Статья. Перспективы использования ИКТ в коррекционном образовании
статья ( класс) на тему

Малина Анастасия Геннадьевна

 Для учащихся с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ctatya.docx18.53 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективы использования ИКТ в коррекционном образовании.   

    В современном обществе с появлением научно – технического прогресса, уже не для кого не секрет, что один из перспективных векторов развития коррекционного образования является возможность использования технологий ИКТ в процессе обучения. Эта возможность является перспективной, так как позволяет разнообразить процесс обучения детей.

Технологии ИКТ позволяют добиться более высокой мотивации, а так же  для детей с ограниченными возможностями открываются новые перспективы и возможности. Например, можно не выходя из дома побывать в Париже, увидеть древнего человека и побывать на Титанике. Данная заинтересованность у детей, с одной стороны является хорошей тенденцией для педагогического процесса, а с другой стороны влияет на психологический аспект жизни ребёнка

Если раньше было принято считать, что ребёнок с ограниченными возможностями, в силу своих специфических особенностей развития, не может достигнуть каких- либо знаний, то теперь технологии ИКТ позволяют обойти специфические особенности развития. У ребёнка появляется вера в свои способности, что немало важно для обучения.

Для многих детей развитие ИКТ стало в своем роде спасением от социальных запретов и социальных рамок, в которые зачастую ставит этих детей общество.  

На данном этапе развития общества технологии ИКТ значительно вытесняют устарелые «меловые» технологии. Они могут обеспечить для каждого ребёнка индивидуальный подход, что очень важно в коррекционном образовании. Например, в электронном учебнике можно в считанные секунды настроить размер шрифта, подходящий для ребёнка, картинку можно увеличить, а для детей с ослабленным зрением текст может быть озвучен, да и страницы больше не порвать не аккуратным движением.

В специальных школах так же можно очень эффективно использовать компьютерные технологии и образовательные ресурсы сети интернет. Они помогают внедрять ИКТ в учебный процесс и наносят ощутимый удар по “меловым” технологиям. У электронных учебных материалов огромные потенциальные возможности, создающие условия для успешного решения различных дидактических задач.

Одним из основных принципов в педагогике является принцип комплексности. В свою очередь специфика реализации методов в специальной (коррекционной) школе VIII вида обусловливается своеобразием усвоения учащимися с ограниченными возможностями здоровья знаний, умений и навыков. Лучшему усвоению темы служит использование наглядности, которая может быть следующих видов: натуральная, образная, символическая; схематические изображения; графические средства. К наглядности относятся и технические демонстрационные средства. Наша задача – уже с начальной школы привить детям гигиенические нормы работы за компьютером, убедить их, что компьютер – это не только средство развлечения, а еще и средство творческого самовыражения каждого из них. Наиболее естественным, доступным и интересным практически всем детям на начальном этапе обучения является процесс рисования.

В современном образовании, не секрет, что с развитием моторики развивается речь. В рисунке повествовать значительно проще. Рисуя, ребёнок отражает и упорядочивает свои знания о мире. Осознаёт себя в нём.

        Научно обосновано и доказано, что дети, выполняя простейшие движения мышкой, развивают сенсорную память, запоминают гораздо быстрее очертания букв, чем, если бы они выполняли те же самые движения ручкой на листе бумаги. Возможности графического редактора в этом плане огромные. Графические редакторы ориентированы на процесс “рисования” изображения и комбинирования готовых изображений. Ребёнок может использовать в панели инструментов кисть различной формы, распылитель различной насыщенности для рисования букв. Вставлять рисунки для раскрашивания и тексты. Обучение превращается в занимательную игру, которую ребёнок создаёт собственными руками.

Так же существуют готовые флэш-раскраски, которые позволяют сделать работу увлекательной и интересной.

В процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья психологи рекомендуют задействовать основные сенсорные системы человека, особенно кинестетическую, так как  именно она связана с моторной  памятью и помогает довести навыки ребенка до автоматизма, т.е. перевести на уровень подсознания. Сегодня  существует множество  сайтов, которые предлагают готовые развивающие флэш-игры. Их тоже можно использовать на уроках, т.к. они развивают различные психические процессы.

Появление в арсенале учителя такого устройства, как интерактивная доска, гармоничное сочетание традиционных средств с применением интерактивного оборудования решает многие проблемы в обучении наших детей.  Все ребята, которые имели возможность хоть раз поработать с интерактивной  доской, проявляют большее желание участвовать в уроках. Дети стали чувствовать себя более комфортно на уроке,  перестали бояться выходить к доске. Интерактивная доска помогает их самоутверждению, развивает общую и мелкую моторику, так как на доске можно работать не только маркерами, но и рукой и даже пальчиками.  Использование наглядности в виде цифровых образовательных ресурсов  не только усиливает мотивацию учащихся к предмету, но также может служить опорой ученикам при самостоятельной деятельности.

Уроки с применением ИКТ имеют большой потенциал для проведения коррекционной работы, направленной на концентрацию внимания, развитие мышления, воображения, мелкой моторики, самостоятельности, повышение мотивации, формирование познавательной активности и как следствие успешной социальной адаптации.

Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. ИКТ изменяют содержание, методы и организационные формы обучения и при определённых условиях могут способствовать коррекции и развитию высших психических функций, коррекции пробелов в знаниях, формированию познавательных способностей. Ребенка легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов. Причём на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Мультимедиа создаёт мультисенсорное обучающее окружение.

Детям нравится, когда в конце урока, как поощрение за хорошую работу, им разрешается посмотреть какой-либо видеоклип или ролик, снятый по сюжетам детских песен или мультфильмов (Интернет позволяет без труда находить такой материал). Во время проведения уроков  включение коротких видеозаставок снимает у учеников усталость, повышает заинтересованность в уроке, заряжает новой энергией.

Таким образом, мы можем говорить о высокой эффективности использования технологий ИКТ в обучении. Мы рассмотрели лишь некоторые аспекты использования данных технологий. Стоит отметить, что перспективы развития и использования информационно коммуникативных технологий в нашей жизни, облегчает её с одной стороны, с другой же имеет и негативный характер.

Случаи зависимости от ИКТ всё чаще и чаще стали появляться в нашей жизни и сейчас это уже не редкость, это реальность в которой мы живем. Одна из задач, которая стоит перед современной педагогикой это не отказ от технологий, а полной принятие. Необходимо научиться самим работать со средствами ИКТ и научить детей, показать, что помимо игр существует много интересных занятий за компьютером, которые дают положительное развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка По теме «Использование оригами в коррекционно-воспитательной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

Живописцу - требуется холст,Скульптору - необходимо пространство,Для оригами нужен только лист бумаги....

мастер-класс для учителей: Издательская деятельность в условиях специального (коррекционного) образования. + презинтация

Цельюсоздания газеты является не просто раскрытие творческих способностей учащихся, освещение школьных событий, создание живой, активно работающей информационной среды, но и  создание услов...

Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе.

Использование информационно-коммуникационных технологий на логопедических занятиях....

Кататимно-имагинативная психотерапия. Использование символдрамы в коррекционной работе педагога-психолога в образовательном учреждении

Символдрама, или метод сновидений наяву – направление психотерапии, разработанное известным немецким психотерапевтом Х. Лейнером, занимающее одно из ведущих мест среди психот...

Статья на тему: "Система организации внеурочной деятельности с использованием ИКТ в коррекционной школе"

Одна из задач современного педагога – постоянный поиск новых путей решения проблем воспитания, использование в своей педагогической практике инновационных форм обучения и воспитания, т.к. именно от эф...

Статья "Педагогика: традиции и инновации. Инклюзивное образование – центральная идея современного образования."

Cлово «инклюзия» — inclusion— произошло от глагола «include» (французского происхождения) и означает — «содержать, включать, охватывать, иметь в своем составе». В наши дни это слово становится термино...

«Использование ИКТ на коррекционно-развивающих занятиях, как средства оптимизации коррекционно-педагогического процесса в работе учителя-дефектолога»

Выступление на ШМО "Использование ИКТ на коррекционно-развивающих занятиях, как средства оптимизации коррекционно-педагогического процесса в работе учителя-дефектолога»...