Методология целеполагания на уроке в соответствии с требованиями ФГОС НОО
учебно-методический материал на тему

Шилова Варвара Анатольевна

В работе представлены приемы и методы целеполагания на уроке. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodologiya_tselepolaganiya_na_uroke.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Методология целеполагания на уроке

в соответствии с требованиями ФГОС НОО

       В соответствии федеральным государственным образовательным стандартом при получении начального общего образования осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебной деятельности;

     Целеполагание, занимая ведущее место  в структуре урока, предполагает, что учитель не сам транслирует цель урока, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать. Целеполагание выступает как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще не известно.

      Рассмотрим некоторые приемы целеполагания.

«Проблемная ситуация»

        Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:

– Самостоятельное решение;

– Коллективная проверка результатов;

– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения;

– Постановка цели урока.

«Проблемы предыдущего урока»

        В конце урока учащимся предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.        

«Домашняя задача»

     В качестве домашней задачи учитель намеренно указывает такую, в решении которых у учащихся должны возникнуть трудности с ее выполнением из-за недостаточности знаний, а на уроке необходимо подвести учащихся к формулированию цели урока. 

«Тема-вопрос»

     Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Они выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам преподаватель или выбранный учащийся, а педагог в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.           

«Загадка»

      Предлагается интересный эпизод, содержащий интригу, в ходе фронтальной беседы определяется цель познания. 

«Работа над понятием»

     Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока и учитель просит объяснить значение каждого слова или отыскать в «Толковом словаре».

«Подводящий диалог»

     На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится  к тому, о чем учащиеся не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

«Групповое обсуждение»

     Групповое обсуждение значения темы и цели, урока для решения жизненно важных задач учащихся. Формулировка цели с помощью вопросов:

- Что бы вы хотели узнать на уроке? Чему вы можете научиться?

- Для чего это необходимо знать?

- Что надо сделать, чтобы достичь поставленной цели урока?  

«Групповое интервью»

     Групповое интервью о значении темы и цели урока для изучения предмета. 

 «Яркое пятно»

     Среди множества однотипых предметов, слов, цифр, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.

«Исключение лишнего»

     Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие. Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае учащимся необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор. Формулируется учебная цель.

«Группировка»

     Прием используется через зрительное или слуховое восприятие. Ряд слов, предметов, фигур, картинок, фотографий и т.д. детям предлагается разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Учащиеся группируют и на основе этого формулируют тему и цель урока. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" - будет задачей урока.

«Наглядный образ, объект»

       Метод предполагает предъявление обучающимся наглядного образа, объекта (незаконченная схема, таблица). В начале урока учащимся предлагается слепая схема, которую необходимо заполнить, используя материал учебника или раздаточный материал, на основе чего формулируют тему и цель урока. 

«Проблемная ситуация»

     Преобразование педагогической цели в проблемную ситуацию, ведущую к целеобразованию. 

«Опорные глаголы»

       Учитель называет тему и предлагает сформулировать ученикам цель с помощью глаголов: изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, систематизировать и др. 

«Урок, который уже прошел» («Проблема предыдущего урока»)

      В конце урока детям предлагается задание, которое невозможно выполнить из-за недостаточности знаний, что подразумевает необходимость решения возникшей проблемы на следующем уроке. Тема формулируется заранее. 

«От целого к частному» (Даутова О.Б.)

     Идея – системное целостное предъявление учебного материала. Составление целевой программы действий на несколько уроков. Формы предъявления материала: генеалогическое дерево, технология которого основывается на методе восхождения от абстрактного к конкретному; фреймовая сетка; блок-схема, которую часто называют опорным конспектом; продукционная модель (алгоритм, инструкция). 

«Эпиграф»

     Учащимся предлагается осмыслить текст, записанный на доске и придумать как он может быть связан с новой темой урока. 

      Обязательными условиями использования  перечисленных приемов является:
– учет возраста, уровня знаний и опыта детей;

– доступность, т.е. разрешимая степень трудности;

– толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных;

– направленность работы на активную мыслительную деятельность. 

        Динамика формирования целеполагания ученика такова:

1 класс:

• принимает цель деятельности на уроке.

• определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2 класс:

• определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

3 класс:

• самостоятельно определяет цель деятельности после предварительного обсуждения.

• определяет и формулирует учебную задачу совместно с учителем.

4 класс:

• самостоятельно формулирует цель деятельности после анализа темы урока.

• обнаруживает и формулирует учебную проблему в процессе коллективной деятельности.

       Поскольку первый год начального обучения опирается на игру, как ведущую деятельность  дошкольного возраста. А также, учитывая, что у первоклассников преобладает наглядно-образное мышление, работу по формированию целеполагания на уроке мы начинаем с игры «Морское путешествие» (Шилова В.А.), где цель урока – это маяк, а задачи урока - ве´хи. Маяк, как ориентир для судов и как цель урока-путешествия. А вехи – ориентиры водного пути, задачи урока-путешествия. Обязательное условие – применение графических моделей (рисунков) маяка и вех.

Литература:

1. Бутурлакина Т.Ю. Методическое пособие по созданию современного урока по ФГОС Амавир, 2013. – С. 60.

2. Гин А.А.  Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. – Вита-Пресс, 2018. - С. 112.

3. Методика оценки сформированности универсальных учебных действий (1–2 классы). - Санкт-Петербург, РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. - С. 124.

4. Пашкевич А.В. Компетентностно-ориентированный урок. ФГОС. – Волгоград, Учитель, 2016. – С. 216.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в соответствии с требованиями ФГОС 2011 г.

Тема урока:  Род имени существительногоЦель урока: 1. Ознакомление с приемами определения рода имени существительного...

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО  основывается на источник: Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. -2-е изд., М.: Академкн...

Разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения по системе Л.В. Занкова.Тема урока "Число и цифра 7".

В разработке представлен подробный план изучения темы "Число и цифра 7" с вариантами ответов учащихся....

Проект «Обеспечение результативности образовательного процесса в условиях введения ФГОС НОО». Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО по русскому языку в 1 классе на тему «Перенос слова».

В проекте представлен методический материал к уроку русского языка в 1 классе на тему «Перенос слова», включающий в себя технологическую карту урока. Карта разработана на основе УМК « Перспектива», с ...

Разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС Урок математики во 2 классе по теме «Квадрат» УМК «Школа России»

Разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС Урок математики во 2 классе по теме «Квадрат»УМК «Школа России»...