Статья о здровьесбережении обучающихся начальной школы
статья (4 класс) на тему

Фокина Людмила Геннадьевна

Статья об основных требованиях к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove_statya.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Сохранение и укрепление здоровья младших школьников.

Автор: Фокина Людмила Геннадьевна

Для  учителя  очень  важно  правильно  организовать урок,  так  как он  является  основной  формой  педагогического  процесса. От уровня  гигиенической  рациональности  урока  во  многом  зависит  функциональное  состояние  школьников  в  процессе  учебной  деятельности,  возможность  длительно  поддерживать  умственную  работоспособность  на  высоком  уровне  и  предупреждать  преждевременное  нарушение  утомления.

        В связи с этим выделяют   основные  требования  к  уроку  с  комплексом  здоровьесберегающих  технологий:

- физиологически  обоснована  продолжительность  урока  в  45  минут;

- для  учеников  первых  классов продолжительность   урока  35  минут  в  соответствии  с  низкой  устойчивостью  внимания;

-   у  учащихся  своего 4 «В»  класса  я   комбинирую   урок  с  использованием  последних  10  минут для  снятия  утомления  (чтение  художественной литературы, настольные  игры,  разучивание  комплекса  физических  упражнений  и  др.)

- в  содержательной  части  урока целенаправленно  включаю вопросы,  связанные  со  здоровьем  учащихся, способствующие  формированию у  обучающихся  ценностей  здорового  образа  жизни  и  потребностей в  нем;

- количество  видов  учебной  деятельности (опрос,  письмо, чтение, слушание, рассказ,  рассматривание  наглядных  пособий,  ответы  на  вопросы,  решение  примеров  и  т.д.)  4-7,  а  их смена  осуществляется  через  7-10  минут;

- в  урок    включаю  виды  деятельности,  способствующие  развитию  памяти,  логического  и  критического  мышления;

- в  течение  урока  использую  не  менее  двух  технологий  преподавания  (при  выборе  технологий    учитывать  и  то: способствуют  ли  они  активизации  инициативы  и  творческого самовыражения  учащихся);

- осуществление  контроля  научности  изучаемого  материала;

-  осуществляю   индивидуальный  подход  к  учащимся  с  учетом  личностных  возможностей;

- на  уроке создаю  благоприятный  психологический  климат  и  обязательно  ситуацию  успеха  и  эмоциональные  разрядки,  так  как  результат  любого  труда,  а  особенно  умственного,  зависит  от   настроения,  от  психологического  климата – в  недоброжелательной  обстановке  утомление  наступает  быстрее;

-  включение  в  урок  технологических  приемов  и  методов, способствующих  самопознанию,  самооценке  учащихся;

-  для  увеличения  работоспособности и  подавления  утомляемости  включаю  в  урок  физкультминутки,  определяю  их  место,  содержание  и  длительность  (лучше  на  20-ой и  35-ой  минутах  урока,  длительностью – 1мин., состоящие  из трех  легких  упражнений  с  3-4 повторениями  каждого);

-  произвожу  целенаправленную  рефлексию  в  течение  всего  урока  и  в  итоговой  его  части.

        Считаю,  что  сущность  здоровьеразвивающего  урока  состоит  в  том,  что  этот  урок  обеспечивает  ребенку  и  учителю сохранение  и  увеличение  их  жизненных  сил  от  начала  и  до  конца  урока,  а  также  позволяет  использовать  полученные  умения  самостоятельно  во  внеурочной  деятельности  и  в  дальнейшей  жизни.

       Организовать  здоровьеразвивающий  урок  помогает  отбор и  использование  форм  обучения .   Наиболее  эффективные  нетрадиционные  формы  урока:

  • урок-соревнование;
  • урок  открытых  мыслей;
  • урок – турнир;
  • урок – диспут;
  • урок – эврика;
  • урок  творчества;
  • урок – игра;
  • урок – сказка;
  • урок  взаимного  обучения;
  • урок  КВН;
  • урок – путешествие;
  • аукцион  знаний;
  • волшебный  конверт

Среди  наиболее  эффективных  форм  организации  обучения  выделяю коллективный  вид  учебной  деятельности  учащихся:

                                                 Парная

Сменного        Постоянного               Односторонний         Двусторонний

 состава              состава                      характер, когда          характер

                                                               сильный ученик        взаимопомощи,

                                                               помогает                    взаимоконтроля,

                                                               слабому                      взаимооценки.

                                         Групповая

Гомогенные  (одинаковые по                        Гетерогенные  (разные  по

успешности обучения)                                   успешности обучения)                                  

         Все  это  способствует  развитию  коммуникативных  навыков, двигательной  активности,  концентрации  внимания, познавательных  способностей, снижает  психоэмоциональное  напряжение,  повышает  интерес  к  урокам.

         Сегодня  современный  урок – это  урок,  на  котором  реализуют  не  только  обучающие,  развивающие  и  воспитательные  цели,  но  и  валеологические. Поэтому  строю работу  так,  чтобы  на уроках были созданы  условия для  сохранения  здоровья  детям.  

      Использование  здоровьесберегающих  технологий  в  учебном  процессе  позволяет  обучающимся  успешно  адаптироваться  в  образовательном  и  социальном пространстве,  раскрыть  творческие  способности, а  учителю  эффективно  проводить  профилактику  асоциального  поведения.

       Здоровый  образ  жизни  пока  не  занимает  первое  место  в  главных  ценностях  человека  в  нашем  обществе.  Но  если  мы  научим  детей  ценить,  беречь  и  укреплять  свое  здоровье,  будем  личным  примером  демонстрировать  здоровый  образ  жизни, они  будут  больше   здоровы  и  развиты,  не  только  духовно,  но  и  физически.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья «Музейная педагогика как основа включения обучающихся начальной школы в предметно-образное поликультурное пространство Донского края»

Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личност...

Статья "Роль групп продлённого дня для обучающихся начальной школы с ТНР"

В современных условиях работы  группы продленного дня для школьников с тяжелыми нарушениями речи является одним из инструментов воспитания:-личности каждого ребенка,как сознательного, здорового ч...

Статья: «Моторные сказки» с обучающимися начальной школы, имеющими ментальные нарушения и РАС.

Статья написана по итогам работы с детьми обучающимися в 1 дополнительном классе, имеющими ментальные нарушения и РАС. В статье сравнивается развитие моторных навыков и речи нормотипичных детей и дете...

Статья: «Моторные сказки» с обучающимися начальной школы, имеющими ментальные нарушения и РАС.

Статья написана по итогам работы с детьми обучающимися в 1 дополнительном классе, имеющими ментальные нарушения и РАС. В статье сравнивается развитие моторных навыков и речи нормотипичных детей и дете...

Статья на тему "Нравственно-этическая ориентация как одна из основных характеристик личностного развития обучающихся начальной школы".

Нравственно-этическая ориентация как одна из основных характеристик личностного развития обучающихся начальной школы....

Статья "Методика развития интонационной выразительности речи у обучающихся начальной школы"

Актуальность статьи состоит в том, что современное развитие общества требует от человека, чтобы он был личностью, которая обладает не только культурой монологической речи, но и способна грамотно испол...