Самоанализ педагогической деятельности
материал по теме

Годунова Светлана Александровна

Материал к предстоящей аттестации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz.rar164.56 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов

Годуновой Светланы Александровны.

Мы приходим на Землю, чтобы ЧУДО творить...

Мы приходим на Землю, чтоб учиться ЛЮБИТЬ...

Мы приходим сюда, чтоб других научить,

Чтоб другим помогать и творить, и любить...


  Общие сведения

  1. Годунова Светлана Александровна, 27.10.1971г.р.
  2. Учитель начальных классов                                                                                        МОУ « Средняя общеобразовательная школа № 9», г.Бердска
  3. Образование - высшее; закончила Иссык-Кульский государственный  университет в 1993 году по специальности «Педагогика и методика начального образования».
  4. Стаж педагогической работы 12 лет, в должности учителя начальных классов – 12 лет.
  5. Стаж работы в МОУ «СОШ № 9» - 6 лет.
  6. Дата предыдущей аттестации – 13.03.2006 года,

присвоена вторая квалификационная категория.

  1. Повышение квалификации: с 13.03.2006 по 25.03.2006г.  в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования, на кафедре «Педагогика и методика начального образования»,  по теме: «Модернизация математического образования младших школьников»  в объеме 108 ч. и выполнила итоговую работу по теме: «Формирование умения решать задачи у учащихся начальных классов.
  2.   Третий год работаю по УМК «Перспективная начальная школа».

  Ранее работала по  программе «Школа России» и «Классическая      начальная школа»

  1. Предстоящая аттестация: февраль 2011 г. в форме  презентации опыта педагогической деятельности по теме:  «Общекультурное, личностное и познавательное развитие младших школьников в процессе формирования универсальных учебных действий».

"Искусству душевного контакта нельзя научиться по учебнику. Его важнейшая предпосылка – чуткость и душевная открытость самого учителя, его готовность понять и принять нечто новое и непривычное, увидеть другого как себя и себя как другого."

                                                                                                           Гуцол Е.В.

Эпиграф выбран мною неслучйно, помню себя школьницей, помню учителей. Одних уважали, других открыто недолюбливали. Сейчас понимаю, что уважали тех, кто не стремился нас «постричь под одну гребенку», «сделать удобными в использовании», а тот кто видел в каждом из нас индивидуальность, умел поддержать сильные стороны и тем самым исправлял слабости, умел «увидеть другого как себя и себя как другого."

Сегодня  ученики  приходят  в школу не только  с определенным багажом знаний, но и порой с недетскими проблемами, поэтому, чтобы чтобы прожить  школьную жизнь вместе с детьми и заслужить их уважение  надо быть искренним, мудрым и любящим детей человеком, эрудированным, уметь ответить на вопросы детей.

За годы работы в школе я четко поняла, что мастерство учителя не случайная  удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный  раздумьями, открытиями

и неудачами.                                                                                                             Главное качество у современного учителя – это любовь к своему делу, нераздельно связанная с любовью к ученикам.  Значимыми  качествами  учителя считаю: ум, культура, знание, дисциплинированность, коммуникативность, эрудиция, интеллигентность, умение слушать, порядочность, тактичность, справедливость, доброта,  трудолюбие, чувство юмора, увлеченность, активность, креативность, любовь к детям, профессионализм, благородство.

Третий год я работаю по УМК «Перспективная начальная школа», основная идея УМК «ПНШ»- оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности. Исходя из этого, главной задачей своей работы, я считаю, организацию педагогической поддержки индивидуальности ребенка, организацию учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей ребёнка и создание условий для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться.  

Моя цель: целостное гармоничное развитие личности, формирование общих способностей, эрудиции младших школьников в соответствии с  индивидуальными  особенностями и возможностями каждого ребёнка на основе его субъектного опыта.

Определяя цель своей педагогической деятельности, я исхожу из того, что основная цель личностно ориентированного образования состоит в том, чтобы заложить в ребёнке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

Я определяю целью своей работы общекультурное, личностное и познавательное развитие младших школьников в процессе формирования универсальных учебных действий.

Научно-методическая деятельность учителя

Основываясь на содержании личностно ориентированного подхода в образовании, я использовала и использую на уроках соответствующие формы, методы и приёмы работы. На моих уроках ученики выступают то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.  УМК «ПНШ»  предполагает задания разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребёнка с его работой в малых группах,  программа помогает обеспечить условия, при которых обучение идёт в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учёта уровня его актуального развития и личных интересов.  То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности.

 Одной из основных задач начальной школы является формирование учебной деятельности школьников. На своих уроках я учу детей самостоятельной постановке целей (в начале с использованием речевых клише), планированию путей их достижения, самоконтролю и взаимоконтролю, самооценке и взаимооцениванию, рефлексии своей деятельности.

В своей работе использую технологию сотрудничества, проблемно-диалоговую форму изложения учебного материала, элементы технологии развития критического мышления через чтение и письмо:  чтение текста с остановками, маркирование текста символами.  Широко использую приёмы внешней и внутренней дифференциации, приёмы графического моделирования, выбор способов решения задач. Так же в обучении предмету технологии и в воспитательной работе использую метод проектов.

Большое внимание уделяю созданию положительного эмоционального настроя на работу всех учеников. Учащиеся моего класса не боятся высказаться, даже если не уверены в правильности своей версии. Поощряю творческую активность учащихся, ориентируя их на развитие интеллектуальных умений, а не только на запоминание учебной информации. На уроках использую сюжетно-ролевые игры, элементы тренинга, анализ ситуаций и их моделей.

В результате у большинства обучаемых мною детей (к сожалению, не у всех) развивается интерес к процессу обучения, самостоятельность мышления, умение работать с различными источниками информации, применять знания на практике, рефлексировать и оценивать свою деятельность.

Результаты педагогической деятельности

Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это аспект, посредством которого детей воспитывают и развивают. Однако интерес к чтению у нынешних детей значительно снижен.    Этот вопрос волнует не только педагогов, но и родителей.

 Изучив различные источники по данной проблеме и пообщавшись с родителями, я поняла, что существуют разные причины такого спада:

• усиление влияния средств массовой информации;

• резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, возросло;

• изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс (Характерны высказывания мам, пап, бабушек: "Ты теперь большой, читай сам.”)

• отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.

     Таким образом, вопрос формирования читательской самостоятельности школьников является весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, так как она является основой развития устойчивого интереса к книге, к чтению.

Ценным является то, что учебники литературного чтения по УМК «ПНШ» содержат, как произведения классиков, так и  произведения современных детских писателей.  Навык чтения определяет и эффективность обучения  другим предметам. Поэтому я считаю очень важным становление  и постоянное совершенствование навыка чтения. В целях развития интереса к предмету использую различные формы проведения уроков: уроки-сказки, уроки-игры, уроки-путешествия, уроки-викторины и т. п.

С сентября 2009 года я обучаю детей по новому УМК. В современных учебниках представлен обширный материал для развития кругозора и обогащения словарного запаса учащихся. Дети уже взяли за правило на любом из уроков гуманитарного цикла работать с толковым словариком, представленным во 2-й части учебника «Русский язык». В процессе обучения чтению стремлюсь, чтобы каждый текст вызвал у детей положительные эмоции. Работа с картинами помогает развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать, сопереживать, обобщать, делать выводы, тем самым развивая речь ребенка. В методической литературе очень подробно описан план работы над картиной, что мне очень помогает в работе..

Для развития навыка чтения я использую различные приёмы, которые условно можно разделить на следующие группы:

- упражнения на развитие зоркости;

- артикуляционная гимнастика;

- метод динамического чтения

- упражнения на развитие речи без повторов;

- упражнения на развитие осознанности чтения.

Особенно нравится детям чтение по ролям или инсценирование. Выполнение таких заданий в учебниках УМК «Перспективная начальная школа» облегчено цветным маркированием. Со второго класса дети учатся выполнять цветное маркирование самостоятельно.

Часто на уроках чтения использую метод экспрессии в творческих ситуациях. Чередование различных видов деятельности на уроках чтения снижает утомляемость, дети больше успевают, понимают цель, смысл своей работы, так как их деятельность мотивированна.

Динамика развития навыка чтения в 1 классе

Данная диаграмма показывает результаты моей деятельности по обучению чтению детей 1-го – 2-го класса по программе «Перспективная начальная школа».

Результаты моей работы по обучению чтению учащихся 2- го класса по программе «Перспективная начальная школа» следующие:

- высокий уровень (более 50 слов) – 76,5%;;

- базовый уровень (40-50 слов) – 13.5%;

        На уроках русского языка я учитываю тот факт, что почти каждый ребёнок, приходящий в начальную школу, - это ребёнок со своим набором логопедических проблем. Поэтому свою работу нацеливаю прежде всего на формирование фонематического слуха. Система упражнений, включающая в себя звуко-буквенную зарядку и последовательную работу со словарями, постепенно приводит учащихся к пониманию фонетических закономерностей, например, почему парные звонкие согласные на конце слова заменяются глухими. Программа ПНШ позволяет сформировать у учащихся элементарные представления об устройстве словарных статей в различных словарях: орфоэпическом, орфографическом, толковом, этимологическом, обратном. Эффективность использования этимологического словаря и произведений живописи я вижу в том, что они позволяют формировать и развивать интерес к занятиям языком и литературой.

Начиная с 1- го класса, на уроках русского языка я широко использую приём графического моделирования как слов, так и предложений. Практически на каждом уроке использую различные виды анализа. В 1-м классе это фонетический анализ слова. Начиная со 2-го класса, этот вид анализа дополняется морфемным, что даёт детям ещё один инструмент для решения орфографических задач. С 3- го класса эти два вида анализа слова дополняются морфологическим анализом, где слово исследуется в изменениях его форм, что практически завершает создание инструмента, обеспечивающего проверку правописания основного круга орфограмм. Программа «Перспективная начальная школа» предлагает так же этимологический анализ слова, который помогает обнаружить меняющуюся со временем структуру слова и привлечь значение слова для решения орфографической задачи. Синтаксический анализ простого предложения призван помочь учащимся обнаружить функции разных членов предложения и понять зависимость между смыслом высказывания и структурой предложения.

Решая проблемы развития речи, провожу две линии работы: помогаю детям усвоить важнейшие коммуникативные формулы устной речи, регулирующие общение детей и взрослых, детей между собой; помогаю освоить основные жанры письменной речи, доступные возрасту: от поздравительной открытки и телеграммы до короткой рецензии на литературное произведение.

Большое место уделяю словарной работе. Начиная со 2-го класса, провожу работу над тематическими группами слов или группами слов, сформированными с учётом орфограммы. Каждая группа слов отрабатывается в течение недели с использованием различных приёмов работы, которые я подбираю с учётом темы и целей урока. В конце каждой недели дети пишут небольшой словарный диктант.

Исходя из требований новых образовательных стандартов, сделавших упор на формирование общеучебных умений и навыков, на использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, учу детей распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг друга, выполнять работу в малой группе и т. д.

Результаты моей работы по обучению русскому языку по программе «Перспективная начальная школа»

С административной контрольной работой, предложенной второклассника в мае 2011 года, качество 76% учащихся.

Одним из типических свойств УМК «Перспективная начальная школа» является принцип интерактивности, то есть каждый ученик имеет право на общение с «умным взрослым». В третьем классе мы планируем принять участие в работе этого клуба и начать сотрудничество с всероссийским клубом «Мы и окружающий мир», «Ключ и заря».

В формировании целостной картины мира важную роль играют уроки математики. Ребёнок воспринимает окружающий мир прежде всего как совокупность реальных предметов, имеющих форму и величину. Уроки математики учат адекватно ориентироваться в пространстве и времени. Это те умения, без которых невозможно обойтись как в повседневной жизни, так и в учебной деятельности.  Знакомство с тем или иным математическим понятием я осуществляю при рассмотрении конкретной реальной или учебной ситуации, анализ которой позволяет обратить внимание ученика на суть данного математического понятия. Веду целенаправленную систематическую работу по формированию у детей таких приёмов умственной деятельности, как анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия и обобщение, что приводит детей к самостоятельному «открытию» изучаемого математического факта. Моим первоклассникам было трудно самостоятельно сформулировать выводы из-за несформированности математической речи, но некоторые дети с этим успешно справлялись. Развитие мышления становится основой развития других психических процессов: памяти, внимания, математической речи и способностей. Это ещё одно направление в моей педагогической деятельности, в котором предстоит работать в следующие годы.

Как и на других уроках, на уроках математики стремлюсь сформировать у детей основы универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, знаково-символических и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдение, измерение, моделирование), приёмов мыслительной деятельности.

В вычислительном плане особое внимание уделяю рациональным способам и технике вычислений.

Для формирования умения решать задачи учащиеся в первую очередь учатся работать с текстом и иллюстрациями: учатся определять, является ли предложенный текст задачей, устанавливать связь между данными и искомым и последовательность шагов по установлению значения искомого.  Решению задач отвожу на уроках особое место, во-втором классе учила детей умению моделировать задачи, указываю на уроках на различные способы решения задач, поощряю детей, которые находят нестандартные,  рациональные способы решения задач. По предыдущему опыту знаю, какую важную роль при решении задач имеет правильно составленная модель, 2008г работала с детьми  4 коррекционного класса, решая административную контрольную работу детьми были допущены вычислительные ошибки, но алгоритм выполнения последовательности действий дети усвоили четко.

В 2011 учебном году в рамках городского семинара «Открытая школа» мною был показан открытый урок математики по теме « Сложение и вычитание чисел с переходом через 10». Это был урок-сказка.

 Дети моего класса любят уроки математики, на уроках стараюсь использовать разнообразные виды работ: индивидуальные (повышенной сложности), в парах («учитель» - ученик), творческие в группах, использую электронные тренажеры (на переменах и после уроков).

Работая по программе «ПНШ»,  дети моего класса математике учатся по программе  «2100». Для мониторинга успешности обучения математике второклассников  я использую систему самостоятельных и контрольных работ, разработанную авторами учебника «Моя математика»  Её главной целью являются проверка усвоения школьниками способов решения учебных задач, осознание понятий, умение применять конкретные правила и понимать закономерности. Контрольные работы позволяют проверить уровень обязательной подготовки учащихся.

Качество знаний по математике, по программе «ПНШ»

С административной контрольной работой, проведённой в конце учебного года, качество 86% учащихся 2-го класса.

Особую значимость для младших школьников имеет интегрированный курс «Окружающий мир». Он формирует у ребёнка целостную картину окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности.

На уроках окружающего мира, помимо общеучебных, я формирую у детей специальные умения работы с научно-популярной и справочной литературой. Дети учатся проводить фенологические наблюдения, физические опыты, простейшие измерения. На этих уроках я часто использую приём необычного начала урока, например сказки собственного сочинения на тему урока, музыкальные и видеозаписи. Часто использую игру как метод и средство обучения. Через игровую деятельность у ребёнка формируется стремление к общественно-значимой и учебной деятельности. Во время игры ученик – полноправный участник познавательной деятельности, поэтому он сам стремится преодолеть трудности, ставит перед собой задачи и решает их.

На уроках окружающего мира и технологии учащиеся впервые пробуют заниматься проектной деятельностью. Здесь же они обучаются правилам гигиены, правилам поведения на воде, безопасному поведению дома, на улице, на дороге, при контактах с незнакомыми людьми и т. д.

Повышение образовательного уровня

Сегодня, чтбы  уверенно ступать на пути педагогического поиска, я понимаю, что нужно многое знать в педагогике, надо осваивать новые программы, изучать новую технику, читать энциклопедии, справочники, руководства, способные воздействовать на сознание учеников. В этом разнообразии точек зрения, позиций, подходов важно выбрать нужное для себя, выбрать собственную позицию. И я учусь. Учусь все время. Учусь всегда. Учусь везде. Самостоятельно освоила работу с компьютером, и сегодня я уверенный пользователь ПК.  С помощью интернета осваиваю новые программы, повышаю образовательный уровень, учувствую в сетевых сообществах, форумах.

№п/п

Название сайта

Адрес

Адрес персонального профиля

1

Социальная сеть

работников

образования

nsportal.ru

http://nsportal.ru/

"nsportal.ru/godunova-svetlana-aleksandrovna" > сайт учителя 

2

ProШколу.ru http://www.proshkolu.

ru/

http://www.proshkolu.ru/user/


godunova27

3

School.edu

http://www.school.edu.ru/default.asp

4

Pedsovet.su

http://pedsovet.su/

5

Zavuch.info

http://www.zavuch.info/

Svet27

6

1 сентября

В моей коллекции имеются мультимедийные  энциклопедии,

электронные  пособия, коллекция презентаций по предметам,  а также  свои проектные работы, разработанные для обучения учащихся,   которые я  использую в своей педагогической деятельности. Обеспечиваю компьютерной поддержкой родительские собрания, мероприятия, посвящённые дню семьи, дню матери, 8 Марта, Дню Защитника Отечества, создаю презентации, клипы. Готовлю  вместе с детьми  презентации и обеспечение компьютерной поддержкой  проектов, исследовательских работ.

Принимаю участие в методических и предметных неделях, провожу творческие отчёты, мастер классы  по теме самообразования на ШМО. Выступаю с докладами, сообщениями перед коллегами. Провожу открытые уроки в рамках методических недель. Регулярно посещаю открытые уроки коллег, городские семинары.

класс

предмет

тема

дата

3

шк.предметная неделя

Русский язык

Проверка безударной гласной в корне слова

2008 г.

1

Открытый урок

Обучение грамоте

Парные Д-Т

2009г.

1

Городской семинар  «Открытая школа»

Урок – сказка по математике

Сложение и вычитание чисел с переходом через десяток. Закрепление

2010 г.

2

школьный семинар

Классный час

Друг-это

2011 г.

 Опыт работы по теме самообразования я представляла на итоговом педагогическом совете школы, с анализом уроков.

Внеурочная деятельность

Работа классным руководителемОооОБщие

В своей педагогической деятельности важное место отвожу работе с детским и родительским коллективом, так как это способствует успешной социализации детей в обществе, развивает их навык общения со взрослыми и сверстниками, позволяет им применять багаж, полученный в учебной деятельности в неформальной обстановке.

Так как я определила целью своей работы общекультурное, личностное и познавательное развитие младших школьников в процессе формирования универсальных учебных действий, мною в межаттестационный период была изучена Программа формирования универсальных учебных действий школьников.

Считаю, что  «ПНШ» – это программа нового поколения, отвечающая требованиям времени, дающая возможность реализации Программы формирования универсальных учебных действий, то есть дающая мне возможность реализовать цель моей педагогической деятельности.

Говорить о полной реализации моей цели слишком рано, так как я всего лишь третий год работаю по новому УМК. Я знакомлюсь с современными образовательными технологиями, учусь работать в этих технологиях  Очень хотелось бы освоить работу с интерактивной доской, обязательно продолжу изучение проектной технологии, технологии модульного обучения, буду изучать методики повышения уровня учебной мотивации школьников.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ педагогической деятельности

Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов...

Самоанализ педагогической деятельности

Самоанализ педагогической деятельности...

самоанализ педагогической деятельности

подведение итогов своей работы за несколько лет...

самоанализ педагогической деятельности

Анализ педагогической деятельности за время работы в МОУ "Побединская СОШ"...

Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов

Самоанализ работы учителя начальных классов...

самоанализ педагогической деятельности на высшую квалификационную категорию " Проектная деятельность в начальной школе"

В самоанализе раскрыта тема реализации  методотов и форм работы по проектной деятельности в начальной школе. Использованы эффективные средства для достижения высоких результатов....