Мастер- класс "От задач к цели"
консультация по теме

Лазуренко Марина Павловна

Один шаг в обучении

 может означать сто шагов в развитии.

Л. С. Выготский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_kriterii_otsenivaniya.docx51.86 КБ
Office presentation icon mentod_seminar.ppt2.53 МБ

Предварительный просмотр:

От задач к цели

Один шаг в обучении

 может означать сто шагов в развитии.

Л. С. Выготский

Цель образовательного процесса: обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться (УУД – универсальные учебные действия).

Задачи:

- общекультурное развитие;

- личностное развитие;

- познавательное развитие;

- формирование учебной деятельности;

- развитие коммуникативной компетенции.

        Задачи своего рода выступают критериями, по которым мы можем оценить эффективность нашей педагогической деятельности.  Если мы решили все задачи, тогда мы пришли к цели.

Оценивание результатов обучения является одной из важнейших сторон учебного процесса. Под системой оценивания понимается: шкала, которая используется при выставлении отметок; периодичность выставления оценок; механизм связи между всеми субъектами образовательного процесса; а также механизм самостоятельного определения учащимся того, насколько успешно они обучаются.

Что оценивает учитель, когда ставит отметку за ученическую работу - то, чему учили. Считается, что нашим детям в жизни понадобятся теоретические знания, поэтому мы обучаем их предметным ЗУНам, а потом оцениваем их работу, сравнивая количество правильных и неправильных ответов, учитывая количество решенных задач и число допущенных ошибок – вот и готова отметка «5» или «2». Традиционный способ обучения, когда учитель должен доходчиво объяснить учебный материал, а ученик – хорошо его усвоить и запомнить. А если оцениваемая работа - творческая, работа, в которой автор имеет свой нестандартный взгляд на важную для него проблему, например, проект? А ведь школа должна учить и этому: увидеть проблему, поставить цель, разработать план, реализовать его, проанализировать работу, сделать выводы, т.е. формировать универсальные компетенции.

Поговорим о критериальном оценивании.

Ежедневно мы даём оценку себе и окружающим. Ситуация из жизни: какой телефон купить? По каким критериям Вы выбирали телефон? Оценивали его? Если он соответствует нужным параметрам, тогда я его куплю, если нет буду искать…

        Для того, чтобы оценить полученные на уроке знания в начальной (основной) школе может быть использована шкала:

C:\Users\Учитель\Desktop\педстатус\otsenki_751x338.jpg

Шкала изображается около каждого задания, например, рядом с уравнением, которое нужно решить или рядом с упражнением по русскому языку. Чем выше на шкале размещается крестик, тем выше уровень знаний. А кто же ставит крестики? Думаете учитель? Не угадали. Свои знания ученики оценивают самостоятельно! Вот сделал ученик упражнение, подумал и поставил себе оценку. Для того, чтобы оценка была правильной дети опираются на определенные критерии, такие как:

  • правильность выполнения задания;
  • аккуратность выполнения;
  • красота;
  • точность и т.п.

Причем, им не говорят: «Ребята, вот вам критерии, по которым вы будете себя оценивать!» Детям эти критерии необходимо изобрести, то есть сначала подумать, потом сформулировать, затем выбрать, объяснить почему и потом уже оценить себя. Так происходит в 1 классе. А во 2 и 3 классе они уже самостоятельно подбирают себе критерии для оценки работы.

Учитель, благодаря такому подходу, может понять на каком уровне находится самооценка ученика: нормальном, завышенном или, наоборот, заниженном. Потом педагог  также ставит свою оценку, тоже крестик на шкале, и у ученика появляется возможность сравнить оценки и понять правильно он сделал или нет.

        При оценке работы ученика оценивается не общий и целый результат, а каждое его отдельное усилие. Допустим не смог решить пример правильно, но написал чисто и аккуратно? Значит, крестик поднимется немного выше по оценочной линейке. И это подстегивает ученика обращать внимание на все аспекты выполнения задания.

Рубрика – это перечень критериев оценивания знаний учащихся по изученной теме. Она определяется целями изучения какой-либо темы и содержательно наполняется критериями, раскрывающими данную рубрику.

Критерии определяются задачами обучения и представляют собой перечень различных видов деятельности учащегося, которую он осуществляет в ходе работы и должен в совершенстве освоить в результате работы.

Дескрипторы описывают уровни достижения учащегося по каждому критерию и оцениваются определенным количеством баллов: чем выше достижение – тем больше балл.

Учебная деятельность – это отрезок времени от постановки одной учебной задачи до следующей через систему промежуточных тактических задач.

Учёные сделали предположение (которое подтвердили затем экспериментальным путём), что логичнее и естественнее адаптировать не ребёнка к условиям образовательной системы, а методы и приёмы обучения изменять под наиболее гармоничные взаимоотношения взрослых и детей, школы и учеников.

Методы и приёмы

  • Во время урока учитель может ошибаться, намеренно, конечно. Это называется задания-ловушки. Если в традиционных программах дети должны верить учителю беспрекословно, потому как то, что он говорит – всегда верно. То здесь – это не так. Безоговорочно ребенок верить учителю не может, любая информация будет считаться правильной, если только ты сам в этом убедился и все проверил лично. Так же такие ловушки привлекают внимание учеников.
  • Сравнение ученических выводов с выводами или наблюдениями учёных, учеников других классов (работа с разными источниками информации).
  • Наблюдение.

Например: К. Паустовский «Жильцы старого дома»

Цель: помочь детям увидеть в тексте: удивительное в простом и обычном,  отношение автора к героям рассказа.

Задачи: познакомить с отрывком рассказа К. Г. Паустовского «Жильцы старого дома»;  формировать читательские умения; развивать умение создавать словесный портрет героев, творческое мышление. РАЗВИВАТЬ ВООБРАЖЕНИЕ КАК ВОССОЗДАЮЩЕЕ ТАК И ТВОРЧЕСКОЕ……

Оцениваем словесный портрет: словесный портрет литературного героя: отражение его внутреннего мира, с помощью словесного описания; рассматривается в сочетании (противопоставлении) с другими героями; вкрапления описания внешности (приведены примеры из текста).

Приложение

Критерии оценивания:

Критерий А – Знание и понимание; 

Критерий В – Применение;

Критерий С – Анализ и синтез; 

Критерий D - Коммуникация

Описание уровней достижения критериев оценивания
Критерий А Знание и понимание

Задание: Определите правильную последовательность. Расставьте баллы от 1 до 6.

Учащийся воспроизводит некоторые химические термины, формулы, понятия, правила, законы и методы, допуская при этом ошибки

Учащийся воспроизводит некоторые химические термины, формулы, понятия

Учащийся распознает, воспроизводит и объясняет химическую терминологию, формулы, понятия, правила, законы и методы, допуская при этом недочеты

Учащийся распознает, воспроизводит и объясняет химическую терминологию, формулы, понятия, правила, законы и методы.

Учащийся частично распознает, воспроизводит и объясняет химическую терминологию, формулы, понятия, правила и методы, допуская при этом ошибки

Учащийся в основном распознает, воспроизводит и объясняет химическую терминологию, формулы, понятия, правила, методы, допуская при этом ошибки

Критерий В Применение

Учащийся соотвествующим образом применяет терминологию, формулы, правила, выбирает методы для решения задач. Допускает ошибки в применении методов

Учащийся правильно применяет соответствующие терминологию, формулы, приемы и методы для решения задач. Допускает недочеты в применении приемов и методов. Получает верные результаты

Учащийся не всегда применяет терминологию, формулы, правила, выбирает методы для решения задач репродуктивного характера

Учащийся применяет соответствующие терминологию, формулы, приемы и методы для решения задач. Допускает ошибки в вычислениях

Учащийся не всегда соотвествующим образом применяет терминологию, формулы, правила, в применении приемов и методов допускает грубые ошибки.

Учащийся правильно применяет соответствующие терминологию, формулы, приемы и методы для решения различных задач. Получает верные результаты

Критерий С Анализ и Синтез (Обработка информации)

Учащийся с ошибками структурирует взаимосвязи между данными задачи, делает попытки создания химических моделей, имеет представление о методах решения

Учащийся структурирует и описывает взаимосвязи между данными задачи, делает незначительные ошибки при переходе от одной формы информации к другой, создает химические модели, применяет рациональные методы решения, делает обоснованные выводы и доказательства, при этом допускает неточности в обосновании

Учащийся в основном структурирует взаимосвязи между данными задачи, допускает ошибки при переходе от одной формы информации к другой, в простых случаях создает химические модели, использует стандартные методы решения

Учащийся структурирует и описывает взаимосвязи между данными задачи, создает химические модели, выбирает и применяет рациональные методы решения, делает обоснованные выводы или доказательства

Учащийся в простых случаях структурирует взаимосвязи между данными задачи, создает для них химические модели, использует стандартные методы решения, при этом допускает грубые ошибки

Учащийся в основном структурирует взаимосвязи между данными задачи, создает химические модели, выбирает и применяет методы решения. При обосновании выводов или доказательств допускает ошибки

Критерий D Коммуникация

Учащийся на высоком уровне показывает грамотное использование химического языка и форм химического представления в устной/письменной речи. Линии рассуждений являются краткими, логически завершенными. Ответы на поставленные вопросы представлены в корректной форме.

Учащийся показывает хорошее использование химического языка и форм химического представления в устной/письменной речи. Линии рассуждений краткие, логически завершенные. Ответы на поставленные вопросы представлены в корректной форме.

Учащийся использует химический язык и формы химического представления в устной/письменной речи. Линии рассуждений логически незавершенные, но ответы на поставленные вопросы указаны либо не корректны

Учащийся в основном использует химический язык и формы химического представления в устной/письменной речи. Линии рассуждений логически незавершенные. Не всегда представлены ответы на поставленные вопросы

Учащийся неграмотно использует химический язык и формы химического представления в устной/письменной речи. Линии рассуждений не логичны. Не представлены ответы на поставленные вопросы

Учащийся неграмотно использует химический язык и формы химического представления. Линии рассуждений отсутствуют. Не представлены ответы на поставленные вопросы

Используемая литература:

  1. Красноборова А. А. Критериальное оценивание в школе, Пермь, 2010
  2. Голенопольский И.Т., Лаврищева М.А. Новые походы к оцениванию (из опыта реализации системы критериального оценивания в Гимназии №45). // Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета их индивидуальных достижений. Вып. 2. / Отв http://www.ibsa.su/. ред. Л.Е. Курнешова. – М., 2005.

Оценка? Человек пусть не употребляет часто в речи это слово, но ее применение использует каждый день. Когда кушает, когда одевается и т.д.  Вот и во время урока ученики получают оценку от учителей, от своих сверстников. А ведь с помощью оценки ученику можно поднять настроение, но можно и снизить его эмоциональное состояние. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методический семинар «От задач к цели»

Слайд 2

Один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии. Л. С. Выготский 19.03.18

Слайд 3

Цель образовательного процесса: обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться (УУД – универсальные учебные действия). Задачи: - общекультурное развитие; - личностное развитие; - познавательное развитие; - формирование учебной деятельности; - развитие коммуникативной компетенции. 19.03.18

Слайд 4

Какой телефон купить? 19.03.18

Слайд 5

Критерии выбора Внешний вид; Камера (наличие), разрешающая способность камеры; Объём памяти; Наличие положительных отзывов; … 19.03.18

Слайд 6

19.03.18

Слайд 7

Критерии оценивания: правильность выполнения задания; точность; аккуратность и т.д. 19.03.18

Слайд 8

Рубрика – это перечень критериев оценивания знаний учащихся по изученной теме. Она определяется целями изучения какой-либо темы и содержательно наполняется критериями, раскрывающими данную рубрику. Критерии определяются задачами обучения и представляют собой перечень различных видов деятельности учащегося, которую он осуществляет в ходе работы и должен в совершенстве освоить в результате работы. Дескрипторы описывают уровни достижения учащегося по каждому критерию и оцениваются определенным количеством баллов: чем выше достижение – тем больше балл. 19.03.18

Слайд 9

Учебная деятельность – это отрезок времени от постановки одной учебной задачи до следующей через систему промежуточных тактических задач. 19.03.18

Слайд 10

К. Паустовский «Жильцы старого дома» Цель: помочь детям увидеть в тексте: удивительное в простом и обычном, отношение автора к героям рассказа. Задачи: познакомить с отрывком рассказа К. Г. Паустовского «Жильцы старого дома»; формировать читательские умения; развивать умение создавать словесный портрет героев, творческое мышление. РАЗВИВАТЬ ВООБРАЖЕНИЕ КАК ВОССОЗДАЮЩЕЕ ТАК И ТВОРЧЕСКОЕ…… Оцениваем словесный портрет (критерии: описан внутренний мир героя, в сочетании (противопоставлении) с другими героями, приведены примеры из текста): словесный портрет литературного героя: отражение его внутреннего мира, с помощью словесного описания; рассматривается в сочетании (противопоставлении) с другими героями; вкрапления описания внешности (приведены примеры из текста). 19.03.18

Слайд 11

Нас оценивают либо слишком высоко, либо недостаточно высоко; нас никогда не принимают по нашей реальной ценности. М. Эбнер-Эшенбах 19.03.18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова

УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема: Непроизносимые согласные в корне  слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержате...

Задачи на нахождение целого по части и части по целому.

2 варианта задач на соотношение части, количества и целого....

Сценарий занятия «Решение задач на часть – целое, где части, в свою очередь, выступают целым»

Сценарий занятия «Решение задач на часть – целое, где части, в свою очередь, выступают целым» (4 класс)Предметные задачи: решение задач на часть целое, где часть выступает целым, систематизация данных...

Сюжетная задача как цель и средство обучения детей в начальной школе

Сюжетная задача как цель и средство обучения детей в начальной школе...

Открытый урок математики 4 класс (Петерсон) по теме: Решение задач на нахождение целого по части и части по целому

Урок путешествия. Перед детьми стоит задача, пройдя все математические испытания, они находят послание спрятанное в древнем замке....

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова Логинова Мари

УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема:Непроизносимые согласные в корне  слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными...

Конспект урока математики для 3 класса по теме "Задачи на нахождение долей от целого числа и целое по его долям"

Цель урока: научить решать  задачи  на нахождение доли числа и числа по доле, закрепить понятие «доли», развивать вычислительные навыки.Планируемые результаты: Предметные: обучаю...