Главные вкладки

    Формирование учебной мотивации
    материал на тему

    Заляева Рамзия Ильдаровна

    Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_zalyaeva.docx20.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема доклада: Формирование учебной мотивации

    Подготовила:    Заляева Р.И.

    Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности.

    На протяжении многих лет вопрос мотивации является предметом исследования педагогов, учёных. В настоящее время эта проблема весьма актуальна для сельской школы. В связи с обострением социальных проблем на селе, низким уровнем педагогической грамотности родителей, слабой предшкольной подготовкой детей остро стоит вопрос о низком уровне сформированности мотивации детей к учебной деятельности. Удовлетворение потребностей младших школьников влияет на их стремление учиться, что в свою очередь сказывается на успешности учебной деятельности.

    Особую важность имеет вопрос о мотивации именно на начальной ступени обучения, так как основы для того, чтобы дети умели и имели желание учиться,  закладываются  в младшем школьном возрасте.  Именно мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования.

    Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.  Учебно-познавательная мотивация младших школьников – это их деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться. Чтобы у ребёнка возникла стойкая внутренняя мотивация «хочу учиться хорошо», надо, чтобы каждый говорил себе: «Я смогу! Я добьюсь!»

    Возникают вопросы о том, почему один ребёнок учиться с радостью, а другой – с безразличием? Что делать, чтобы учение для каждого ученика было увлекательным и успешным? Ответом на эти вопросы является решение  проблемы  мотивации учения  школьника.

    Формирование мотивации – это не  «перекладывание» учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. На  практике  формирование мотивов учения - это создание таких  условий, при которых  появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание  их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом выступает не в роли простого наблюдателя за тем, как  развивается  мотивационная сфера учащихся, он стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов.

    Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет позитивная психологическая атмосфера урока, обеспечение гуманных отношений между учителем и учеником,  выбор демократического стиля педагогического взаимодействия: принятие своих учеников независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки. Психологическое поглаживание учеников: приветствие, проявления внимания к возможно большему числу детей – взглядом, улыбкой, кивком.

    Следует помнить, что большое значение  имеет  формирование мотивации не только у неуспевающих учащихся, но и у каждого, даже внешне благополучного ребенка. Для этого необходимо  выявить состояние  познавательной мотивационной сферы ребёнка (стремление учиться, мотивы), волевой и эмоциональной сферы (цели в ходе учения, переживания в процессе учения).

    Под мотивом, который побуждает школьника учиться, подразумевается  не один, а ряд мотивов различного свойства, которые  можно разбить на следующие группы:

    • учебно-познавательные (интерес к учению, стремление к получению знаний,  познавательная потребность, любознательность и др.);
    • непосредственно-побуждающие (яркость, новизна, занимательность, страх перед наказанием и др.);
    • перспективно-побуждающие (ответственность, чувство долга, и др.).

    Многочисленные исследования показывают, что для формирования полноценной  учебной мотивации у школьников необходимо проводить целенаправленную работу. Учебно-познавательные мотивы, которые занимают особое место среди представленных групп, формируются только в ходе активного освоения учебной деятельности.

    Создание на уроке ситуации успеха для учащихся – основа для проявления активности ребёнка, его мотивированного обучения. Самый простой способ для создания ситуации успеха – определённость домашнего задания. Ученики чётко должны знать, что если они выполнят задание в полном объёме и рекомендуемым способом (пересказ, выделение главного, ответы на вопросы и т. д.), то их ответ будет успешным. Для этого  на каждом уроке оговаривается, что и как следует подготовить дома

    Какие формы работы служат  для стимулирования познавательной активности учащихся, формирования мотивации учения?

    • дидактические игры и упражнения;
    • личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании;
    • внеклассные мероприятия по предметам;
    • творческие работы учащихся по  разным предметам;
    • проведение предметных олимпиад;
    • использование различных педагогических технологий (проблемное обучение, игровые формы, развивающие задания и т. д.);
    • интеграция обучения (проведение интегрированных уроков)

    Немаловажна в формировании мотивации младшего школьника отметка. Не все дети начальных  классов хорошо понимают её объективную роль. Непосредственная связь между отметкой и знаниями устанавливается лишь немногими. В большинстве случаев дети говорят, что отметка радует или огорчает учащихся и их родителей. Не все дети понимают смысл отметки, но большинство  хотят работать на отметку. В ситуации столкновения мотивов, когда дети могли сделать выбор: решать задачу на отметку или решать задачу, требующую мыслительной активности, рассуждения, большинство детей выбирают задачу на отметку.

    В связи с этим, возникает необходимость оценки деятельности так, чтобы школьник рассматривал ее как показатель уровня знаний и умений. Отметочная мотивация требует особого внимания учителя, так как она таит в себе опасность формирования эгоистических побуждений, отрицательных черт личности. А для решения этой проблемы следует пересмотреть подходы к контролирующей и оценочной деятельности в начальной школе, при которых будут формироваться самоконтроль и самооценка, развиваться адекватное понимание причин успешности или неуспешности учебной деятельности, умение осуществлять пошаговый контроль за своими учебными действиями.

    В заключение доклада хочу привести цитату из высказывания величайшей гуманистки XX века Матери Терезы: «Мы не можем делать великие дела. Мы можем делать только маленькие дела, но с великой Любовью». Не эта ли мысль должна стать путеводной звездой каждого учителя в решении вопросов мотивации учения младшего школьника, воспитания интереса и любви к получению знаний?

    08.12.2011.

     Выступление председателя ШМО Заляевой Р.И.

    Тема:    Коммуникативные  универсальные  учебные действия младших школьников.

    На сегодняшний день российская система о


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование учебной мотивации у младших школьников.

    Три основные направления по формированию учебной мотивации...

    Формирование учебной мотивации.

    Статья, раскрывающая пути формирования мотивации учащихся второго класса....

    ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В РАМКАХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

    Ситемно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Я стараюсь как можно больше активизировать детей на уроках и после них для "доб...

    Использование проблемных ситуаций на уроках для формирования учебной мотивации у учащихся 3 класса.

    Использование проблемных ситуаций на уроках для формирования учебной мотивации у учащихся 3 класса. Цель: использование проблемной ситуации на уроках как средства повышения школьной мотивации.Мет...

    Формирование учебной мотивации младших школьников средствами информационных технологий.

    В презентации раскрываются вопросы мотивов учения  школьников, формирование мотивов учения с помощью ИТК....

    Формирование учебной мотивации через стимулирование познавательной деятельности как средства саморазвития и самореализации личности младших школьников

    В статье  представлен методический опыт, мнение педагога по проблеме мотивации учебной деятельности.  Какова задача педагога, чтобы ребёнок  с интересом и желанием учился. Как   по...