Мастер- класс "От задач к цели"
консультация по теме
Один шаг в обучении
может означать сто шагов в развитии.
Л. С. Выготский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_kriterii_otsenivaniya.docx | 51.86 КБ |
mentod_seminar.ppt | 2.53 МБ |
Предварительный просмотр:
От задач к цели
Один шаг в обучении
может означать сто шагов в развитии.
Л. С. Выготский
Цель образовательного процесса: обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться (УУД – универсальные учебные действия).
Задачи:
- общекультурное развитие;
- личностное развитие;
- познавательное развитие;
- формирование учебной деятельности;
- развитие коммуникативной компетенции.
Задачи своего рода выступают критериями, по которым мы можем оценить эффективность нашей педагогической деятельности. Если мы решили все задачи, тогда мы пришли к цели.
Оценивание результатов обучения является одной из важнейших сторон учебного процесса. Под системой оценивания понимается: шкала, которая используется при выставлении отметок; периодичность выставления оценок; механизм связи между всеми субъектами образовательного процесса; а также механизм самостоятельного определения учащимся того, насколько успешно они обучаются.
Что оценивает учитель, когда ставит отметку за ученическую работу - то, чему учили. Считается, что нашим детям в жизни понадобятся теоретические знания, поэтому мы обучаем их предметным ЗУНам, а потом оцениваем их работу, сравнивая количество правильных и неправильных ответов, учитывая количество решенных задач и число допущенных ошибок – вот и готова отметка «5» или «2». Традиционный способ обучения, когда учитель должен доходчиво объяснить учебный материал, а ученик – хорошо его усвоить и запомнить. А если оцениваемая работа - творческая, работа, в которой автор имеет свой нестандартный взгляд на важную для него проблему, например, проект? А ведь школа должна учить и этому: увидеть проблему, поставить цель, разработать план, реализовать его, проанализировать работу, сделать выводы, т.е. формировать универсальные компетенции.
Поговорим о критериальном оценивании.
Ежедневно мы даём оценку себе и окружающим. Ситуация из жизни: какой телефон купить? По каким критериям Вы выбирали телефон? Оценивали его? Если он соответствует нужным параметрам, тогда я его куплю, если нет буду искать…
Для того, чтобы оценить полученные на уроке знания в начальной (основной) школе может быть использована шкала:
Шкала изображается около каждого задания, например, рядом с уравнением, которое нужно решить или рядом с упражнением по русскому языку. Чем выше на шкале размещается крестик, тем выше уровень знаний. А кто же ставит крестики? Думаете учитель? Не угадали. Свои знания ученики оценивают самостоятельно! Вот сделал ученик упражнение, подумал и поставил себе оценку. Для того, чтобы оценка была правильной дети опираются на определенные критерии, такие как:
- правильность выполнения задания;
- аккуратность выполнения;
- красота;
- точность и т.п.
Причем, им не говорят: «Ребята, вот вам критерии, по которым вы будете себя оценивать!» Детям эти критерии необходимо изобрести, то есть сначала подумать, потом сформулировать, затем выбрать, объяснить почему и потом уже оценить себя. Так происходит в 1 классе. А во 2 и 3 классе они уже самостоятельно подбирают себе критерии для оценки работы.
Учитель, благодаря такому подходу, может понять на каком уровне находится самооценка ученика: нормальном, завышенном или, наоборот, заниженном. Потом педагог также ставит свою оценку, тоже крестик на шкале, и у ученика появляется возможность сравнить оценки и понять правильно он сделал или нет.
При оценке работы ученика оценивается не общий и целый результат, а каждое его отдельное усилие. Допустим не смог решить пример правильно, но написал чисто и аккуратно? Значит, крестик поднимется немного выше по оценочной линейке. И это подстегивает ученика обращать внимание на все аспекты выполнения задания.
Рубрика – это перечень критериев оценивания знаний учащихся по изученной теме. Она определяется целями изучения какой-либо темы и содержательно наполняется критериями, раскрывающими данную рубрику.
Критерии определяются задачами обучения и представляют собой перечень различных видов деятельности учащегося, которую он осуществляет в ходе работы и должен в совершенстве освоить в результате работы.
Дескрипторы описывают уровни достижения учащегося по каждому критерию и оцениваются определенным количеством баллов: чем выше достижение – тем больше балл.
Учебная деятельность – это отрезок времени от постановки одной учебной задачи до следующей через систему промежуточных тактических задач.
Учёные сделали предположение (которое подтвердили затем экспериментальным путём), что логичнее и естественнее адаптировать не ребёнка к условиям образовательной системы, а методы и приёмы обучения изменять под наиболее гармоничные взаимоотношения взрослых и детей, школы и учеников.
Методы и приёмы
- Во время урока учитель может ошибаться, намеренно, конечно. Это называется задания-ловушки. Если в традиционных программах дети должны верить учителю беспрекословно, потому как то, что он говорит – всегда верно. То здесь – это не так. Безоговорочно ребенок верить учителю не может, любая информация будет считаться правильной, если только ты сам в этом убедился и все проверил лично. Так же такие ловушки привлекают внимание учеников.
- Сравнение ученических выводов с выводами или наблюдениями учёных, учеников других классов (работа с разными источниками информации).
- Наблюдение.
Например: К. Паустовский «Жильцы старого дома»
Цель: помочь детям увидеть в тексте: удивительное в простом и обычном, отношение автора к героям рассказа.
Задачи: познакомить с отрывком рассказа К. Г. Паустовского «Жильцы старого дома»; формировать читательские умения; развивать умение создавать словесный портрет героев, творческое мышление. РАЗВИВАТЬ ВООБРАЖЕНИЕ КАК ВОССОЗДАЮЩЕЕ ТАК И ТВОРЧЕСКОЕ……
Оцениваем словесный портрет: словесный портрет литературного героя: отражение его внутреннего мира, с помощью словесного описания; рассматривается в сочетании (противопоставлении) с другими героями; вкрапления описания внешности (приведены примеры из текста).
Приложение
Критерии оценивания:
Критерий А – Знание и понимание;
Критерий В – Применение;
Критерий С – Анализ и синтез;
Критерий D - Коммуникация
Описание уровней достижения критериев оценивания
Критерий А Знание и понимание
Задание: Определите правильную последовательность. Расставьте баллы от 1 до 6.
Учащийся воспроизводит некоторые химические термины, формулы, понятия, правила, законы и методы, допуская при этом ошибки
Учащийся воспроизводит некоторые химические термины, формулы, понятия
Учащийся распознает, воспроизводит и объясняет химическую терминологию, формулы, понятия, правила, законы и методы, допуская при этом недочеты
Учащийся распознает, воспроизводит и объясняет химическую терминологию, формулы, понятия, правила, законы и методы.
Учащийся частично распознает, воспроизводит и объясняет химическую терминологию, формулы, понятия, правила и методы, допуская при этом ошибки
Учащийся в основном распознает, воспроизводит и объясняет химическую терминологию, формулы, понятия, правила, методы, допуская при этом ошибки
Критерий В Применение
Учащийся соотвествующим образом применяет терминологию, формулы, правила, выбирает методы для решения задач. Допускает ошибки в применении методов
Учащийся правильно применяет соответствующие терминологию, формулы, приемы и методы для решения задач. Допускает недочеты в применении приемов и методов. Получает верные результаты
Учащийся не всегда применяет терминологию, формулы, правила, выбирает методы для решения задач репродуктивного характера
Учащийся применяет соответствующие терминологию, формулы, приемы и методы для решения задач. Допускает ошибки в вычислениях
Учащийся не всегда соотвествующим образом применяет терминологию, формулы, правила, в применении приемов и методов допускает грубые ошибки.
Учащийся правильно применяет соответствующие терминологию, формулы, приемы и методы для решения различных задач. Получает верные результаты
Критерий С Анализ и Синтез (Обработка информации)
Учащийся с ошибками структурирует взаимосвязи между данными задачи, делает попытки создания химических моделей, имеет представление о методах решения
Учащийся структурирует и описывает взаимосвязи между данными задачи, делает незначительные ошибки при переходе от одной формы информации к другой, создает химические модели, применяет рациональные методы решения, делает обоснованные выводы и доказательства, при этом допускает неточности в обосновании
Учащийся в основном структурирует взаимосвязи между данными задачи, допускает ошибки при переходе от одной формы информации к другой, в простых случаях создает химические модели, использует стандартные методы решения
Учащийся структурирует и описывает взаимосвязи между данными задачи, создает химические модели, выбирает и применяет рациональные методы решения, делает обоснованные выводы или доказательства
Учащийся в простых случаях структурирует взаимосвязи между данными задачи, создает для них химические модели, использует стандартные методы решения, при этом допускает грубые ошибки
Учащийся в основном структурирует взаимосвязи между данными задачи, создает химические модели, выбирает и применяет методы решения. При обосновании выводов или доказательств допускает ошибки
Критерий D Коммуникация
Учащийся на высоком уровне показывает грамотное использование химического языка и форм химического представления в устной/письменной речи. Линии рассуждений являются краткими, логически завершенными. Ответы на поставленные вопросы представлены в корректной форме.
Учащийся показывает хорошее использование химического языка и форм химического представления в устной/письменной речи. Линии рассуждений краткие, логически завершенные. Ответы на поставленные вопросы представлены в корректной форме.
Учащийся использует химический язык и формы химического представления в устной/письменной речи. Линии рассуждений логически незавершенные, но ответы на поставленные вопросы указаны либо не корректны
Учащийся в основном использует химический язык и формы химического представления в устной/письменной речи. Линии рассуждений логически незавершенные. Не всегда представлены ответы на поставленные вопросы
Учащийся неграмотно использует химический язык и формы химического представления в устной/письменной речи. Линии рассуждений не логичны. Не представлены ответы на поставленные вопросы
Учащийся неграмотно использует химический язык и формы химического представления. Линии рассуждений отсутствуют. Не представлены ответы на поставленные вопросы
Используемая литература:
- Красноборова А. А. Критериальное оценивание в школе, Пермь, 2010
- Голенопольский И.Т., Лаврищева М.А. Новые походы к оцениванию (из опыта реализации системы критериального оценивания в Гимназии №45). // Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета их индивидуальных достижений. Вып. 2. / Отв http://www.ibsa.su/. ред. Л.Е. Курнешова. – М., 2005.
Оценка? Человек пусть не употребляет часто в речи это слово, но ее применение использует каждый день. Когда кушает, когда одевается и т.д. Вот и во время урока ученики получают оценку от учителей, от своих сверстников. А ведь с помощью оценки ученику можно поднять настроение, но можно и снизить его эмоциональное состояние.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии. Л. С. Выготский 19.03.18
Цель образовательного процесса: обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться (УУД – универсальные учебные действия). Задачи: - общекультурное развитие; - личностное развитие; - познавательное развитие; - формирование учебной деятельности; - развитие коммуникативной компетенции. 19.03.18
Какой телефон купить? 19.03.18
Критерии выбора Внешний вид; Камера (наличие), разрешающая способность камеры; Объём памяти; Наличие положительных отзывов; … 19.03.18
19.03.18
Критерии оценивания: правильность выполнения задания; точность; аккуратность и т.д. 19.03.18
Рубрика – это перечень критериев оценивания знаний учащихся по изученной теме. Она определяется целями изучения какой-либо темы и содержательно наполняется критериями, раскрывающими данную рубрику. Критерии определяются задачами обучения и представляют собой перечень различных видов деятельности учащегося, которую он осуществляет в ходе работы и должен в совершенстве освоить в результате работы. Дескрипторы описывают уровни достижения учащегося по каждому критерию и оцениваются определенным количеством баллов: чем выше достижение – тем больше балл. 19.03.18
Учебная деятельность – это отрезок времени от постановки одной учебной задачи до следующей через систему промежуточных тактических задач. 19.03.18
К. Паустовский «Жильцы старого дома» Цель: помочь детям увидеть в тексте: удивительное в простом и обычном, отношение автора к героям рассказа. Задачи: познакомить с отрывком рассказа К. Г. Паустовского «Жильцы старого дома»; формировать читательские умения; развивать умение создавать словесный портрет героев, творческое мышление. РАЗВИВАТЬ ВООБРАЖЕНИЕ КАК ВОССОЗДАЮЩЕЕ ТАК И ТВОРЧЕСКОЕ…… Оцениваем словесный портрет (критерии: описан внутренний мир героя, в сочетании (противопоставлении) с другими героями, приведены примеры из текста): словесный портрет литературного героя: отражение его внутреннего мира, с помощью словесного описания; рассматривается в сочетании (противопоставлении) с другими героями; вкрапления описания внешности (приведены примеры из текста). 19.03.18
Нас оценивают либо слишком высоко, либо недостаточно высоко; нас никогда не принимают по нашей реальной ценности. М. Эбнер-Эшенбах 19.03.18
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова
УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема: Непроизносимые согласные в корне слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержате...
Задачи на нахождение целого по части и части по целому.
2 варианта задач на соотношение части, количества и целого....
Сценарий занятия «Решение задач на часть – целое, где части, в свою очередь, выступают целым»
Сценарий занятия «Решение задач на часть – целое, где части, в свою очередь, выступают целым» (4 класс)Предметные задачи: решение задач на часть целое, где часть выступает целым, систематизация данных...
Сюжетная задача как цель и средство обучения детей в начальной школе
Сюжетная задача как цель и средство обучения детей в начальной школе...
Открытый урок математики 4 класс (Петерсон) по теме: Решение задач на нахождение целого по части и части по целому
Урок путешествия. Перед детьми стоит задача, пройдя все математические испытания, они находят послание спрятанное в древнем замке....
Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова Логинова Мари
УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема:Непроизносимые согласные в корне слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными...
Конспект урока математики для 3 класса по теме "Задачи на нахождение долей от целого числа и целое по его долям"
Цель урока: научить решать задачи на нахождение доли числа и числа по доле, закрепить понятие «доли», развивать вычислительные навыки.Планируемые результаты: Предметные: обучаю...