Самоанализ педагогической деятельности
материал на тему

Малаханова Жаргалма Буянтуевна

Методы, приемы, технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_pedagogicheskoy_deyatelnosti.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

3.4. Технологии и приемы, применяемые в педагогической деятельности

Ведущими принципами в своей работе считаю:

- Личностно-ориентированный характер обучения, который проявляется в осознании школьниками их собственного участия в образовательном процессе как субъектов обучения, соответствующих реальным потребностям учеников; в формировании умения высказать свою точку зрения.

Я убеждена, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес. Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьника. В первые годы обучения в школе очень заметно их развитие. Я всегда помню, что познание идет от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далекому, от описания к объяснению, от фактов к обобщению.

    - Принцип наглядности.  Для формирования учебных интересов соблюдаю принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее обучение и тем большую роль играет активная деятельность.

   Передо мной, как педагогом, ежедневно, ежеурочно стоят вопросы:

  • Как заинтересовать ребенка учебным предметом?
  • Как интересно и доступно донести до учащегося новый материал?
  • Как создать для учащегося ситуацию успеха и веру в свои силы?

Поэтому, практически на каждом уроке активно применяю таблицы, слайды, презентации, картинки с различными изображениями.

     -Творческий, частично-поисковый принцип обучения.  Я использую их путем включения учащегося в ситуации творческой частично-поисковой работы и исследовательской деятельности. Ставлю ученика в условия поиска, пробуждаю интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. Схемы – опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения давно стали верными помощниками в моей работе. Они вызывают чувства удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, зажигают огонек пытливости.

            В результате ученик работает на уроке с интересом, и даже трудные задания становятся посильными для него. Помогаю каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа.

   - Применяю дифференцированный подход к обучению.  Становление личности школьников прежде всего происходит на уроке. Активизирую познавательную деятельность ребят и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через индивидуальную, групповую работу; подбираю  разно уровневые задания;  создание ситуации успеха; самостоятельную работу.

            Задания и материалы подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности и состязательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ. В ходе обучения систематически поощряю стремление учеников находить свой способ работы, стимулирую учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий, обучаю детей самостоятельно работать с дополнительными источниками информации.

                На уроке создается атмосфера заинтересованности каждого ученика в работе учащихся, всего класса. Благоприятный психологический микроклимат способствует повышению работоспособности учащихся. Дети на уроках работают активно, не боятся отвечать, доброжелательно относятся друг к другу.

- считаю обязательным применение здоровьесберегающих технологий. На уроках провожу: динамические паузы, подвижные игры, физкультминутки,  упражнения для профилактики осанки, упражнения для глаз, мышц рук и т.д. Во внеурочное время физкультурно -оздоровительные и спортивно – развлекательные мероприятия.

В своей работе внедряю элементы новых технологий.

На уроках чтения я использовала кубики и слоговые таблицы Н.А.Зайцева. Работа с ними позволяет за 5-7 мин. урока пропеть все слоги, а за 3 – 4 месяца регулярных занятий развить у детей навык беглого, плавного чтения. Почти все дети моего класса уже за 2 четверти первого учебного года научились читать неадаптированный текст, т. е. такой, в котором присутствуют все буквы алфавита, а не только изученные. Для них нет проблем звукослияния. Они привыкли при произношении ориентироваться на гласную букву.

На других уроках  я использую «Ленту цифр» и «Стосчет» Зайцева. Все это дает хорошие результаты. Для сравнения скажу, что классы, в которых я раньше работала, формировать навыки беглого чтения и устного счета мне приходилось с гораздо большими усилиями, и занимало много времени.

- Игровые технологии. Прекрасным средством воспитания и обучения является игра. Для этого я применяю прекрасную методику Амонашвили «Учить – играя». В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. В результате дети оказывают помощь товарищам, считаются с интересами других. Правильно организованная самостоятельная работа (в разных формах: игры, групповой работы…) способствует формированию познавательных интересов, развитию познавательных способностей, овладению приемами процесса познания. А еще, в процессе игры они учатся внимательно слушать и слышать друг друга. Каждый успех делаю достоянием всего класса.

            Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие моей работы. Поэтому я ввела систему формирующего оценивания.

Вовремя суметь помочь детям стать более успешными в учёбе – основная цель формирующего оценивания. Поэтому на каждом моём уроке проводится систематическая работа, нацеленная на получение информации о качестве и количестве материала, понятого учащимся, дающая возможность быстрого реагирования для корректировки и оказания педагогической помощи разного вида, постановки дальнейших задач конкретному учащемуся и получения в дальнейшем успешных результатов на итоговых проверках.

В сфере оценки образовательных достижений детей применяю накопительную систему оценивания, которая легко может быть переведена в любую форму отметки. Вместо положительной или отрицательной оценки за любое успешное действие ученик получает баллы успешности. Баллы ставятся за каждый вид задания отдельно, например, при решении задачи оценивается отдельно: умение делать чертёж, умение составлять алгоритм решения, умение правильно находить ответ и записывать его. По результатам выполненных заданий ученик набирает определённое количество баллов успешности.

На своих уроках я применяю такой прием как рефлексия. Если раньше мои ученики получали тетради со значками, то по новым стандартам постепенно, начиная с первого класса шаг за шагом, стала учить ребёнка умению оценивать себя. Даю каждому ребёнку почувствовать себя успешным и выбрать себе значок, который он рисует в тетради или в дневнике. 

  • Если у тебя всё получилось, рисуй улыбающееся личико.
  • Если на уроке у тебя не всё получалось, и ты испытывал временами трудности, то рисуй удивлённое личико.
  • Если на уроке многое не получалось, рисуй грустное личико.

Первое время индивидуальная самооценка была необъективная, но таким образом, каждый день ребята задумываются, что у них получилось, а что нет.

Когда планировала урок с самооцениванием, то первое время выбирала детей успешных, уверенных в себе, зная, что с заданием они справятся без ошибок. После того, как они выполнили задание, ученики вместе с учителем оценивают свой ответ, глядя на плакат «Как оценить свою работу». Когда уже все ученики оценили своё задание хотя бы раз при всём классе, то дальше сами смотрели на опорный сигнал, задавали себе эти вопросы, отвечали на них, подсчитывали баллы и, оценивая себя, брали на доске соответствующего цвета магнит (зелёного, жёлтого и красного). Поэтому необходимо развивать у ученика:

  • умение самостоятельно оценивать результаты своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;
  • создать комфортную обстановку и мотивировать ученика на успех;
  • определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний.

«Как оценить свою работу»

Учитель

Ученик

Кол-во балов 

Какое у тебя задание, что надо было сделать?

Называет, вспоминая формулировку.

1

Сравни свой ответ и задание. Ты справился? Все согласны?

Сравнивает – да.

1

Правильно или с ошибкой?

- Без ошибок.

1

Сам или с чьей-то помощью?

- Сам!

1

Награди себя за выполненное задание.

Ставит магнит соответствующего цвета

4

Если работа выполнена в тетради, то ребёнок рисует личико и закрашивает его. 

Со второго класса хочу ввести диагностическую тетрадь, в которой фиксируются результаты учебной деятельности учащихся по всем видам контроля, запланированного в теме.

Итоговая оценка достижений учащегося, например, по литературному чтению имеет ряд особенностей. Накопленная оценка формируется на протяжении нескольких уроков, а также в сфере внеурочной, досуговой деятельности. Я оформляю в виде портфеля достижений учащегося, обязательным составляющим которого являются:

  • Результаты анализа читательского дневника, динамики формирования умений планировать, анализировать и корректировать индивидуальный круг чтения
  • Результаты динамики формирования техники и навыков смыслового чтения
  • Результаты динамики формирования навыков творческой деятельности.

С учащимися моего класса составляем таблицу «Мой круг чтения». На основе этой таблицы учащиеся (с помощью родителей) составляют индивидуальный круг чтения.

автор

название

Группа, к которой можно отнести прочитанную книгу(сказка, рассказы о природе, стихотворения, о животных, рассказы о добре и зле…

Данные таблицы демонстрирует индивидуальные предпочтения и стремление к достаточно разнообразному кругу чтения. У учащихся формируется потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя.

Для овладения техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приёмами анализа в третьей четверти я ввела картотеку классной библиотеки, которую назвали «ИНТЕРЕСНО!»

Автор

Название

Краткое содержание

Кому советуешь прочитать (одноклассникам, девочкам…)

Работу над картотекой учащиеся будут выполнять и в следующих классах, до выпускного.

Новый стандарт нацелен не только на предметные результаты, но и на важность метапредметных результатов. Ученики на каждом уроке учатся в диалоге со мной определять тему урока, ставить цель урока, составлять план её достижений и рефлексировать результаты своей деятельности. 

Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур. Например, в итоговые проверочные работы по предметам или в комплексные работы на межпредметной основе выноситься оценка сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованная оценка сформированности  ряда коммуникативных и регулятивных действий.

В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки оцениваю достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. Например, именно в ходе текущей оценки лучше отслеживается уровень сформированности такого умения, как «взаимодействие с партнёром»: ориентация на партнёра, умение слушать и слышать собеседника.

В своей работе стараюсь, чтоб ученики ориентировались на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями; проявляли чувства гордости за свою Родину, знали знаменательные для Отечества исторические события; любили свой край, уважали культуру и традиции народов России и мира; развивали доверие и способность к пониманию и сопереживанию чувствам других людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ педагогической деятельности

Материал к предстоящей аттестации...

Самоанализ педагогической деятельности

Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов...

Самоанализ педагогической деятельности

Самоанализ педагогической деятельности...

самоанализ педагогической деятельности

подведение итогов своей работы за несколько лет...

самоанализ педагогической деятельности

Анализ педагогической деятельности за время работы в МОУ "Побединская СОШ"...

Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов

Самоанализ работы учителя начальных классов...