовательской работе , младшие школьники реализуют свои скрытые возможности, раскрываются их личностные качества, повышается самооценка к учебной деятельности, развиваются рефлексивные умения, самостоятельность, самоконтроль.

Литература:

  • Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии. Книга для учителя начальных классов.  Смоленск, 2006.
  • Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
  • Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Москва, 2003.
  • Проектная деятельность в начальной школе. Авт.-сост. М.К.Господиникова и др.- Волгоград: Учитель,2009.
  • Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность учащихся начальных классов.

Что такое метод проектов, виды проектов, этапы....

Проектная деятельность учащихся начальных классов

Сдесь дается советы, как помочь ребенку при работе над проектом.Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы сво...

Организация проектной деятельности учащихся начальных классов

Материал для выступления на семинаре по теме "Организация проектной деятельности учащихся начальных классов....

Организация проектной деятельности учащихся начальных классов

Задача сегодняшнего дня - создание условий, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал. А проектная деятельность как раз и является одним из направле...

Проектная деятельность учащихся начальных классов.

22 марта 2012 года приняла участие в районном семинаре "Проектно-исследовательская деятельность в начальной в свете требований ФГОС". Учащиеся 4а класса представили урок-проект "Куликовская битва". Пр...

Проектная деятельность учащихся начальных классов.

Рекомендации по созданию условий вовлечения детей в проектную деятельность ...