Технологическая карта урока русского языка
методическая разработка (4 класс) на тему

Яковлева Марина Александровна

Технологическая карта урока русского языка в формате ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения

Урок русского языка в 4 классе по теме «Правописание соединительных гласных в сложных словах»

Яковлева М. А. , учитель начальных классовГБОУ

гимназии №11 Василеостровского района

г. Санкт-Петербург

Адрес электронной почты: marina-yakovleva-1972@bk.ru

Тип урока: комбинированный

Цель урока: создать условия для выполнения учащимися практикоориентированного задания « Составление диктанта из сложных слов»

Задачи:

-обучающие: формировать умение находить сложные слова, закрепить навык написания сложных слов с соединительными гласными о и е

-развивающие: развивать умение анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы, развивать речь детей при образовании сложных слов

-воспитывающие: совершенствовать навыки работы в коллективе, воспитывать бережное отношение к языковому материалу

Планируемые результаты освоения темы:

-личностные: проявлять готовность к сотрудничеству, определять потребность в освоении новой темы, проявлять позитивное  отношение к чувствам других людей, проявлять творчество при выполнении задания, проявлять желание к самооценке

-метапредметные:

познавательные — определять значение и смысл термина,  анализировать, сравнивать, обобщать информацию; создавать творческий продукт

регулятивные — контролировать выполнение результата, принимать и сохранять учебное задание, устанавливать последовательность действий по выполнению задания, оценивать собственные возможности для выполнения задания, оценивать результат деятельности, принимать учебную задачу для самостоятельного выполнения и планировать свои действия

коммуникативные — достаточно полно выражать свои мысли, участвовать в диалоге, работать в группе

-предметные: писать словарные слова, объяснять основные термины, находить морфемы слов, определять каким способом образованы слова, отличать сложные слова от простых,  применять правило написания сложных слов с соединительными гласными о и е

Технология обучения — развивающая

Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная

Образовательная ресурсы: учебник, карточки для работы в группах, толковый словарь

\

Технологическая карта

Этап

технологии

развивающего

обучения

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

Умения

Организационный

момент

Приветствие учащихся. Проверка готовности класса к уроку. Деление класса на группы из 4 человек.

Приветствие учителя.

Естественное

1.Самоопределение

к деятельности

1.1.Актуализация знаний

Орфографическая минутка.

Запишите словосочетания в тетрадь. Один ученик выполняет задание на доске.

    Колесо автомобиля, металлическая кастрюля, богатая библиотека, прекрасный  ужин, шестнадцатая квартира, лесной орех, теперь на вокзал, путешествие на восток, тревога на заре, здесь магазин, свободный вагон, волноваться за командира.

Самопроверка.

Индивидуально выполняют задание.

Проверяют и уточняют непонятные моменты.

ПР. - писать словарные слова

Р. - контролировать выполнение результата

действие

Освоение

информации

по проблеме

1.2Самоопределение к деятельности

----------------------------

2.1Учебно-познавательная

деятельность

(обучение)

1.Предложение учащимся проблемной ситуации.

-Найдите в орфографическом диктанте лишнее слово, написание которого не нужно запоминать. Вероятно оно может быть проверено,  или подчиняется определенному правилу написания.

А далее вам нужно будет составить диктант из похожих слов.

Как вы думаете, пригодятся ли нам созданные вами диктанты? Где мы их сможем использовать?

-----------------------------------------------------------

1. Работа в группах.

-Прочитайте однокоренные слова и выделите корень. (Задание распечатано на листах формата А4)

 лес                     выход                вода

 лесной               походка             водный

 полесье             выходить          водичка

 лесоруб             ходовой             водолаз

 перелесок         пароход             водичка

 

-Как вы определили корень?

-Какие слова образованы при помощи приставок?

-Какие слова образованы при помощи суффиксов?

-Найдите в каждой группе лишнее слово?

(лесоруб, пароход, водолаз)

-Как называются эти слова? (сложные слова)

-Как вы думаете, есть ли правило образования и написания сложных слов?

-Сформулируйте тему и задачи урока.

Дети высказывают свои предположения, объясняют свою точку зрения. Осознают недостаточность своих знаний для выполнения задания.

Говорят о том, что диктанты можно использовать при повторении темы в конце четверти или года.

--------------------------

Представитель группы выходит к доске и вывешивает листок. Учащиеся сравнивают результаты работы групп. Если были ошибки, то проводится коллективное обсуждение.

Дети формулируют тему и задачи урока.

Вспомнить, какие слова называются сложными, поучиться их образовывать, поупражняться в их написании.

Р. - принимать и сохранять учебное задание

К. - достаточно полно выражать свои мысли, участвовать в диалоге

Л. - проявлять готовность к сотрудничеству, определять потребность в освоении новой темы

--------------------------

ПР. -  объяснять основные термины, находить морфемы слов, определять каким способом образованы слова

К. - работать в группе

Л. - проявлять готовность к сотрудничеству

Освоение

информации

по проблеме

2.1Учебно-познавательная

деятельность

(обучение)

2.2 Учебно-познавательная

(диагностика освоения содержания темы)

1. Понятие  « сложное слово», «соединительная гласная».

-Как вы думаете, почему сложные слова так называются?

-Найдите значение слова сложный в словаре.

-Сколько значений имеет слово? (Оно имеет два значения. Это многозначное слово.)

-Назовите первое значение? ( Сложный — состоящий из нескольких частей.)

-Какое второе значение? ( Трудный, запутанный.)

-Какое значение подходит к словам, состоящим из двух корней? ( Первое значение.)

-Сделайте вывод: что такое сложное слово?

2. Игра в группах «Кто быстрее?»

Раздаются конверты с карточками, на которых записаны корни слов и соединительные гласные.

  воз     о      пыл     о     книг     е     рог     ход

  о      пар      нос      е       сос       люб       мор  

(паровоз, пылесос, книголюб, носорог, мореход )

-Как называется буква, которая соединяет два корня при образовании сложных слов?

(Соединительная)

3. Работа по учебнику  - упр. 192 ( с. 109 )

-Какие соединительные гласные пишутся в сложных словах?

-Можно ли соединительную гласную назвать орфограммой? Почему?

Письменный контроль освоения содержания темы.

- Послушайте загадки, отгадки запишите в тетрадь. Выделите в словах корни и подчеркните соединительную гласную в словах.

1. На полу крошка-слон,

    На колесиках он,

    Гладит хоботом ковер,

    Будет гладить до тех пор,

    Пока всю пыль не втянет

    И чистым пол не станет. ( Пылесос.)

2. Его работа-

    В глубине, на самом дне.

    Его работа -

    В темноте и в тишине.

    Но кто же он?

    Ответь-ка на вопрос. (Водолаз.)

3.  Дым пускает над водой

     Домик с белою трубой.

     Он пыхтит почти как чайник,

     Капитан на нем начальник. (Пароход.)

4.  Во дворе на нем катался,

     На одной ноге держался.

     Мчался я, закрыв глаза.

     Только ...где же тормоза?

      ...Я б еще кататься рад,

     Но … сломался...   (Самокат.)

5.  Для него родимый дом -

     Это наш аэродром.

     Он проделал долгий путь,

     Чтоб немного отдохнуть.

      А когда он отдохнет,

      Вновь отправится в полет. (Самолет.)

Проверка

Выполняют в группах задания, поднимают руки по окончанию работы.

Комментированное письмо. Учащиеся диктуют слово, выделяют корни, называют соединительную гласную.

Дети выполняют задание. Представляют учителю результаты  своей работы учителю.

ПР. - отличать сложные слова от простых, применять правило написания сложных слов с соединительными гласными о и е

П. - определять значение и смысл термина, анализировать, сравнивать, обобщать информацию

К. - работать в группах

Л. - проявлять позитивное отношение к чувствам  других людей и готовность к сотрудничеству

Р. - устанавливать последовательность действий по выполнению задания

ПР. - применять правило написания сложных слов с соединительными гласными о и е

Р. - принимать и сохранять учебное задание, оценивать собственные возможности для выполнения задания

Улучшенное

действие

3. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Вернитесь к орфографическому диктанту. -Назовите  лишнее слово. ( Путешествие.)

-Почему слово путешествие -лишнее?

(Оно сложное.)

 Итак, приступите к выполнению задания — составьте диктант из сложных слов. В диктант должно войти 12- 15 сложных слов. Диктант нужно составить  из словосочетаний или из предложений. Запишите свой диктант на отдельном листке.

Кому сложно составить самостоятельно обратитесь к материалам в учебнике или в тетради.

Те, кто не может выполнить задание при помощи дополнительного материала, обратитесь за помощью ко мне.

Учащиеся выполняют задание, работая в парах.

ПР. - уметь отличать сложные слова от простых, применять правило написания сложных слов с соединительными гласными о или е

Р. -принимать и сохранять учебное действие, оценивать собственные возможности для выполнения задания

Л.- проявлять творчество при выполнении задания

П. - создавать творческий продукт

Рефлексивная

деятельность

4. Рефлексия

Подведение итогов.

Представьте свою работу, расскажите о том, какие трудности возникли у вас при выполнении задания.

У вас на партах лежит лист самооценки. Запишите, пожалуйста, в него напротив своей фамилии ту работу, которую вы выполняли в своей паре, а рядом выберите смайлик, который покажет нам, насколько довольны вы своей работой на уроке.

Презентуют свои работы всему классу.

Оценивают свою роль в работе пары.

К. -достаточно полно выражать свои мысли

Р. -оценивать результат деятельности

Л. -проявлять желание к самооценке

Домашнее задание

Учебник - упр. 194 ( с. 109 )

Прочитайте задание. Все ли понятно?

Записывают домашнее задание, уточняют непонятные моменты.

Р. - принимать учебную задачу для самостоятельного выполнения, планировать дальнейшие свои действия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....

Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)

Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок Задачи урока Дидактические: Формировать умения составлять расск...

Технологическая карта урока русского языка "Составление текста по сюжетным картинкам" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления умений составлять текст с опорой на сюжетные рисунки.Задачи урокаДидактические:Повторить типы текстов, и их основные части;Совершенство...

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...

Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).

Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...