Представление учителя начальных классов
опыты и эксперименты на тему

Халевина Ирина Александровна

Представление педагогического опыта по проблеме "ИКТ технологии в обучении"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Представление   педагогического опыта учителя начальных классов Халевиной Ирины Александровны.

Тема «Использование ИКТ технологий в обучении».

 

Актуальность и перспективность опыта

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одной из целей ФГОС является развитие личности школьника. Начальная школа в настоящее время находится в эпицентре общественного внимания, ее проблемы, трудности, новизна поставленных задач не оставляют равнодушным ни одного человека. Ведь в руках учителя дети, из которых потом выйдут рабочие и ученые, математики и инженеры. Это общество, которое поведет Россию вперед.

Перед нами, учителями начальных классов, встал вопрос, как перестроить работу, чтобы повысить эффективность обучения младших школьников? Где искать резервы? Как формировать личность?   Как нам нужно работать, какими мы должны быть сами, чтобы за годы учебы в начальной школе привить детям смелость ума, радость познания, уверенность в своих возможностях, чувство будущего? Ответ прост: учиться быть современным учителем.

Современное образование невозможно себе представить без использования информационных ресурсов. Постепенно, компьютерные технологии входят и в систему школьного образования как один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности, дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс и повысить его эффективность. Актуальность использования информационных технологий в современном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий, позволяющих использовать информационные технологии (ИТ) в качестве средства обучения, общения, воспитания, интеграции в мировое пространство.

Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению. Позволяет воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Что способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Использование информационно-компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает детям возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса школьников к предмету. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить учителя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.

 Условия формирования опыта

Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Использование ИКТ в учебном процессе - один из способов повышения мотивации обучения. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя, помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию.

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

С помощью ИКТ на уроках  можно:

- сделать учебную деятельность детей более содержательной;

- сделать учебный процесс более привлекательным и современным для детей;

- сделать учебную информацию для детского восприятия более интересной за счет привлечения зрительно-звуковых образов;

- повысить качество обучения, желания учиться;

- сделать урок наглядным, динамичным.

Известно, что наиболее эффективный способ преподавания - это наглядная демонстрация и синхронное объяснение изучаемого материала. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее. По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером. Компьютер не заменяет живого общения с учителем и другими источниками информации, однако учитывая интерес детей к интернету, повышает заинтересованность в изучении предмета.

Теоретическая  база опыта.

Слово "технология" имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.

Информационно - коммуникационные технологии (ИКТ) - это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации. Так, например, к технологиям информатизации образования в полной мере могут быть отнесены приемы создания и оценки качества информационных ресурсов образовательного назначения, методы обучения педагогов эффективному использованию информационных и коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности.
В основе средств ИКТ, используемых в сфере начального образования, находится персональный компьютер, оснащенный набором периферийных устройств.

Возможности компьютера определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы. В системе общего среднего образования широкое распространение получают универсальные офисные прикладные программы и средства информационных и телекоммуникационных технологий: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.

Информационных и телекоммуникационных технологий много. С каждым годом появляются новые средства и технологии, важные с точки зрения информатизации образования. Перечислить и, тем более, изучить их все невозможно. Важно понимать, что при определенных условиях многие из этих технологий способны существенно повлиять на повышение качества обучения и воспитания школьников.

В то же время любой опытный учитель подтвердит, что на фоне достаточно частого положительного эффекта от внедрения информационных технологий, во многих случаях использование средств информатизации никак не сказывается на повышении эффективности обучения, а в некоторых случаях такое использование имеет негативный эффект. Таким образом, мне, как учителю, всегда нужно продумывать уместность, корректность и оправданность использования.  

  Технология опыта.

В нашей школе была создана хорошая  компьютеризированная база для обучения детей с применением ИКТ.  Это дало мне возможность проводить уроки с использованием информационных технологий.

В состав интерактивного комплекса, установленного в моем классе, входит интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер.

Интерактивный комплекс дает возможность мне сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.  Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию.  Ребенок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

Интерактивный комплекс позволяет демонстрировать ученикам:

  • мультимедийные  презентации, содержащие изучаемый материал;
  • иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы);
  • текстовый материал;
  • материал, оформленный в виде таблиц;
  • видеоматериал;
  • тренировочные задания и задачи с интерактивной проверкой и без нее.

В своей работе я создаю презентации в программе Smart Notebook исходя из задач конкретного урока. Эта программа позволяет организовать деятельность ученика у доски без мела и тряпки. Передвигать объекты на доске, классифицировать их по определенному признаку, вписывать нужные слова и числа в заготовленные шаблоны, делать легко воспринимаемые и аккуратно оформленные чертежи и схемы, динамично дополнять изображение дополнительными рисунками, вносить поправки и дополнения.

Неистощимым источником идей для создания мультимедийных уроков является Интернет. Иногда совсем не обязательно «изобретать колесо», а можно воспользоваться опытом других педагогов или готовыми электронными учебными пособиями.

Одним из главных компонентов школьной информационной образовательной среды и основным инструментом реализации требований ФГОС нового поколения становятся электронные формы учебника (ЭФУ). Электронный учебник обеспечивает многовариантность, многоуровневость и разнообразие проверочных заданий, тестов. Электронный учебник позволяет все задания и тесты давать в интерактивном и обучающем режиме. При неверном ответе можно давать верный ответ с разъяснениями и комментариями.

Являясь участником всероссийского эксперимента по внедрению ЭФУ в образовательный процесс, я активно использую информационные блоки, представленные в ЭФУ для постановки проблемной ситуации или проверки полученных учащимися знаний с помощью тестов.

 Установку на самостоятельный поиск материалов с использованием электронных учебников, безусловно, должен давать учитель. Только он сможет вывести учеников на высокий уровень познавательной активности, организуя их самостоятельную деятельность, независимо от форм представления учебников.

 Урок от этого становится интереснее. Материал, традиционно трудно усваиваемый, при использовании электронных приложений к урокам, тестов, у ребят вызывает интерес к предмету, и углубляются знания по предметам. Мною замечено, что электронный практикум с интерактивной проверкой делает работу на уроке более динамичной, позволяет организовать различные формы проверки.

Опыт использования ИКТ показывает их преимущество в обеспечении качества образования, так как:

  • Во-первых, вызывают интерес учащихся, «очарование» новизны, эмоциональный всплеск. Можно провести экскурсию-путешествие по любому городу и стране, принять участие в военной баталии, увидеть движение на уроках окружающего мира, математики, почувствовать настроение героев, услышать звук моря, увидеть закат. Моя задача как учителя найти новое, неизвестное, заинтересовать, используя качественные наглядные пособия, анимационные возможности
  • Во-вторых, создаются условия для индивидуализации обучения: учитель имеет возможность зафиксировать материал, «остановить» мгновение, вернуться к информации предыдущих уроков, обеспечить самопроверку, контроль, презентационное сопровождение уроков.
  • В-третьих, участие в деятельности, например, через учебные проекты открывает новые возможности созидания. Учащиеся получают дополнительный опыт общения, получения информации, возможность проявить себя. Учитель учится управлять информационными потоками, становится авторитетным консультантом для учащихся, следовательно, расширяется пространство взаимодействия, реализуется переход от «знаниевой» парадигмы образования к «деятельностной».

Анализ результативности опыта.

Учитывая выше сказанное можно предположить, что использование мультимедиа на уроках, несомненно, оказывает содействие развитию личности ученика, который комфортно будет чувствовать себя в условиях информационного общества. При одном непременном условии-сохранении традиций высокой культуры учителя, и профессиональной, и творческой. Без этого не может быть качества образования. 

Мои ученики активно осваивают образовательное пространство школы.  Применение современных образовательных технологий в процессе обучения предмету помогает мне в создании для учащихся оптимальных условий для личностного самовыражения, развития способностей, умения обосновывать свои действия, самостоятельно ориентироваться при выполнении нестандартных заданий, свободно высказываться. Сочетание традиционной системы обучения и современных технологий обеспечивает высокое качество знаний.

Итогом проведенной работы было то, что дети научились самостоятельно работать,  не пугаться новой нестандартной учебной ситуации, а с интересом находить ее решение, расширять и добывать новые знания, оценивать результат выполненной работы, у наименее успешных детей не выработалась отрицательная оценка мотивации к учебе. Дети учатся с удовольствием, не боятся выходить к доске и контрольных работ, у них выработалась адекватная самооценка и положительная учебная мотивация. Кроме этого у ребят сформировались познавательные и учебные интересы, они задают массу вопросов, поиск ответов на которые – совместная деятельность учителя и учеников,  они спорят, отстаивая свою точку зрения, но умеют и принять сторону другого ученика, если не правы.

Трудности и проблемы при использовании данного  опыта.

Исходя из собственного опыта, можно сделать вывод, что изучение и применение современных технологий как один из способов повышения профессиональной творческой деятельности учителя начальной школы, играет важную роль в системе образования. Так как в процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой обеспечивают ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.

Достоинств у компьютерного обучения немало, но нельзя и злоупотреблять компьютеризацией. Необходимо помнить, что компьютер не может заменить учителя на уроке, и тщательно планировать время работы с компьютером. Та  или иная учебная компьютерная технология целесообразна, если она позволяет получить такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения этой технологии.

 Адресные рекомендации по использованию опыта.

Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами, выступаю с сообщениями на уровне школы, провожу открытые уроки. Материалы опыта  выставлены на сайте образовательного учреждения: http://lic4sar.schoolrm.ru/sveden/employees/10746/251805/

Наглядное приложение:

Технологическая карта урока: математика 2 класс

Дата: 14 февраля 2017 год

Тема: Виды углов

Тип: урок нового знания

Цель урока: иметь представление о различных видах углов (прямых, острых и тупых углах), уметь определять виды углов с помощью угольника.

Планируемые результаты

Предметные:

  • владеют математическими терминами;
  • владеют различными приемами устного счета;
  • владеют способом определения вида угла с помощью угольника.

Метапредметные:

  • принимают и сохраняют учебную задачу;
  • осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров;
  •  при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассников;
  • участвуют в диалоге;
  • умеют слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения.

Личностные:

  • Осознают важность изучения математики, необходимость ее в жизни.
  • Совершенствуют  навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
  • Анализируют свои действия, управляют ими, осуществляют рефлексивную самооценку.

Межпрежметные связи: практическая часть урока связана с изучением предмета «Технология» (использование измерительных инструментов)

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

  1. Организационный момент урока

- Мы начинаем урок математики.

- А как вы думаете, для чего нам изучать математику?

- Может быть и без математических знаний можно обойтись?

- А в жизни где нам пригождаются знания, полученные на уроке математики?

- Я желаю вам успехов на уроке, и пусть он подарит вам много новых и интересных открытий.

Демонстрируют готовность  к уроку

Отвечают на вопросы учителя

  1. Актуализация знаний

Задание на слайде:

- Что общего в выражениях 1 строки?

- Что общего в выражениях 2 строки?

- В чем сходны все эти выражения?

- Найдите значения этих выражений и отгадайте зашифрованные слова.

- Какой угол мы называем прямым?

- Вспомните, что называют вершиной угла, а что сторонами?

- Какой инструмент помогает нам находить и строить прямые углы?

- Найдите в окружающей обстановке прямые углы.

Анализируют, сравнивают выражения.

Выполняют вычисления.

Открывают фразу «Прямой угол»

Отвечают на вопросы учителя.

Находят прямые углы в окружающей обстановке

  1. Создание проблемной ситуации

- А в жизни нас окружают только прямые углы?

- Как можно назвать углы, изображенные на доске?

- О чем пойдет речь сегодня на уроке?

- Разделите все эти углы на 3 группы.

Вид одного угла на глаз определить трудно.

- Что может помочь в определении вида этого угла?

Отвечают на вопрос учителя.

Дают название углам.

Тема: «Виды углов»

На основе жизненного опыта распределяют углы по 3-м группам: прямые, острые, тупые.

Предлагают использовать угольник.

  1. «Открытие» новых знаний

Прикладываю угольник разными неправильными способами.

Физкультминутка

В царстве у морской царицы

Вместо воздуха водица,

Вместо подданных – медуза,

Кит огромный толстопузый,

Осьминог и камбала,

Рыбы молот и пила,

Краб, моллюск, звезда морская

И акула очень злая.

А вот водолаз Федот

Здесь гостит, а не живет.

Дети предлагают свой способ определения угла:

  1. Совместить вершину угольника с вершиной угла.
  2. Совместить одну сторону угольника и сторону угла.
  3. Посмотреть где проходит вторая сторона угла (меньше прямого угла – острый угол; больше – тупой).

Дети с помощью угольника в учебниках и на доске определяют вид угла.

Выполняют элементарные физические упражнения (в соответствии с текстом стихотворения).

  1. Первичное закрепление во внешней речи (практическая деятельность обучающихся)

Стр. 108 №1

Прикладывают угольник к углу, проговаривая способ действия, определяют вид угла

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Стр. 108 №3

По вариантам:

1 ряд отмечает прямые углы

2 ряд отмечает острые углы

3 ряд отмечает тупые углы

Проверка по доске:

- Кто справился с заданием и отметил все углы верно?

- Кто допустил ошибку? Что у вас вызвало затруднение?

С помощью угольника определяют углы, отмечают их.

Проверяют правильность выполнения задания по слайду.

Контролируют и оценивают себя.

  1. Рефлексия деятельности

- Наш урок подходит к концу. Был ли он полезен для вас?

- Как эти знания вам пригодятся в жизни?

- А если нам нужно определить угол, но линейки нет под рукой, что вы будете делать?

Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения.

Предлагают использовать подручные предметы (книгу, тетрадь; лист бумаги, сложенный в 2 раза)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта учителя начальных классов МОУ «Лямбирская СОШ № 2» Захаровой Натальи Александровны Исследовательская деятельность как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе.

Мы живем в эпоху стремительных перемен в политической, экономической и социальной жизни общества. И с каждым годом их темп ускоряется, все повышая «планку» требований, предъявляемых к человеку, его со...

Дистанционное обучение. Итоговый тест для учащейся 3 класса Ульяновой Карины, представленный учителем начальных классов Подольской Натальей Леонидовной

Для эффективности проверки знаний, умений и навыков учащимся, обучающимся на дому, возможно предложить тест....

Характеристика-представление учителя начальных классов МОУ СОШ №24 Ионовой Светланы Ивановны

Характеристика-представление учителя начальных классов Ионовой С. И....

Представление инновационного педагогического опыта работы учителя начальных классов «Проекты - как средство развития исследовательской деятельности в начальных классах»

Представление   инновационного педагогического опыта работы  учителя начальных классов МБОУ « Пичпандинская средняя общеобразовательная школа» Зубово-Полянского муниципального района...

«Я – учитель здоровья» представление педагогического подхода к работе с детьми учителя начальных классов

В данной статье представлена система работы учителя начальных классов по созданию комфортного пространства в школе, направленного на формирование творческой личности обучающихся, стремлен...

Представление учителя начальных классов Олюшевой Ц.Н.

Презентация опыта работы классного руководителя Олюшевой Ц.Н....