Выступление на педагогическом совете
материал (4 класс) на тему

Выступление на педагогическом совете на тему «Повышение эффективности индивидуализации и дифференциации обучения как одно из основных условий обеспечения качества образования».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovetvystuplenie2017.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Староюрьевская средняя общеобразовательная школа.

«Повышение эффективности индивидуализации и дифференциации обучения как одно из основных условий обеспечения качества образования».

                                                                                               Учитель: Суворинова С.М.

                                                с. Староюрьево 2017 г.

Требования учитывать индивидуальные особенности ребёнка в процессе очень давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга. Это требование находит отражение в педагогической теории под названием принципа индивидуального подхода.

Индивидуальный подход обеспечивает: устранение трудностей в учении отдельных школьников, возможность развития всех сил и способностей учащихся.

Необходимой предпосылкой успешной реализации индивидуального подхода в обучении в первую очередь является педагогический такт учителя. Спокойный тон обращения к ребёнку, слово поощрения, одобрения за удачный ответ, красиво написанную строчку дают больший результат, чем грубое замечание, окрик. Ученик , особенно слабый, должен быть уверен в том, что учитель заинтересован в его успехах, видит любое, даже самое малое, продвижение, радуется вместе с ним.

Конечно, такая позиция не снижает требовательности к ученику. Эти общие положения особенно важны при индивидуальном подходе к ребёнку, индивидуализации обучения.

Следующая важная предпосылка осуществления индивидуального подхода к ученику - направленность обучения на формирование личности ученика, которая предполагает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности на каждом уроке. Прежде всего, необходимо воспитывать у детей интерес к занятиям, учебному труду и ответственного отношения к учению.

Интерес, как пишет психолог А.Г. Морозова, характеризуется тремя обязательными моментами: положительной эмоцией по отношению к деятельности; наличием познавательной стороны этой эмоции, т.е. тем, что мы называем радостью познавания и познания; наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает ученика заниматься независимого от других побуждений.

Для того чтобы пробудить интерес я ставлю перед классом цель, познавательную задачу, создаю поисковую ситуацию, раскрываю важность поиска и помогаю каждому включиться в учебный труд. Наблюдения показывают, что не сразу все учащиеся начинают проявлять интерес к новому, включаются в активную познавательную деятельность. Некоторым необходима индивидуальная помощь в осознании того, что они уже знают и что должны узнать, как искать пути к истине. Если сразу не обратить внимание на этих детей, то они останутся пассивными на протяжении всего урока и сознание их не будет обогащаться, хотя ими и будут выполняться общеклассные задания.

Реализация индивидуального подхода в обучении школьников не разовое "мероприятие", это динамичный процесс, протекающий вместе с развитием и изменением ребёнка, уровень его знаний, сформированности умений и навыков, развитием и изменением интересов и склонностей, в соответствии с чем изменяются цели, содержание, приёмы подхода к ребёнку. Поэтому важно видеть перспективы развития учащихся и перспективы работы с ними.

Индивидуальный подход включает в себя следующие элементы, тесно связанные между собой и представляющие цикл, периодически повторяющийся на новом уровне:

  • систематическое изучение каждого ученика;
  • постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником;
  • выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к ученику
  • фиксация и анализ полученных результатов;
  • постановка новых педагогических задач.

Важно отметить, что в индивидуальном подходе нуждается действительно каждый ребёнок, ибо это непременное условие и предпосылка формирования гармонической и всесторонне развитой личности, формирование самой личности как неповторимой индивидуальности.

Необходимость учёта индивидуальных особенностей учащихся влечёт за собой вопрос: как всё это осуществить организационно? В современной школе, где один учитель одновременно занимается с большой группой учащихся, это и является узловой проблемой индивидуализации обучения. Для организации индивидуализации учебной работы  на практике использовались многие варианты.

Наиболее широкие возможности для индивидуализации обучения, для внутренней дифференциации, представляет дифференцированная самостоятельная работа, которая проходит в одиночестве и индивидуальном темпе. Индивидуализация здесь осуществляется главным образом таким способом, что учащимся даются не одинаковые задания, а задания, которые варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся, а также путём группировки учащихся внутри класса по различным признакам. Педагогика дифференцированного подхода имеет в виду не приспособление целей и содержание обучения и воспитания к отдельным школьникам, т.к. цели и содержание воспитания и обучения определяются требованием общества, государственной программой - они являются общими для всех, - а приспособлением методов и форм работы к этим индивидуальным особенностям с тем, чтобы развивать личность. Следовательно, дифференцированный подход к школьникам - это важнейший принцип воспитания и обучения.            

Таким образом, индивидуализация и дифференциация предполагают собой осуществление развивающего обучения. В самом общем плане, цель обучения - это всегда развитие ребёнка.

В свете вышеизложенного понимании теории индивидуализации и дифференциации обучения становятся совершенно отчётливо видны цели индивидуализации в обучении.

Обучающая цель

Развивающая цель

Воспитывающая цель

Целью индивидуализации и дифференциации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую уникальную личность.

Из опыта работы

Цели дифференцированного обучения выделяются с различных позиций:

 Я для себя разделила класс на 3 группы:

  • 1 группа - дети с высокой познавательной активностью ,высокой работоспособностью ,умеющие самостоятельно выполнять задания.
  • 2 группа - дети хорошо усваивающие основной объём знаний ,но им необходима помощь учителя для обобщения материала.
  • 3 группа - этим детям необходим постоянный контроль учителя, постоянное текущее повторение и закрепление полученных знаний.

Как я уже говорила, дети в классе очень разные и поэтому обучать ориентируясь на среднего ученика мало эффективно. Для повышения качества обучения в классе необходим индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику.

 Первая группа выполняет самостоятельную работу по индивидуальным карточкам. Карточка содержит в себе обязательное и трудное, но интересное дополнительное задание.

А со второй и третьей группой, работа продолжается; идет закрепление материала, повторяются выводы .после этого, свое задание получает вторая группа.

С третьей группой проводится повторение ,выделение главного правила. Эта группа выполняет задание под контролем учителя.

Дифференцированные задания я так же использую для домашнего задания.

Учитывая специфику моего класса, то что дети разного уровня знаний, важно, чтобы каждый ученик мог себя проявить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)

С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...

Выступление на педагогическом совете "Педагогическая поддержка одаренных детей"

Данная статья раскрывает содержание различных приемов для осуществления поддержки одаренных детей....

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".

Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные  технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...