Доклад: "Сущность личностно-ориентированного подхода"
статья (4 класс) на тему

Коноплева Светлана Анатольевна

В докладе анализируются идеи развивающего обучения, гуманистического воспитания, индивидуального подхода к учащимся. Обобщается главная цель обучения - развитие личности обучающегося.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx27.45 КБ

Предварительный просмотр:

Сущность и содержание личностно ориентированного подхода в теории и истории педагогики

 

По мнению ЮНЕСКО, XXI в. должен стать веком, в котором культура и человек будут развиваться по гуманитарной, этнопсихолого-педагогической концепции личности, основанной на идеях природо- и культуросообразности, индивидуально-личностностного развития.

В европейских языках понятие «личность» произошло от латинского «персона» - маска актёра в театре, социальная роль человека. В русском языке «лик» - изображение лица на иконе. В восточных культурах понятие «личность» относится не только к лицу, но и ко всему телу человека. Это понятие имеет множество значений: отдельный человек, индивидуалист; совокупность свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность; социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения общественных норм, сознания и поведения, общественно-исторического опыта (личностью становятся под влиянием сообщества, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

Личность - социальна и выражает всё, что есть в человеке надприродного, исторического; возникает в результате культурного и социального развития, это своеобразный закон устройства человеком собственного бытия и отношений с миром. Уровень её развития характеризуется способностью к поддержанию и защите пространства этой индивидуальности; инстанция, осуществляющая контроль над жизненным пространством человека через выработку правил поведения в этом пространстве (А.В. Чечулин). Понятие «личность» - социальная характеристика индивида, указывающая нате его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми. Как личность человек формируется в социальной системе путём целенаправленного и продуманного воспитания. Личность определяется мерой присвоения общественного опыта, с одной стороны, и мерой отдачи обществу посильного вклада в сокровищницу материальных и духовных ценностей - с другой. Субъект и личность на ранних этапах онтогенеза совпадают, а более позднее образование - личность - это сознательный субъект деятельности (Б.Ф. Ломов). Человек становится личностью в процессе достижения определённого уровня развития, который позволяет считать его способным на самостоятельную преобразующую деятельность. Он должен проявить, раскрыть свои свойства, заложенные природой и сформированные в нём жизнью и воспитанием.

По мнению А.А. Бодалёва, какие бы жёсткие требование не предъявлялись к личности, какими бы они ни были по своему содержанию и форме, она всё равно принимает их и трансформирует для себя в соответствии с характером и степенью своей субъективности - уровнем развития сознания, сформированности потребностей, развития способностей воспитанности характера. И ни кто-то другой, а сама личность ставит перед собой цели, выбирает пути для их достижения и приходит к тем или иным результатам. «С определённого возраста, становясь суверенной личностью, неповторимой индивидуальностью, человек начинает строить себя сам, самосовершенствоваться, развивает заложенные в нём природой, Богом и предшествующим воспитанием способности и задатки души и тела».

Прежде всего, личность - это человек, как субъект активной деятельности, преобразующий мир, а, следовательно, - носитель сознания и самосознания в совокупности с системой её отношений. Это своеобразная инстанция, осуществляющая контроль над жизненным пространством человека через выработку собственных принципов и правил поведения в этом пространстве.

Можно представить себе человека без сознанной идеологии, которая сделалась бы его осмысленной жизненной позицией, но нельзя помыслить человека без ментальное. Она в огромной мере детерминирует его социальное поведение.

Источники ментальных программ личности находятся в той культурно-социальной среде, в которой эта личность выросла и набралась жизненного опыта. Программирование личности начинается в семье, продолжается в местах проживания, в школе, в молодёжных группах, на работе и в коллективе. Феномены культуры, подлежащие личностному усвоению, уже изначально осуществляются в личностной форме - в форме проявлений личности посредством диалога.

А. Адлер разработал индивидуальную теорию личности, подчёркивающую уникальность каждого индивида и тех процессов, с помощью которых люди преодолевают свои недостатки, стремятся к достижению жизненных целей. К.Г. Юнг - автор аналитической теории личности, придающей большое значение противоборству сил внутри личности и стремлению к обретению самости (индивидуальности) посредством процесса индивидуализации. Э. Эриксоном сформулирована концепция восьми стадий развития Эго, берущая начало в теории Фрейда. Эго - теория личности, базирующаяся на психоаналитической, но развивающая новые направления и пути понимания поведения человека. Э. Фромм разработал концепцию «социальной личности», которая определялась как более или менее осознанная система идей - верований, установок, ценностей, чувств, в которой подчёркивается роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в развитии и формировании характера индивида. Однако установки и ценности не идентичны личности как таковой; они отражают некоторый поверхностный пласт личности.

Личностное развитие происходит на протяжении всей жизни. Соответственно предлагались различные стадийные модели для понимания фаз роста и развития в жизни человека: Г. Айзенк. Кроме того, многими учёными подчёркивалась роль взаимоотношений между ребёнком и родителем как значимого фактора в понимании проблем развития. Исходя из того, что в каждой ситуации личность должна как бы балансировать между требованиями «быть как все» и «быть как никто другой», т.е. одновременно быть идентичной и уникальной, они (Кольберг) ставят задачу формирования осознанного и даже критического отношения к существующим общественным порядкам, развития у индивида стремления к «контактам с материальной и общественной средой» (В. Хайнц), к самоутверждению в обществе. К. Роджерс придавал особое значение тому, как формируется «Я-концепция» индивида (и в ракурсе познания, и в эмоциональном отношении) под влиянием родительских установок и поведения на этапе формирования личности. Это феноменологическая теория личности, подчёркивающая важность субъективных переживаний человека, его чувств и личных концепций, личной точки зрения на мир и себя.

Категория развития, постоянно подвергаясь переосмыслению и трансформации в зависимости от экономической, политической и культурной жизни, становится базовой в гуманистической парадигме образования. Развитие личности происходит под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов, в процессе усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу на данном этапе развития. Пока поведенческие или психологические новообразования не становятся предметом собственной активности субъекта, не отражаются в его сознании в качестве особой цели, развитие индивида не становится в собственном смысле слова личностным развитием. Ещё одним аспектом механизма личностного развития является «вмешательство» сознания в спонтанный поток переживаний индивида, что связано со своеобразной вербализацией чувственного опыта, его выражением в слове. Развитие личности предполагает развитие потребности быть личностью, получить признание этого факта от своего окружения. Это своего рода становление и «упражнение» способности быть ею. Основаниями и движущей силой развития личности выступает совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение личности в мире людей, приобщение к культуре. Принадлежность к определённой культуре приводит к нормативным моделям мышления, эмоциям и поведению, формирует отношение к окружающему миру.

Личностное развитие человека выступает как своеобразное уравновешивание двух начал - императива и свободы. Императив для личности - это, прежде всего общечеловеческие нормы морали, тогда как свобода выражается в собственных притязаниях личности на достижения, утверждающие образ Я. Личность ищет гармонию этих инстанций.

Развитие личности представляет сложную взаимосвязь эволюционного накопления личностного опыта (смыслов) и таких жизненных событий, которые обесценивают или, напротив, усиливают какие-то из этих смыслов, требуют рефлексии или даже ревизии накопленного опыта под воздействием нелюбых влияний, а главным образом тех из них, которые выражают потребности самого человека, обращены к его личности, опираются на его собственное отношение к действительности. Речь идёт о становлении индивидуальной гармонии личности, об обеспечении базового уровня культуры, необходимого для саморазвития личности.

Особая функция образования состоит в том, что своим содержанием оно закладывает базовые, фундаментальные основы культуры личности -умственной, нравственной, экологической, эстетической, экономической, правовой и др. Механизмы личностного развития существенно меняются: на первый план выступает теоретическая подготовка в сфере гуманитарных наук, диалог с культурой, интеграция знаний в целостную картину мира, культурная рефлексия, саморегуляция, принятие решений в ситуациях выбора, жизнетворчество, саморазвитие. Личностная парадигма требует универсальности, нравственной целостности. Её нельзя образовать частично, стандартизировать. Личность в этой системе не является чем-то, что нужно «активизировать» для выполнения заданной учебной программы, т.е. выступает не как средство, а как самоцель образовательного процесса.

Личностный подход в образовании преемственно связан с гуманистической традицией в педагогике, которая корнями уходит в глубинные истоки человеческой культуры. В соответствующих трудах ссылаются, как правило, на Протагора («мера всех вещей - человек»), Сократа, Платона, Аристотеля и более поздних римских мыслителей - Плутарха, Сенеку и др. Расцвет гуманизма связывают с преодолением религиозно-канонических и тоталитарных систем средневековья, когда произошёл необыкновенный взлёт человеческого духа, чем ознаменовалось

Великий гуманист Я.А. Коменский утверждал, что «...Каждый, кто родился человеком, стремится существовать осмысленно, т.е. желать и избирать то, что понято как доброе...».

Идея о том, что цель образования не только проистекает из ограниченного историческими рамками «социального заказа», но и является следствием познания сущности человека, развивается в трудах последующих европейских гуманистов и просветителей. «Цель воспитания, - по определению И.Г. Песталоцци, - заключается в том, что человек сам поднимается до ощущения внутреннего достоинства своей природы».

В отеческой педагогике гуманистическая традиция изложена в работах представителей практически всех исторических эпох (П.Ф. Каптерев, Мономах, В. А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Т.Шацкий).

Личностный подход является дальнейшим развитием и углублением индивидуального подхода и имеет свои существенные особенности. При индивидуальном подходе учитель видит в школьнике ученика. Суть личностного подхода - открыть и развить личность каждого школьника: необходимо изучать и знать личность школьника во всём многообразии и единстве её свойств; выбирать цели, содержание, методы, формы и средства воспитания с учётом личностных особенностей воспитанников; уважать личность, её права и свободу, проявлять гуманное отношение к личности; видеть в личности определённый социально-психологический тип и её неповторимую индивидуальность; исходя из того, что только личность может сформировать личность, учителю необходимо учитывать и особенности своей личности, вырабатывать свой личностный стиль педагогической деятельности.

Многообразие трактовок «личностный подход» можно сгруппировать:

- Гуманистический феномен, подразумевающий уважение прав, свобод и достоинств ребёнка, его семьи при выборе образовательной траектории.

- Определённая цель, программа педагогической деятельности, предполагающая формирование личности с «заданными» свойствами.

- Образование, основа которого - создание определённой системы (ситуации, пространства, среды), «запускающей» механизмы функционирования и развития (саморазвития) личности.

Концепция личностно ориентированного подхода основывается на трёх базовых категориях, через призму которых осмысливается и конструируется педагогическая реальность: цель, содержание, метод.

В условиях личностной методологии образование выступает как гуманитарная система с особыми закономерностями функционирования и развития. Цели деятельности образовательных структур всегда были связаны с развитием человека. Личность как феномен культуры всегда входила в престижные цели образования или же объявлялась в качестве таковой. Но обычно личность была средством, а не целью образования. Личностный потенциал ребёнка активизировался для достижения внешней для него цели.

В современной отечественной педагогике концепция личностно ориентированного обучения с позиций психологии разработана И.С.Якиманской. Она подчёркивает, что ученик не становится субъектом обучения, а им изначально является как носитель субъектного опыта. Субъектный опыт приобретается ребёнком вне учебного процесса, самостоятельно. Роль же обучения состоит в том, чтобы, выявив особенности субъектного опыта, создать условия для раскрытия и развития его индивидуальных познавательных возможностей.

«Учение не есть беспристрастное познание. Это субъектно значимое постижение мира, наполненного для ученика личностными смыслами, ценностями, отношениями, зафиксированными в его субъектном опыте. Содержание этого опыта должно быть раскрыто, максимально использовано, обогащено научным содержанием и при необходимости преобразовано в ходе образовательного процесса».

В концепции исследователя основное внимание уделяется технологии личностно ориентированного обучения, целью которой является развитие индивидуальности ученика. Принцип субъектности образования реализуется в следующих дидактических требованиях к содержанию и организации личностно ориентированного образовательного процесса:

- учебный материал обеспечивает выявление содержания субъектного опыта ученика;

- изложение знаний в учебнике (учителем) направлено на преобразование наличного опыта каждого ученика;

- в ходе обучения происходит постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний;

- активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности обеспечивает ему возможность самообразования и саморазвития в ходе овладения знаниями;

- учебный материал организуется с учётом возможности выбора учеником знаний;

- учащиеся стимулируются учителем к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;

- в содержание обучения вводятся знания о приёмах выполнения учебных действий;

- обеспечивается контроль и оценка не только результата, но и процесса учения, то есть тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;

- образовательный процесс обеспечивает построение, реализацию, оценку учения как субъектной деятельности. Для этого выделяются «единицы учения», которые используются учителем на уроке, в индивидуальной работе.

Наблюдая за учеником в образовательной среде, учитель составляет его «познавательный портрет» (характеристику его личностного развития) и выявляет его «познавательный профиль» (тип мышления), что позволяет проектировать дальнейшее личностное развитие ученика.

Цель личностно ориентированного образования и состоит в том, чтобы создать условия для проявления этих функций, или универсальных личностных способностей ребёнка.

Главным условием проявления личностных способностей в образовательном процессе В.В. Сериков считает создание личностно ориентированной ситуации (учебной, познавательной, жизненной), в которой требуется проявление личностных функций: возникает необходимость искать смысл, подумать о себе, выбрать творческий вариант решения проблемы и т.д. В такой ситуации формируется субъектный опыт ребёнка. Содержание личностно ориентированного образования должно включать различные виды такого опыта.

Основное внимание в концепции В.В. Серикова уделено педагогической технологии создания личностно ориентированных ситуаций.

Предлагаемая технология основывается на идее реализации трёх основных характеристик личностно ориентированной ситуации: жизненной контекстности, диалогичности и игровом (ролевом) взаимодействии её участников. Триада «задача - диалог - игра» образует базовый технологический комплекс, создающий ценностно-смысловое поле меж субъектного общения в личностно ориентированном образовательном процессе.

В модели, разработанной Н.И. Алексеевым, сущность личностно ориентированного обучения связывается не только с уникальностью и самобытностью учащегося, но и с неповторимостью личности педагога, с одной стороны, а с другой с понятием «культурного акта», смысл которого заключается в создании учащимся себя, своей личности посредством самоутверждения в культуре.

Проектирование личностно ориентированного обучения - особый тип педагогической деятельности, содержание и организационное оформление которого ориентировано на учёт:

- типа психического развития учащихся;

- личностных возможностей и особенностей педагога;

- психологически адекватного представления для учащегося специфики предмета.

Тип психического развития учащегося, по Н.И. Алексееву, детерминирован направленностью обучения - инструментальной или культурологической. В первом случае развиваются когнитивные способности личности: память, внимание, мышление и активность в познании; во втором - развивается ценностно-эмоциональная сфера личности, её личностные отношения к миру, себе. Такой подход привёл исследователя к различению субъектно-ориентированного и личностно ориентированного обучения.

Включение личностных качеств педагога в процессе проектирования личностно ориентированного обучения - вторая особенность дидактической модели Н.И. Алексеева, однако технология реализации этого компонента автором в достаточной степени не раскрыта. Основное внимание сосредоточено на «препарировании» учителем учебного материала в контексте организации личностно ориентированного образовательного процесса. Основаниями для работы с содержанием стали выделенные исследователем механизмы развития и функционирования личности (рефлексия, персонализация, стереотипизация) и классификация учебных предметов по критерию способа их освоения учащимися.

Н.И. Алексеев выделяет три группы предметов, которые условно обозначает как структурно-ориентированные (математика, физика, химия, биология и др.), позиционно-ориентированные (история, родной, иностранный язык, право и др.), смысло-ориентированные (литература, предметы искусства). Механизмом усвоения первых выступает рефлексия, поиск «нового» знания, вторых - стереотипизация, поиск инструментальных ориентиров, третьих - персонализация, поиск смыслов (Я - в - мире). Такая «личностная» классификация учебных предметов позволяет педагогу проектировать технологию личностно ориентированного обучения, адекватную как задачам личностного развития, так и возможностям содержания обучения в их реализации.

Таким образом, появление различных концепций личностно ориентированного образования в отечественной и зарубежной педагогике знаменует начало нового этапа развития мировой педагогической мысли, особенности которой состоят в следующем:

- меняется общий взгляд на образование в направлении всё более глубокого понимания его как культурного процесса, сущность которого проявляется в гуманистических ценностях и культурных формах взаимодействия его участников;

- изменяется представление о личности, которая, кроме социальных качеств, наделяется различными субъектными свойствами, характеризующим её автономность, независимость, способность к выбору, рефлексии, саморегуляции и т.д., в связи, с чем меняется и её роль в педагогическом процессе, она становится его системообразующим началом;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология портфолио как механизм реализации личностно- ориентированного подхода в образовательном процессе

В данной статье представлен опыт работы по реализации технологии портфолио в учебно-воспитательном процессе...

Личностно-ориентированный подход к одаренным детям на уроках математики

Реализация личностно-ориентированного подхода является одним из методических приемов повышения качества обучения математике. Личностно-ориентированный урок, в отличие от традиционного, изменяет тип вз...

Выступление "Личностно-ориентированный подход в обучении учащихся"

Личностно-ориеннтированный подход в обучении учащихся...

Личностно ориентированный дифференцированный подход к освоению интегрированного курса "Грамота" в первом классе в рамках образовательной программы по русскому языку УМК "Начальная школа XXI века"

Материал данной методической разработки содержит в себе практические советы по освоению курса "Грамота" в разноуровневом классе. Все описанные методические приемы апробированы на практике. В разработк...

Личностное развитие учащихся как цель и предмет личностно-ориентированного подхода при внедрении ФГОС

Содержание статьи позволит задуматься педагогам и родителям о школе, в которой реализуются стандарты нового поколения....

Сущность личностно-ориентированного подхода. Классный час в условиях личностно -ориентированного подхода

Презентация отображающая сущность личностно - ориентированного подхода в воспитании....

Личностно-ориентированный подход в обучении, с использованием эффективных методов и приемов, направленных на внедрение исследовательского подхода

Личностно-ориентированный подход в обучении, с использованием эффективных методов и приемов,направленных на внедрение исследовательского подхода...