Развитие музыкально-ритмических движений через игровые методы и приемы
план-конспект урока (1 класс) на тему

Элембаева Людмила Николаевна

танец и игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_muzykalno-ritmich.docx27.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 МБОУ «Овгортская ШИСОО»

 Открытое занятие по внеурочному предмету

 «Ритмика».

         

                                                   Тема урока:

                            «Развитие музыкально-ритмических движений

                                        через игровые методы и приемы»

                                 

Данный урок  составлен по адаптированной рабочей программе

                                                      «Ритмика »

                                             для детей 1 года обучения.

     Занятие проводится в первом полугодии. В нем представлены танцевальные игры  на развитие чувства ритма, фантазии, импровизации, перестроения. Материал предложен в игровой форме, с использованием сюжетных сказочных образов, что служит отличной базой для успешного понимания и разучивания ребенком танцевальных движений, и постановок.

Тема урока: «Навыки выразительного движения. Работа в парах»

Тип урока: Комбинированный

 Цель: 1) Всестороннее развитие ребенка - выработка  танцевальности, музыкальности, ритма.

          2) Формирование индивидуальных качеств и творческих способностей.

Задачи:

-  учить слушать и слышать музыку.

- способствовать формированию выразительности движений, образности в исполнении.

- прививать учащимся культуру общения в танце и между собой

Форма работы: групповая, парная, игровая.

Оборудование и источники информации  музыкальный центр, аудио записи.

Методы обучения: практический, словесный.

Структура урока:

Первая часть – подготовительная (10 минут).

Вход учащихся в зал, построение в шахматном порядке.

Поклон (приветствие)- педагогу   и, если есть, концертмейстеру.

Разминка.  (Разогрев всех групп мышц).

Вторая часть - основная (20минут) – игроритмика.

Изучение:

- музыкально - ритмического материала,

- вспомогательных упражнений,

- элементов хореографической азбуки.

Работа над этюдами, танцам.

Третья часть урока – заключительная (10 минут).

Закрепление, с помощью игры,  музыкально-танцевального материала.

Импровизация.

Основное  построение. Подведение итогов.

Поклон, выход из зала.

Содержание урока:

  1. Организационный момент: Организованный вход детей в класс, приветствие – поклон.

2. Объявление темы и цели урока.

3. Разминка на середине в линиях:

Разогрев всех групп мышц под веселую детскую песенку

Алины Кукушкиной «Песенка – зарядка».

Слова: М. Гауэра, Музыка: А.Богатырёва

Музыкальный размер 2/4.

Проигрыш - «пружинка»

Зайцы встали по-порядку,

упражнения для шейного отдела (повороты и наклоны головы)

Зайцы делают зарядку,

Саша тоже не ленись -

На зарядку становись.

Припев:

           Прыг-скок, руки вверх        

2 прыжка на месте,

2 хлопка в ладоши над головой

            Прыг-скок, руки вниз        

2 прыжка на месте,

2 хлопка в ладоши внизу

            А теперь давай, дружок, подтянись.        

поднять руки вверх и стать на носочки

(повторить 2 раза)

Рядом ежик травку топчет,                

подъемы на полупальцы                

Заниматься с нами хочет.        

Будем с ежиком шагать,                

марш на месте с высоко поднятыми коленями

Выше ноги поднимать.

 Припев:

            Топ-топ, шаг вперед,        

2 притопа, шаг вперед

Топ-топ, шаг назад.                

2 притопа, шаг назад

            А теперь в ладошки хлопнуть

            Встали и стоять.

(повторить 2 раза)

  Проигрыш

А лягушки на кувшинке        

«мячик» на месте, руки как у лягушек

 Дружно вытянули спинки,

 Ставят лапки на бок

руки поставить на пояс

И качаются слегка.                

наклоны в стороны

 Припев:

Кач-кач, вправо, влево,        

наклоны корпуса в стороны

Кач-кач, влево, вправо.

            Вот такая лягушачья        

повороты корпусом в стороны

            И зарядка, и забава.

(повторить 2 раза)

 Проигрыш: прыжки на месте

  1. Прыжки по кругу: прыжки с продвижением вперед, подскоки, галоп лицом в круг.
  2. Основная часть:

Игроритмика(танцы игры по кругу под чтение стихов развивают у детей слух, чувство  ритма, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве)

Игра «Воротики» (по методике К. Орфа)

Выбирают Водящего и встают в круг.

Под музыку дети идут друг за другом, взявшись за руки и поют:
Тра-та-та, тра-та-та, растворились ворота
-тройные притопы и расширение круга.
А оттуда из ворот вышел маленький народ -
поднять сцепленные руки вверх.
Водящий со следующим за ним ребенком образуют «ворота», а следующие за ними дети изображают героев стихотворения, проходят в «воротики».

Один дядя вот так

Другой дядя вот такой                                                            

Третий дядя вот такой          

А четвертый вот такой                              

Одна тетя вот такая,

А вторая вот такая,

Третья тетя вот такая  

А четвертая вот такая.

Парный танец – игра «Ойра-ойра».  

Формировать азы партнерских отношений, прививать знания этикета танца.

Пары детей стоят по кругу (мальчики — спиной в круг), держась за обе ручки.

1-я фигура.

Три топа (лев, прав, лев), 2 раза столкнулись правыми стопами. ( Как бы небольшие легкие удары внутренним ребром стопы)

Три топа (прав, лев, прав), 2 раза столкнулись левыми стопами.

2-я фигура.

Три топа (лев, прав, лев), 2 раза столкнулись правыми плечами. Три топа (прав, лев, прав), 2 раза столкнулись левыми плечами.

3-я фигура.

Три топа (лев, прав, лев), 2 раза столкнулись правыми бедрами. Три топа (прав, лев, прав), 2 раза столкнулись левыми бедрами.

4-я фигура.

Три топа (прав, лев, прав), развернулись и поклонились друг другу. 2. По кругу против час.стр., держась за 1 руку (парни — правую, девушки — левую): шаг с левой ноги, подскок. Шаг, подскок, 3 шага, подскок. Покружились и поменялись парами, просто мальчики перешли к рядом стоящим девочкам и начали танец с 1-й фигуры.

Повторяем ещё 3 раза.

Танцевальная композиция «На носок»

Цель и задачи: учить детей ритмично исполнять основные шаги, сочетая хлопки и притопы.

Муз.размер 2/4

И.П.: стоим по кругу лицом в круг, ноги 6п, руки свободно опущены

На носок, на носок,                        пр.н. вперед на носок

Каблучками – цок, цок.                          каблуком пр.н.

Поворот, поворот,                        поворот в пр. сторону

И в ладоши – хлоп-хлоп.                два хлопка в ладоши

Шаг вперед – раз, два, три,                шаг вперед и тройной притоп

Шаг назад – раз, два, три                шаг назад и тройной притоп

И пойдем, и пойдем, и пойдем по кругу.

Далее повторяем с лев.н. в другую сторону.

Упражнения на ориентировку в пространстве.

Муз.размер 4/4. Исполняем марш.

Через середину перестроение в колонну по одному, по двое, по четыре.

Музыкально – ритмические этюды(в линиях по 4 человека):

Ритмический этюд «Тюлень»

Цель и задачи: создать условия для развития у детей

выразительности движений

Муз.размер 2/4

И.П.: ноги в 6п., руки свободно опущены

Жил – да – был один тюлень        разворачиваемпр.н. в 1п и ставим в И.П. – 2р

Все тюленю было лень:                повторяем с л.н.

Умываться по утрам – лень,        показываем как умываемся, на слово «лень» - наклонвниз

Одеваться по утрам – лень        показываем как одеваем штаны, на слово «лень» - наклон вниз

И зарядкой заниматься тоже было лень поднимаемся и сгибаем от локтя руки поочередно

Вот такой смешной тюлень,        поворот вокруг себя на полупальцах, руки через верх раскрываем в стороны

Вот такой смешной тюлень.

Раз по лужам он ходил                4 шага вперед

Прямо в лужу угодил                садимся на пол: ноги согнуты в коленях, сзади упор

Только плавать было лень      болтаем ногами

Вот и утонул тюлень.        встаем в позу: пр.н в сторону на пятку, руки в стороны.

«Бабка – Ежка»

Цель и задачи: добиваться эмоциональности и варызительности исполнения.

Музыкальное сопровождение песня «Бабка Ежка» слова и музыка Т.Морозова.

Хореография Т.Суворова.

На неведомых дорожках,-            выпад в правую сторону правая рука над бровям

«смотрим в даль»,повторить в левую сторону.

Где растет дремучий лес                поднимаем руки вверх и опускаем

Избушка там на курьих ножках.   руки домиком над головой

Да сосны вьются до небес.            поднимаем руки вверх и опускаем

Кто в избушке живет?                      держать руки «под козырек»(то правую,то левую)

Песню громкую поет?                     удивляются: вправо-влево

Там  бабушка Яга                                 приседаем, руки как «Чунга - чанга»

Костянная нога                4 хлопка по правой ноге

Припев:

      Бабка-Ежка, выгляни в окошко показываем Бабку - Ежку в окошке

(2 раза)        (показать руками окошко)

      Не боимся мы тебя                         руки на пояс:  поочередно выставлять на пятку то  правую, то  левую ноги.  

Труля-ля,труля-ля

      Выходи скорей гулять

      Будем петь и танцевать

 

Проигрыш: сложить руки полочкой,  поворот вокруг себя в правую сторону, затем в левую сторону.

Ох и скучно же старушке                повторяются движения первого куплета.

Жить одной в такой глуши

      Когда вокруг одни лягушки

      Да густые камыши.

Вот бы было хорошо,

      Как бы в гости кто пришел

К бабушке Яге - Костянной ноге.

 

Припев: повторяются движения припева.

Танцевальная композиция «10 поросяток»

Цель и задачи: добиваться эмоциональности и выразительности исполнения. Исполняют движения, о которых поется в песенке.

Проигрыш                        один из детей выносит огромное корыто и зовет остальных

Десяток поросяток                

Ужасно есть хотят.

Десяток поросяток

Торопятся, спешат.

Толкаются, брыкаются,

Пронзительно визжат.

И это называется обед у поросят (2 раза)

Вперед спешат пробиться,

И драка началась,

Еда вся из корытца на землю пролилась.

Пропало их питание, стоят и голосят.

Плохое воспитание у этих поросят (2 раза).

«Арам – зам – зам» (игра на ускорение)

Игра не только забавляет ребят, но и учит согласовывать свои движения друг с другом и с ритмом текста, что очень полезно для развития слухового внимания.

Музыкальное сопровождение: песня «AramZamZam» .

1-2 такты: 3 хлопка по коленям – 2 раза

3-4 такты: круговые движения руками перед собой (мотор)

5-8 такты: повторить движения 1-4 тактов

9-10 такты: руки к щеке (спим), повторить с правой, левой – 2 раза

11-12 такты: повторить 3-4 такты

13 такт: 3 хлопка по коленям

14-16 такты: повторить движения 11-13 тактов

Постепенно музыка ускоряется и движения тоже.

  1. Заключительная часть:
  • упражнения для восстановления дыхания
  • поклон
  1. Подведение итогов. Отметить работу каждого учащегося.

Данное занятие целесообразно проводить на первоначальных этапах обучения. Были  использованы  методы игровой, развивающий, творческий и наглядно - словесный. В процессе каждого занятия стараюсь акцентировать внимание на  то, что ритмика и танец  неразделимы  и  при помощи чего можно научиться  выполнять   различные танцевальные движения. На протяжении  урока, обязательно обращаю внимание на то, как дети  усвоили правильность исполнения того или иного движения, на ритмичность и музыкальность, научились выполнять в сочетании хлопки  и удар, умение детей работать и мыслить самостоятельно.

Список литературы

  1. Барышникова Т. Азбука хореографии.- М., 1999.
  2. Бочкарева Н. И. Развитие творческих способностей детей на уроках ритмики и хореографии. Учебно–методическое пособие. – Кемерово, 1998.
  3. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. – Спб., 1997.
  4. Горшкова Е.В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5-7 лет творчества в танце. –М., 2002. – 120с.
  5. Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2001. – Ч.1. – 112 с.
  6. Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2001. – Ч.2. – 104 с.
  7. Слуцкая С. Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2066. – 272 с. + вкл.
  8. Видео: Суворова Т. «Ритмика» выпуск 5.
  9. Видео: Методика логоритмики и танцевальные этюды для детей 3-6 лет Л. Богомазова, 2009

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников

Это статья о оздоровлении детей  через игру, танец, подвижную игру, Музыкально-ритмические занятия являются воспитатнльным процессом, помогают развитию многих сторон личности: музыкально-эстетиче...

Развитие музыкально-ритмического чувства на уроках сольфеджио

Развитие музыкально-ритмического чувства является неотъемлемой частью развития музыкальности детей. Оно помогает вызвать желание активно и с радостью участвовать в различных видах музыкальной де...

Игровые методы и приемы развития речи младших школьников на занятиях по истории Санкт-Петербурга"

Цель данной статьи – познакомить коллег с набором эффективных приемов для успешного речевого развития учащихся начальной школы на занятиях по истории города (конкретно в моем случае на прим...

Формирование учебной деятельности младших школьников через активные методы и приемы.

Формирование  учебной деятельности младших школьников через активные методы и приемы...

Развитие разных видов памяти через игровую деятельность младших школьников

Для младшего школьника игровая деятельность хотя и имеет вспомогательное значение, но остается очень важной и существенной, поскольку позволяет сделать смысл объектов и явлений более явным. С помощью ...

Игровые методы и приемы логопедической работы со старшими дошкольниками и младшими школьниками.

Методический материал для учителей-логопедов,дефнктологов , педагогов и родителей....