Формы групповой работы в начальной школе
статья (2, 3, 4 класс) на тему

Герасимова Светлана Алексеевна

Главенствующая задача педагога - воспитать ученика, который хочет, а, главное умеет учиться. Групповая работа - одна из продуктивных форм деятельности учащихся на уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы групповой работы в начальной школе

Главенствующая задача педагога - воспитать ученика, который хочет, а, главное, умеет учиться. В наших целях обучение детей умению защищать собственное мнение. Учителя хотят, чтобы дети всегда задавали вопросы на уроке, были активными и проявляли инициативу в получении новых знаний. Работа в группах  – одна из продуктивных  форм деятельности учащихся на уроке. В начальной школе очень эффективно использовать такую форму обучения, так как она  позволяет  добиться хорошего усвоения материала, вызвать интерес учащихся к предмету,  повысить уровень знаний учащихся, а так же учитывать  особенности каждого ребёнка и создавать условия для его развития.

Формы групповой работы можно применять на всех уроках и во внеурочной деятельности.

Главный смысл групповой работы состоит в  коллективном  мышлении. Оно предполагает использование диалога, понимания, работу с разными возможными предложениями, следственно – защиту своей точки зрения. После того, как я начала использовать групповую работу на уроке, убедилась в том,  что эта технология достаточно полезная. Она несёт в себе черты нового обучения: в результате поисковой деятельности самостоятельное добывание знаний, а значит: - глубина понимания учебного материала резко возрастает, творческая самостоятельность учащихся и их познавательная активность. Так же достаточно сильно возрастает сплочённость класса. Дети лучше понимают самих себя и друг друга. У учащихся растёт самокритичность, они начинают лучше оценивать свои возможности. Самоконтроль резко возрастает.  Дружба в классе заметно укрепляется. Сильно меняется характер отношений детей друг с другом. И главное, ученики приобретают знания, которые необходимы для жизни в обществе. Например: откровенность, сдержанность, умение смотреть на себя со стороны, такт.

Некоторые приемы групповой работы.

ЖОКЕЙ И ЛОШАДЬ

Автор – А. Каменский. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей».

Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами.

Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игра применима на уроках рефлексии и на уроках изучения нового материала. Она требует соблюдения культуры общения и поведения воспитанников, т.к. всему коллективу учащихся одновременно нужно ходить по классу.

Пример. На уроке окружающего мира (или кубановедения)  при изучении темы "Природные зоны" одной команде ("Жокеям") даются карточки с названием природных зон, другой – карточки с ее описанием.

ИГРОВАЯ ЦЕЛЬ

Универсальный приём-игра. Он направлен на активизацию

мыслительной деятельности учащихся на уроке. Позволяет включить в

игровую оболочку большое число однообразных примеров или заданий.

Например, вы – учителя, нужно проверить текст, а в котором  имеются ошибки, - найдите и исправьте их.

Или так. На доске записаны примеры в три столбика по количеству команд.

Первый участник от команды выходит и решает первый пример, затем

выходит второй участник и так далее. Выигрывает та команда, которая

быстрее и правильнее выполнит задание.

ГЕНЕРАТОРЫ-КРИТИКИ

Педагог        ставит        проблему,        не        требующую        длительного обсуждения.

Формируются две группы: генераторы и критики.

Пример

Задача первой группы – дать как можно большее число вариантов решений проблемы, которые могут быть самыми фантастическими. Все это делается без предварительной подготовки. Работа проводится быстро. Задача критиков: выбрать из предложенных решений проблемы наиболее подходящие. Задача педагога – направить работу учащихся так, чтобы они могли вывести то или иное правило, решить какую-то проблему, прибегая к своему опыту и знаниям. Данный метод можно использовать для активизации самостоятельной работы учащихся.

МИНИ-ПРОЕКТ

Мини-проекты по времени должны укладываться в один урок.

Пример

Мини-проект «Многозначные слова». Он заключается в следующем:  учащиеся должны изготовить цветок, лепестки которого и есть

значения многозначного слова. Работая над этим проектом, дети, прежде

всего, работают с толковым словарём, со словарной статьёй, то есть

проверяют правильность выбранного примера.

МОЗГОВАЯ АТАКА

Не путать с психологическим приемом стимулирования творчества

«мозговой штурм», Алекс Осборн «Прикладное воображение», 1950. При

этом оба эти словосочетания являются вариантами русского перевода

английского термина «brainstorming», однако используются в разных сферах

и выполняют разные функции. Как методический прием мозговая атака

используется в технологии критического мышления с целью активизации

имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с фактологическим

материалом.

1 э т а п: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они

знают или думают, что знают, по данной теме;

2 э т а п: Обмен информацией.

Рекомендации к эффективному использованию:

1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут;

2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;

3. Оперативная запись высказанных предложений.

Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы. Как

правило, их проводят последовательно одну за другой, хотя каждая может

быть отдельным самостоятельным способом организации деятельности.

Примечание: парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых

сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись

мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей

группой. Разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо

большему числу учащихся.

Итак, в групповой работе всё проверяется и усваивается на практике.  Не следует переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны элементарные формы общения. Нужно время, большая практика, анализ  ошибок. А учителю большое терпение в работе.

Используемые источники:

  1. Электронное периодическое издание «Эффективные образовательные технологии». Выпуск 1. 2008 г. Главный редактор, д.п.н. профессор Гузеев В.В

  1. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора.

Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для

учителя. 3-е изд., - М.: Вита-Пресс, 2001.

  1. Приемы технологии РКМ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Групповая работа в начальной школе

Об использовании групповой работы в начальной школе...

Групповая работа в начальной школе

На протяжении всего начального обучения остаются дети, которые так и не переходят с дошкольных на учебные формы сотрудничества. Значит, надо найти такую форму организации учебного сотрудн...

Организация групповой работы в начальной школе

Организация групповой работы в начальной школе...

"Организация групповой работы в начальной школе как средство формирования УУД"

В данной статье говорится о групповой работе способствуещей не только развитию коммуникативных учебных действий, но и способствует формированию и развитию познавательных и регулятивных учебных действи...

Групповая работа в начальной школе как форма учебного сотрудничества

Как из первоклассника получить человека, умеющего учиться, то есть способного и склонного самостоятельно расширять свои знания и умения сообразно новым жизненным задачам?Какие педагогические зад...

"Требования к учителю начальных классов при организации групповой работы в начальной школе"

«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя», -  этими словами К.Д. Ушинского начинается «Профессиональный  стандарт педагога».  Ор...

Приёмы и формы организации групповой работы в начальной школе

Группа - это определенный коллектив людей, собравшихся для коммуникации между собой и преподавателем и преследующих одну и ту же цель. Способы организации группы зависят от типа предполагаемого собран...