Исследовательская деятельность в начальной школе
статья на тему

Солодкова Юлия Михайловна

Формирование исследовательской деятельности в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_deyatelnost_v_nachalnoy_shkole.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская  деятельность. Изучив материалы по данной теме, можно прийти к выводу, что ориентированы методики в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. Начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, хотя именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, самостоятельной познавательной  деятельности учащихся.

Сначала определим, что такое исследовательская деятельность младших школьников, каковы ее цели и задачи.

Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная, творческая деятельность учащихся, результатом которой является формирование познавательных мотивов.

Целью исследовательской деятельности младших школьников является  создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации. Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи:

  • развитие интереса к познанию мира (науки, техники, искусства, природы и т.п.);
  • создание положительной мотивации учения;
  • развитие умения самостоятельно, творчески мыслить.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Участвуя вместе с детьми в исследовательской деятельности, родители имеют возможность сблизиться  с детьми, сделать открытия и для себя в различных областях знаний. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Родители вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдениям, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов и  готовить защиту детской работы.

Дети от природы любознательны. Организуя исследовательскую деятельность учащихся, я стараюсь направить моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в помощники. Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу.

При формировании исследовательских умений младших школьников советую обратить особое внимание на следующие условия:

1. Мотивированность.

Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности.

2. Целенаправленность и систематичность.

Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в урочной и внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков чтения, русского языка, математики, окружающего мира с целью формирования умений исследовательской деятельности.

3. Творческая среда.

Учитель должен способствовать созданию творческой атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.

4. Психологический комфорт.

Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

5. Учет возрастных особенностей.

Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.

Исследовательской деятельности можно и нужно учить.

Начинать проводить пропедевтическую работу по развитию исследовательских навыков можно с 1-го класса. Программа “Школа 2100” предполагает исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира, где ученики вовлекаются в мини-исследования.  Работы так и называются “Мои маленькие исследования” и идут по темам. Этот вид деятельности можно включать во все образовательные области начальной школы. Уроки по математике, литературному чтению часто проводятся  в форме урока-исследования. Постановка проблемы исследования осуществляется учителем, поиск решения - учащимися по наводящим вопросам; выводы - под руководством учителя.

Во 2 классе работа осуществляется по следующим направлениям:

1. Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими, как исследование, информация, знание и др.

2. Осуществление коллективных исследований, в процессе которых  учащиеся овладевают практическими умениями исследовательской деятельности.

3. Использование на уроках проблемных и поисковых методов, работа со словарями и другими источниками информации.

В 3 классе учащиеся продолжают знакомиться с методами исследований. Для этого на уроках, используя  игры, путешествия, сказочный материал, учу выделять главное в теме исследования, формулировать определения, ставить простейшие опыты, наблюдать, составлять доклады. Учащиеся самостоятельно проводят опросы, анкетирования, необходимые для исследовательской работы.

Учитель оказывает консультативную помощь по ходу исследования.

К концу года большая часть учащихся научится выбирать тему исследования в соответствии со своими интересами, составлять план исследования, определять одну- две задачи, находить материал, представлять проделанную работу.

В 4 классе больше  внимания уделяется умению работать с источником информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять результат своей работы в виде текста, схем, презентаций. Учащиеся в течение учебного года уже с большей степенью самостоятельности проводили исследовательские работы и подготовили  сообщения и презентации ко Дню науки.

Расскажу о строении исследовательской работы младшего школьника.

Первая часть “Введение” должна обосновывать актуальность избранной темы, цели и задачи исследования.

Вторая часть “Теоретическая” должна содержать изложение теоретического материала, на которое опирается данное исследование.  

В случае, если работа опирается на эксперимент, доклад должен содержать практическую часть, состоящую из описания проведенных экспериментальных исследований с необходимыми рисунками, таблицами, схемами.

В последней части “Выводы” учащийся анализирует результаты проделанной работы, делает обобщающее заключение.

Помимо общих выводов о работе, ученик отвечает на вопросы рефлексивного характера: что я узнал, выполняя работу? Какая часть работы вызвала наибольшие трудности? Почему? Что изменилось во мне во время выполнения работы?

В приобщении детей к исследовательской деятельности важен не результат, а процесс. Главное заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу творчества, и тогда результат будет закономерен. Нельзя не отметить, что исследовательская деятельность учащихся способствует истинному обучению, так как она:

-  личностно ориентирована;

-  характеризуется возрастанием интереса по мере выполнения работы;

- позволяет учащимся учиться на собственном опыте при выполнении конкретного дела;

-  приносит удовлетворение учащимся, видящим продукт собственного труда.

Литература:

  1. Алексеева Л.Н., Копылов Г.Г., Марача В.Г. Исследовательская деятельность учащихся: формирование норм и развитие способностей // Исследовательская работа школьников. – 2003. №4.
  2. Вострикова Н.А. Школьное научное общество «Истоки» – направление опытно-экспериментальной работы школы // Исследовательская работа школьников. – 2003. №3
  3. Гильмеева Р.Роль исследовательской деятельности учителя начальных классов в реализации идей развивающего обучения.//Начальная школа + до и после. - 2007.  №9.
  4. Долгушина Н.   Организация исследовательской деятельности младших школьников //Начальная школа (Первое сентября). - 2006. №10.
  5. Иванова О.В. Исследовательская деятельность младших школьников.//Начальная школа + до и после. – 2007. №9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников

Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....

статья для учителей начальных классов "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе"

Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Большие возможности в этом направлении п...

ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе»

Курс   «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» направлен на освоение таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, формулировка и анализ проблемы, опреде...

Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы.Типы проектов. Учитель начальных классов : Штоколова А.А.

Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы.Типы проектов....

Опыт педагогической деятельности по теме: "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе как условие формирования ключевых компетенций младших школьников"

Цель: формирование ключевых компетенций, а также способов деятельности обучающихся  в рамках реализации проектно-исследовательской деятельности, уровень усвоения которых в значительной мере предо...

Выступление на тему «Эффективность использования системы ТРИЗ и проектно-исследовательской деятельности в начальной школе» на секции учителей начальных классов

Разнообразить и активизировать работу над проектами мне помогает система ТРИЗ. Цель ТРИЗ – педагогики – развитие гибкого мышления и фантазии, способности решать сложные задачи эффективными ...