Главные вкладки

    Развитие креативных способностей младших школьников через литературное творчество.
    методическая разработка на тему

    Развитие креативных способностей младших школьников через литературное творчество.

    Обобщение опыта работа. (2015 год)

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Развитие креативных способностей младших школьников через литературное творчество.

    Ребёнок – не кувшин,

    который надо наполнить,

     а лампада, которую надо зажечь.

    Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, в частности, необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте.     

    Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов. Делается акцент на развитие креативных способностей.

    Что же такое "творческие способности" или «креативность"? (СЛАЙД 3)

     Это комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действия, направленные на созидание. Способность и готовность к творчеству становятся чертой личности человека, креативностью.

    К творчеству наиболее подготовлены те дети, которые отвечают данным критериям, а именно: (СЛАЙД 4)

    • умственное развитие: познавательные интересы, наблюдательность, речь, сообразительность, оригинальность в решении задач;
    • специализация интересов, интеллекта, эмоций;
    • активность, инициативность, стремление к лидерству, настойчивость и умение достигать поставленные цели;
    • хорошая память, развитые познавательные умения;
    • готовность и способность к исполнительским видам деятельности.

    Творчество доступно детям, более того оно оживляет познавательный интерес, активизирует познающую личность, формирует ее.

    В работе на первый план выдвигаю формирование личности каждого ребенка, вооружения его глубокими и прочными знаниями. Детям предоставляется возможность действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать интеллектуальный потенциал, повышать творческо-поисковую активность. Стараюсь заинтересовать учеников новой деятельностью, вызвать положительную мотивацию учения.

    Каковы условия формирования личностных качеств школьника – креативности, готовности к нестандартным решениям? (СЛАЙД 6)

    А. Свободная атмосфера в школе, в классе: без авторитарности, возможности выбора вида деятельности.

    Б. Доверия и уважение к ученикам, постоянное предоставление ученикам самостоятельности и познавательной деятельности; помощь детям, по возможности, неявная, наводящая, а не подсказывающая.

    В. Высокий уровень познавательных интересов среди учащихся, внимание учителя к мотивации учения. Игровые моменты (методики), решение субъективно- творческих задач.

    Г. Внимание к интересам каждого ребенка, его склонностям, здоровью, разностороннему развитию, к его способностям.

    Д. Атмосфера общей культуры в школе. Достижение результата лишь в том случае, если учитель не чужд к творчеству, постоянному поиску, созиданию.

    (СЛАЙД 7)

    Креативные способности школьников состоят из следующих компонентов:

     - творческое мышление;

    - творческое воображение;

    - применение методов творческой организации творческой деятельности.

    Дети всегда должны находиться в поиске, каждый раз открывая для себя что-то новое. В творческой обстановке всегда рождаются новые идеи, замыслы, возникает атмосфера сотрудничества, которая в свою очередь рождает вкус к творчеству, делает его привлекательным для всех.

    Родной язык всегда был и остается главным предметом в начальной школе, ему принадлежит решающая роль в духовной жизни ребенка. При изучении родного языка творчество детей развиваю при восприятии художественного произведения, пересказе, особенно в драматизации, в различных видах сочинения, в языковых играх, в моделировании явлений языка, в составлении словарей, книжных страничек, алгоритмов, в исследовании слов.

    Главное – вера в ребенка, уважение его как личности, стремлении помочь ему в достижении успеха. Осуществляю индивидуальный подход к каждому ребенку.

    Рассмотрим некоторые методические приёмы, развивающие креативное мышление учащихся (СЛАЙД 8)

    В I классе дети раскрывают один из секретов волшебницы речи – рифму. Работа по развитию творчества направлена на упражнения по рифмованию.  (СЛАЙД 9)

    1. Загадки на договаривание.

    2. Придумай рифму к слову “Кто больше?”, “Поймай рифму”.

    3. Сочинение чистоговорок.

    4. Разгадай ребус и составь стишок.

    5. Опиши предмет с помощью прилагательных.

    7. Допиши строки по началу (“Как прекрасен зимний лес!”).

    Упражнения, тренирующие память, внимание, воображение, чистоту речи, управление голосом, рождают детскую смелость, веру в свои силы. Потребность выдумывать, сочинять – особенность моих воспитанников. Детей привлекает тема “Мы исследуем, изобретаем, конструируем”. На факультативе «Риторика» подробно знакомились со значениями слов, исследовали их, изобретали личные словари. Дети стремятся сами подготовить творческое домашнее задание, по принципу – какое нравится, по своему желанию, интересу. Радует разнообразие заданий, интерес к изучаемому, желание защитить свое задание. Детям нравится быть в роли автора. Ребята развиваются в поисковой деятельности. Много работают с дополнительной литературой: подбирают материал об авторе, готовят сообщения, творчески оформляют работы, составляют кроссворды, вопросы по теме, рисуют, пишут отзывы. Это желание и потребность ребят в творческой деятельности достигается благодаря предоставленной свободе для самовыражения. Интересные рассуждения детей при анализе произведений, их эмоциональность, самостоятельность в высказываниях говорят о том, что они действительно сопереживают героям. В речи используют выражения “я удивлен”, “я поражен”, “я тронут”, “я хотел бы помочь”, “я надеюсь”.

    Свое творчество дети активно используют на уроках. В процессе игры учатся самостоятельно принимать решения, проявлять оригинальные мысли. Ребенку предоставляется возможность почувствовать себя создателем, творцом, выполняя творческие задания. (СЛАЙД 10)

    Творческие задания.

    1. Словесное описание литературных и сказочных героев.
    2. Конкурс детских рисунков “Мой любимый герой”. Придумывание продолжения сюжета.
    3. Письмо литературному герою. Письма любимым предметам.
    4. Написание рассказа по первой строчке стихотворения.
    5. Продолжить стихотворение по строчке стихотворения.
    6. Сочинение по пословице, включение пословиц в сочинение.
    7. Составление аннотации к произведению. Отзыв о произведении.
    8. Игра в слова. Составь предложения с любыми тремя словами, например, коньки, озеро, лиса.
    9. Фантограммы: “Что было бы, если бы дорога поднялась в небо?”, “Что было бы, если бы в классе появился говорящий крокодил?”.
    10. Составление фантограмм.
    11. Составление текстов – монологов “О счастье”, “Нужен ли человеку друг?”, “Хорошо ли быть мастером на все руки?”.
    12. Написание мини – сочинений “Что я вижу из окна”, “О чем мечтает капелька росы?”.
    13. Игра “Архимед”. Детям предлагается найти как можно больше решений вставших перед ними проблемы. Проблема может быть такой: как помочь герою преодолеть трудности? Придумывание проблем.
    14. Сочини сказку о…
    15. Преобразование объектов, (для создания опыта творческой деятельности учащимся давала следующие задания по преобразованию, объектов, ситуаций, явлений; созданию нового).

    Стараюсь учить детей видеть необычное в обычном. Подбираю интересные и понятные для детей темы для творчества. Известно, что дети любят сказки. Многие из моих учеников не только их читают, но и сами сочиняют “Приключение снежинки”, “ Путешествие листочка”, “Сказка о Витязе, о злом Драконе и о царевне”. В своих сказочных сочинениях учащиеся ориентируются на народную сказку, следуя ее традициям.

    Поощряю собственную точку зрения, оригинальный замысел, нетрадиционное выполнение задачи.

    (СЛАЙД 11)

    Метод дихотомии в игре «Да-нет»

    Дихотомия - метод деления пополам, используемый для коллективного выполнения творческих заданий, требующих поисковой работы, представлен различными типами игры «Да – Нет». 

    Узнай объект по описанию.

    1) Перечисляются признаки объекта, а дети должны узнать его.

    2) Перечисляются отличия героя от другого:

    Игровой метод

    -  При отборе игры необходимо обратить внимание на наличие и чёткость её структурных компонентов: дидактическую цель (задачу), игровое правило, игровое действие.

    -   Игры и логические задачи должны быть в начальной школе обязательными структурными элементами урока.

      Мозговой штурм– оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения;

    - перепутанные логические цепочки (связать последовательность элементов информации в нужной последовательности);

    - разбивка на кластеры;

    - методы контрольных вопросов и другие.

    «Минутки» творчества

          Применяю на уроках «минутки» творчества, предлагаю подвести итог  урока от имени одного из героев изучаемого произведения, представь себя на месте героя, как бы ты себя повел в той или иной ситуации.

    Уроки – сказки

            Сказки – спутники малышей. Они учат добру, учат общаться, радоваться и огорчаться, сопереживать,  разбираться в мотивах поступков героев, а также понимать слово и выражать свои чувства. Весь урок проходит в сюжете какой либо сказки.

    Составляем синквейны (это пятистрочный стих)  по правилам:

    Алгоритм составления синквейна:

    На первой строчке – написать выбранно существительное.

    На второй строке - придумать к этому существительному два прилагательных, описывающие основную мысль.

    На третьей – придумать три глагола, описывающие действия в рамках темы.

    На четвертой – придумать фразу из нескольких слов, показывающую отношение к теме.

    На пятой строке – сделать обобщающий вывод. Например:

    (СЛАЙД 12)

    «Сказка о рыбаке и рыбке»

    Старик- ласковый, добрый; опустился, поклонился, выполнил; выполняет любые приказы старухи; простота.

    Старуха – жадная, сердитая; ругается, командует, злится; осталась у разбитого корыта; глупая.

    Рыбка – золотая, говорящая; слушает, выполняет, наказывает; волшебная помощница для старика; доброта.

    Ребусы   (СЛАЙД 13)

    Не только мои, но и сами пробуют зашифровать слова, создать свои ребусы.

       Система творчества, под которой понимается упорядоченное  множество взаимосвязанных заданий, ориентирована на познание, создание, преобразование в новом качестве  объектов, ситуаций, явлений,  направленных на развитие креативных способностей младших школьников в учебном процессе.

    (СЛАЙД 14)

       Основным условием творчества учащихся на уроках является создание ситуации «УСПЕХА».  Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – порыв к добру и красоте, а еще чувство тайны, которую очень хочется разгадать. “Тайна возбуждает творчество” – сказал А.Энштейн. Творчество всегда самодеятельно, успех достигается на основе увлеченности. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно дает и учителю, и ученику. Очень важно, чтобы использование различных креативных технологий в начальной школе находили продолжение в среднем звене. Ведь любое творчество стимулирует нестандартное мышление ребенка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие креативных способностей младших школьников на уроках литераткрного чтения

    Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мыш...

    РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    Публикация в сборнике научных статей. Обобщение моего опыта работы по данной теме...

    Метод проектов как средство развития креативных способностей младших школьников на уроках иностранного языка.

    Проблема развития креативных способностей младших школьников на уроках иностранного языка, является одной из самых актуальных. Данные психолого - педагогических исследований свидетельствует о том, ...

    Развитие творческих способностей младших школьников через систему заданий на уроках русского языка и литературного чтения.

    Развитие творческих способностей (креативности) учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и с...