Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете.
материал на тему

Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложившейся ситуации, ученик действительно думает. Фокусирование на проблемах стимулирует природную любознательность учеников и побуждает их к критическому мышлению. Джон Дьюи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon myshlenie.doc361 КБ

Предварительный просмотр:

           

  Только сражаясь с конкретной проблемой,

отыскивая собственный выход из сложившейся ситуации,  ученик действительно думает. Фокусирование на проблемах   стимулирует природную любознательность учеников и побуждает их к критическому мышлению.

                                               Джон Дьюи

https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=0b547c9a8e0897f0234239a86c28e6ad-l&n=13

Технология развития критического мышления.

Применение приемов технологии критического мышления способствует формированию

универсальных учебных действий:

  • личностных (развитие коммуникативных способностей, культуры общения, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения);
  • метапредметных (формирование умения использовать знако-символические средства для дальнейшего моделирования, овладение навыками смыслового чтения, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения);
  • предметных (новые знания по конкретному предмету).

                      «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы, осуществлять планомерный поиск ответов…   Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами».  Авторы данной технологии Куртис Мередит, Чарльз Темпла и Джинни Стилл.

Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер)

Во-первых – это мышление самостоятельное

Во-вторых – это мышление обобщенное

В-третьих – это мышление проблемное и оценочное

В четвертых – это мышление аргументированное

В пятых –  это мышление социальное

                                                                          Методические пособия:

  •  Галактионова Т. А., Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Мушта-винская И. В., Трифонова Е. А. Современный студент в поле информации и коммуникации. - СПб., 1999.
  • Богатенкова Н. В., Муштавинская И. В. Технология раз​вития критического мышления на уроках истории и крае​ведения. - СПб.: СПб ГУПМ, 2001.
  • Кулюткин Ю. Н., Муштавинская И. В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. - СПб.: СПб ГУПМ, 2002, 2003.
  • Муштавинская И. В., Иваньшина Е. В. Опыт использова​ния образовательной технологии «Развитие критического мышления». Уроки естествознания. - СПб.: СПбГУПМ, 2003.
  • Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. - СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
  • Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление. Технология развития. - СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
  • Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критичес​кого мышления на уроке. — М.: Просвещение, 2004.
  • Муштавинская И. В. Рефлексивные технологии в обуче​нии взрослых. - СПб.: СПбАППО, 2008.

Мышление развивается в проблемной ситуации,

Когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете.

Лев Выготский

 

Что нового несёт  технология критического мышления?               В чём же «инновационность» представленной технологии?

   Обучающийся в процессе обучения сам: конструирует, отслеживает, определяет, использует, развивает навыки вдумчивой работы с информацией. Элементы новизны содержаться в методических приёмах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности.

        Исследователи утверждают, что такая новая  структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала ребёнку необходимо настроиться, вспомнить, что ему уже известно по данному вопросу, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего ему эти знания и где их можно применить.

C:\Users\DNS\Desktop\Новый рисунок.png

I фаза 
Вызов
 
(пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

II фаза
Осмысление содержания
(получение новой информации)

III фаза
 
Рефлексия
(осмысление, рождение нового знания)

I фаза  Вызов

 Задачи фазы вызова ( пробуждение интереса к предмету)
Обучающиеся:
-могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы;
-фиксируют высказывания на доске или листах;
-работают индивидуально и в малых группах.
Учитель: 
-стимулирует учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме;
-способствует бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников;
-просит высказывать предположения или прогноз по незнакомой заявленной теме.
В случае успешной реализации фазы вызова в классе возникает мощный стимул для работы на следующем этапе – этапе получения новой информации. 


II. Фаза осмысления содержания . 
   
Задачи фазы реализации смысла – (осмысление материала во времени работы над ним)
Обучающиеся:: 
-осуществляют контакт с новой информацией;
-пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;
-акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения;
-обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы;
-стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему;
-готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного. 
Учитель:
-может быть непосредственным источником новой информации;
-если ребята работают с текстом, учитель отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении;
-для организации работы с текстом учитель предлагает различные приемы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном. 


III. Фаза рефлексии. 
     
Задачи фазы рефлексии – (обобщение материала, подведение итогов)
Обучающиеся:
-осознают своё"я", свой опыт собственных действий и действий других учащихся и учителя;
-получают рождение нового знания, становление опыта, развитие личности.
целостное осмысление, обобщение полученной информации;
-формируют собственное отношение к изучаемому материалу.
Учитель:
-осознаёт собственные действия и действия учеников;
-получает новый педагогический опыт, развитие мастерства;
-видит эффективность педагогического процесса. 

http://didaktor.ru/wp-content/uploads/2011/08/titulm.jpg

«Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню,                                                     вовлеки меня – я пойму».                                                                                                                                           Конфуций

Приемы технологии по формированию универсальных учебных действий (умений).                                Умение анализировать информацию на всех стадиях ее усвоения
• Кластеры.
• Таблица «Инсерт».
• Прием «Общее – уникальное».
• Таблицы: концептуальная, сводная, «ПМИ» или «ПМ?».
• Стратегия «Фишбон».
• «Бортовой журнал».
Умение осознанного, «вдумчивого» чтения: 
• Дневники: двухчастный и трехчастный.
• Чтение с остановками.
• Стратегия «Идеал».
• Стратегии работы с вопросами: «Ромашка Блума», таблица «толстых» и «тонких» вопросов.
• Таблица «ПМИ» или «ПМ?».
• Таблица «Сравнение источников».
                                         Умение формулировать и решать проблемы:
• Стратегия «Фишбон».
• Стратегия «Идеал».
• Прием «Выглядит, как… Звучит, как…»
• Синквейн.
• «Концептуальное колесо».
                                                  Умение вести аргументированную дискуссию:
• Таблица «перекрестной дискуссии».
                                        Умение, творчески перерабатывать новую информацию
• Синквейн.
• Кластеры.
• Эссе и другие приемы рефлексивного письма.
• Прием «Общее – уникальное».
• Сводная таблица.
• Рамка.
• Двухрядный круглый стол.
                                                                 Умения в области само и взаимооценки:
• Лист взаимооценки.
• Парная письменная взаимооценка.
• Градация.
• Совокупная оценка.
                                                                      Умение планировать собственную учебную деятельность:
• Таблица «Верные – неверные утверждения».
• Вопросы «Верите ли вы?».
• Кластеры.
• Портфолио.

                                                                          Методические пособия:

  •  Галактионова Т. А., Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Мушта-винская И. В., Трифонова Е. А. Современный студент в поле информации и коммуникации. - СПб., 1999.
  • Богатенкова Н. В., Муштавинская И. В. Технология раз​вития критического мышления на уроках истории и крае​ведения. - СПб.: СПб ГУПМ, 2001.
  • Кулюткин Ю. Н., Муштавинская И. В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. - СПб.: СПб ГУПМ, 2002, 2003.
  • Муштавинская И. В., Иваньшина Е. В. Опыт использова​ния образовательной технологии «Развитие критического мышления». Уроки естествознания. - СПб.: СПбГУПМ, 2003.
  • Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. - СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
  • Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление. Технология развития. - СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
  • Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критичес​кого мышления на уроке. — М.: Просвещение, 2004.
  • Муштавинская И. В. Рефлексивные технологии в обуче​нии взрослых. - СПб.: СПбАППО, 2008.

               

  Только сражаясь с конкретной проблемой,

отыскивая собственный выход из сложившейся ситуации,  ученик действительно думает. Фокусирование на проблемах   стимулирует природную любознательность учеников и побуждает их к критическому мышлению.

                                               Джон Дьюи

https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=0b547c9a8e0897f0234239a86c28e6ad-l&n=13

Технология развития критического мышления

                     

      «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы, осуществлять планомерный поиск ответов…   Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами».                                                                                   Авторы технологии Куртис Мередит, Чарльз Темпла и Джинни Стилл.

Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер)

Во-первых – это мышление самостоятельное

Во-вторых – это мышление обобщенное

В-третьих – это мышление проблемное и оценочное

В четвертых – это мышление аргументированное

В пятых –  это мышление социальное

Мышление развивается в проблемной ситуации,

Когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете.

Лев Выготский

C:\Users\DNS\Desktop\Новый рисунок.png

I фаза 
Вызов
 
(пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

II фаза
Осмысление содержания
(получение новой информации)

III фаза
 
Рефлексия
(осмысление, рождение нового знания)

Применение приемов технологии критического мышления

способствует формированию   универсальных учебных действий:

  • личностных (развитие коммуникативных способностей, культуры общения, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения);

  • метапредметных (формирование умения использовать знако-символические средства для дальнейшего моделирования, овладение навыками смыслового чтения, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения);

  • предметных (новые знания по конкретному предмету).

http://didaktor.ru/wp-content/uploads/2011/08/titulm.jpg

«Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню,  вовлеки меня – я пойму».                                                                                                                                           Конфуций

Приемы технологии по формированию универсальных учебных действий (умений).                                Умение анализировать информацию на всех стадиях ее усвоения
• Кластеры.
• Таблица «Инсерт».
• Прием «Общее – уникальное».
• Таблицы: концептуальная, сводная, «ПМИ» или «ПМ?».
• Стратегия «Фишбон».
• «Бортовой журнал».
Умение осознанного, «вдумчивого» чтения: 
• Дневники: двухчастный и трехчастный.
• Чтение с остановками.
• Стратегия «Идеал».
• Стратегии работы с вопросами: «Ромашка Блума»

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов.
• Таблица «ПМИ» или «ПМ?».
• Таблица «Сравнение источников».
                                                                                        Умение формулировать и решать проблемы:
• Стратегия «Фишбон».
• Стратегия «Идеал».
• Прием «Выглядит, как… Звучит, как…»
• «Концептуальное колесо».
                                                                                                                      Умение вести аргументированную дискуссию:
• Таблица «перекрестной дискуссии».
                                                                                    Умение, творчески перерабатывать новую информацию
• Синквейн.
• Кластеры.
• Эссе и другие приемы рефлексивного письма.
• Прием «Общее – уникальное».
• Сводная таблица.
• Рамка.
• Двухрядный круглый стол.
                                                                                                 Умения в области само и взаимооценки:
• Лист взаимооценки.
• Парная письменная взаимооценка.
• Совокупная оценка.
                                                                                                              Умение планировать собственную учебную деятельность:
• Таблица «Верные – неверные утверждения».
• Вопросы «Верите ли вы?».
• Кластеры.
• Портфолио.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе как средство развития творческого мышления детей.

        Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это то направляющее ...

«Развитие логического мышления обучающихся начальной школы через создание проблемных ситуаций на уроках русского языка»

Актуальность опыта заключается в создании определенных условий для развития полноценной личности: любознательной, интересующейся, активно познающей мир, владеющей основами умения учиться и т.д. ...

Презентация "Использование проблемных ситуаций на уроке как средство развития творческого мышления детей".

Использование проблемных ситуаций на уроке как средство развития творческого мышления детей....

Использование проблемных ситуаций на уроке как средство развития творческого мышления детей

Использование проблемных ситуаций на уроке как средство развития творческого мышления детей...

Учебно-методическая разработка "Проблемная ситуация - одна из основных понятий проблемного обучения на уроках в начальной школе"

Проблемная ситуация - это особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта, возникающий у учащихся при выполнении заданий, которые побуждают найти новые знания или способы действий.Типы проб...