Доклада «Организация исследовательской деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»
статья на тему

Иргит Владлена Владимировна

Опыт работы по организации исследовательской деятельности учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Поздравляю вас с началом нового учебного года. Желаю всем нам плодотворного учебного года!

Я, Владлена Владимировна, учитель начальных классов школы №2.  

Разрешите представить вам опыт работы по организации исследовательской деятельности учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО. Отсюда тема моего доклада «Организация исследовательской деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»

Доклад

Введение:

Современный мир очень динамичен. Поэтому от нас требуют, чтоб наши современные ученики должны уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения, проявлять исследовательскую, поисковую активность. Для того, чтобы выпускник школы соответствовал требованиям, предъявляемым к нему обществом, изменения необходимы в системе образования. Это необходимость нашла отражение в ФГОС второго поколения, которые включают в себя не только формирование ЗУН, но и развитие УУД. Поэтому в образовании высок интерес к исследовательским методам обучения.

Одной из самых результативных и прогрессивных педагогических технологий является исследовательская технология. Использование данного метода в начальной школе дает ребенку возможность анализировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации в обществе.

Это технология служит для развития познавательной активности учащихся, критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивает коммуникационную культуру т.е. служит основой успешного формирования УУД – в этом и заключается актуальность моего опыта.

        Что же такое исследовательская деятельность младших школьников? Каковы его цели и задачи?

        Исследовательская деятельность – то специально организованная, познавательная, творческая деятельность учащихся, результатом которой является формирование познавательных мотивов.

        Целью исследовательской деятельности младших школьников является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределение и самореализации.

        Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи:

- развитие интереса к познанию мира (науки, техники, искусства, природы, родного края…);

- создания положительной мотивации учения;

- развитие умения самостоятельно, творчески мыслить.

        Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах,  а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка. Участвуя вместе с детьми в исследовательской деятельности, родители имеют возможность сблизиться с детьми, сделать  открытия и для себя в различных областях знаний.  Это работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом.  Родители вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдениям, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов и готовить защиту детской работы.

        Дети от природы любознательны. Организуя исследовательскую деятельность учащихся, я стараюсь направить моих учеников в нужное полезное для них русло. Ребята ведут себя по- разному. Одни с азартом активно ищут информацию для своих исследований, другие втягивают в свою работу родителей,  но и есть такие, которых приходиться брать в помощники. Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю, товарищам и вовлекается в исследовательскую работу.

        При формировании исследовательских умений младших школьников советую обратить особое внимание на следующие условия:

  1. Мотивированность. Л.С. Выготский писал об учебной мотивации. «…Психологичский закон гласит прежде, чем ты хочешь призвать ребенка в какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить , что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность.»
  2. Целенаправленность и системность: Работа по развитию исследовательских умений должна проходить  в урочной и внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал для уроков чтения, русского языка, математики, окружающего мира с целью формирования умений исследовательской деятельности.
  3. Творческая среда. Одна из важнейщих задач учителя в современных условиях уметь создать среду, провоцирующую учащегося на появление вопросов и желание найти ответы,  то есть на проявление черт исследовательского поведения. Он должен способствовать созданию творческой атмостферы. Стремиться поддерживать интерес к исследователськой работе.
  4. Психологический комфорт. Очень важно -  поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску . Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.
  5. Учет возрастных особенностей. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование посильным , увлекательным и востребованным.
  6. Предвидеть и избегать «подводных камней». Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания, сделать много за детей, перепоручить родителям. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки; Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат. Конечно, исследовательский проект предполагает изучение каких-либо научных работ, грамотное изложение их содержание. Нот проектант должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать источники. Третья опасность – переоценка результата проекта и недооценка его процесса.

А сейчас разрешите познакомить вас с опытом работы по организации исследовательской деятельности моих учеников и их результатами работы.

Мой опыт организации исследовательской работы предпологает исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира, где ученики вовлекаются в мини-исследования. Работы так и называются «Мои маленькие исследования» и идут по темам. Этот вид деятельности можно включить во все образовательные области начальной школы. Уроки по математике, русскому языку, литературному чтению часто проводятся в форме урока – исследования т. е. с элементами использования проекто-исследовательских технологий, где дети сами выявляют проблему исследования, находит пути решения проблемы, а выводы делают под руководством учителя.

Важным условием для ребенка является возможность с кем-то разделить свою радость открытия, быть услышанным и понятым другим. Так родилась идея представлять результаты своих исследований сначала перед одноклассниками, затем перед родителями, и в последствии на конкурсах исследовательских работ.

Благодаря,  применения исследовательских технологий мои ученики показали хорошие результаты в плане  творческого и интеллектуального развития.

Наши достижения:

  1. Коже Аюрзана - Дипломант II степени республиканского конкурса детских рисунков «Новый знак глазами детей» в честь 80-летия юбилея дорожной отрасли Республики Тувы, 2016 г

Победитель Международного  творческого конкурса «Интербриг» в номинации «Радуга таланта». Работа «Охота снежного барса», 2016г

  1.  Саая Белек –кыс – заняла 1 место в конкурсе мини-проектов «Дикорастущие и пищевые растении» среди учащихся 2-4классов, 2016г;

Победитель III Международного очного конкурсе по русскому языку «Русский квадрат», проводившем в научно-образовательном центре «Эрудит» в г. Саратов;

- Призер V кожуунной предметной олимпиады по английскому языку;

Дипломант I степени международного блиц-турнира по математике «Математический сундучок» проекта «Новый урок», 2016-2017г;

  1. Салчак Денис – Победитель  муниципального конкурса «Добрая дорога детства» и Участник Республиканского конкурса «Безопасная дорога детства» по начально-техническому конструированию и моделированию на знание правил дорожного движения среди детей младших классов;

- Победитель III Международного очного конкурса по русскому языку «Русский квадрат», проводившем в научно-образовательном центре «Эрудит» в г. Саратов

- Дипломант I I степени международного блиц-турнира по математике «Математический сундучок» проекта «Новый урок»

- Победитель и Призер V кожуунной предметной олимпиады по русскому языку;

- Лауреат X Всероссийского творческого конкурса «Талантоха». Номинация «Детские исследовательские работы и проекты» Работы «Проект «Тарбаган-удивительное животное» и «Мое родословное»;

- Республиканская предметно развивающая олимпиада среди учащихся начальных классов в г. Шагонар;

- В настоящее время поступил Салчак Денис В Кызылское президетское кадетское училище»

4. Чамзы Бады – Призер V кожуунной предметной олимпиады по окружающему миру;

5. Иргит Анжела – Призер (2 место) муниципального этапа  Республиканского конкурса «Бумажная Вселенная» по начально-техническому конструированию и моделированию на  правил пожарной безопасности;

- Призер муниципального конкурса выразительного чтения произведений русской литературы «Живое слово»

- Призер Конкурса защиты исследовательских проектов в VI  кожуунной предметной олимпиаде «Сурок»;

  • - Победитель очного этапа XVIII Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ», проходившей в  ДДО «Непецино» Управление делами Президента РФ в г. Москве.

Награды классного руководителя:

  1. Лучший работник образования и науки Монгун-Тайгинского кожууна Республики Тыва – 2016 год от 22 декабря 2016г.
  2. Диплом за подготовку победителя XVIIIВсероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке», ФГБУ «ДДО «Непецино», УД Президента РФ в г. Москве, от 21-23 дкабря 2016 года;
  3. Благодарность от национальной системы развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи и России «Интеграция» за содействие в подготовке и направлении представителей в заключительное мероприятие конкурса  «Первые шаги в наук» в г. Москва.
  4. Грамота за подготовку победителя в школьном туре предметной олимпиады школьников от 10.02.2017 г;
  5. Диплом «Постановщик танца» в кожуунном конкурсе детского творчества «Танцевальный калейдоскоп» от 10.02.2017г.

Выступление в совещаниях, семинарах, конференциях:

  1. «Современные подходы к исследовательской деятельности обучающихся в условиях ФГОС» в рамках XVIII Всероссийской детской конференции  «Первые шаги в науке»  выступила докладом «Основы исследовательской культуры : современные практические аспекты» в г. Москва ( удостоверение с объемом 16 часов) от 21-23 декабря 2016г;
  2. Проводила мастер-класс по внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НО на тему: «Духовно-нравственное воспитание младших школьников через танцевальное искусство» (сертификат участника) от 03 декабря 2016г;
  3. Принимала участие в республиканском фестивале компьютерных презентаций «Я и мои дети» (сертификат участника в объеме 24 часов) от 25 декабря 2016г.

Результативность опыта:

Радует то, что все дети нашего класса являются активными читателями школьной и детской библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию. Считаю, что исследовательская деятельность для учащихся моего класса стала средством развития познавательной активности и дает положительные результаты.

В 2016-2017 учебном году, проводимая целенаправленная воспитательная работа в 4 «а» классе позволила добиться следующих результатов:

- повысилась активность ребят по участию в научных конкурсах, олимпиадах, творческих конкурсах за пределами Тувы;

-  регулярность посещения  внеурочной деятельности  по русскому языку, математике, что  повлияло написанию ВПР с успеваемостью 100%;

-   повысилась участие во внешкольных мероприятиях;

- удалось добиться сплоченности в коллективе;

-уменьшилось количество пропусков занятий по классу в целом;

Вывод.

В приобщении детей к исследовательской деятельности важен не результат, а процесс. Главное заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу творчества, и тогда результат будет закономерен. Нельзя не отметить, что исследовательская деятельность учащихся способствует истинному обучению, т.к. она:

- личностно ориентированно;

- характеризуется возрастанием интереса по мере выполнения конкретного дела;

- позволяет учащимся учиться на собственном опыте при выполнении конкретного дела;

- приносит удовлетворение учащимися, видящим продукт собственного труда.

Список используемой литературы:

1.////////////////////////


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС

Презентация "Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС."...

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Младший школьный возраст - благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности. Он любопытен, ему всё надо знать, всё интересно, всё хочется изучить, потрогать. Ве...

Проектно-исследовательская деятельность младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО

Учебный проект - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся- партнеров, имеющих общую цель и согласованные способы; направленные на достижение общего результата по ...

Доклад "Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС."

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Сегодня она понимается преимущественно как деятельность, о...

Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС

В презентации представлен опыт работы коллектива начальной школы МБОУ СОШ №1 г. Поронайска...

Организация исследовательской деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Организация  исследовательской деятельности младших школьников в условиях реализации   ФГОС НОО...