Урок ИЗО во 2-м классе по теме «Украшения и фантазия. Кружевные узоры»
план-конспект урока (2 класс) по теме

Батина Надежда Александровна

Урок с использованием средств школьного музея.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ukrashenie_i_fantazija-konspekt_uroka_izo_i_tekhno.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

Урок ИЗО во 2-м классе по теме                                                                      «Украшения и фантазия. Кружевные узоры»

Место проведения: школьный музей.

Тип урока – комбинированный.

Цель – создать условия для осознания и осмысления темы с помощью организации на уроке частично поисковой работы;

дать представление об отражении элементов природы в произведениях мастеров украшения, о свободном фантазировании на тему узоров с использованием природных мотивов;

познакомить с народными художественно-декоративными промыслами – т вышивкой, кружевом;

создать условия для развития умения творчески преображать формы реального мира в  условно-декоративные и совершенствования навыков работы разнообразной линией, связанной в композиции, в любой форме изделия.

создать условия для формирования интереса к изобразительному творчеству, декоративной деятельности, воспитывать бережное отношение к родной природе, национальным традициям.

Методы обучения: частично-поисковый, метод решения учебных задач.

Формы организации учебной деятельности:

Групповая

Индивидуальная

Фронтальная

Оборудование урока: ноутбук, проектор, гуашь, кисти, фломастеры, заготовки в форме кружев, рисунки элементов кружев.

Зрительный ряд: слайды кружев, украшений, вышивок и сами вещи бытового назначения, увиденные на экспонатах музея, декоративно украшенные, работы учащихся по данной теме, презентация.

Литературный ряд: загадки по данной теме, учебник для 2 класса по программе Б.М. Неменского "Искусство и ты", Л. Л. Яхнин "Воздушные узоры".

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Позитивный настрой на урок.

- Подарите улыбку соседу, учителю.

Проверка готовности рабочего места.

II. Введение в тему.

  1. Рассказ учителя.

"Жила, говорят, сказочная бабушка Веретена. И умела она такую шаль сделать, что была не шита, не ткана, а прямо из воздуха сплетена. Возьмет, бывало, старушка иглу серебряную да нитку золотую, сядет на приступок перед избой и ну по воздуху иглой играть. Ходит серебряная игла, тянет за собой золотую нитку, прошивает воздух. Кружит игла, петельки набрасывает, узелками перетягивает. Петелька - узелок. Так и застывает в воздухе золотой узор. Прошьет бабушка Веретена воздух, по углам узелками закрепит, глядишь - лежит перед ней шаль легкая, как облако, красивая, как утренняя заря, воздушная, прозрачная, узорчатая. Только и остается ахнуть на такое мастерство, кружевное умение".

  1. Беседа.

- Ответьте на вопросы:

Каким мастерством прославилась бабушка Веретена?

Из чего создавала она свои кружевные изделия?

- Это сказка. Издавна ее рассказывали на Рязанской, Новгородской, Вологодской земле, где и появились первые русские кружевные мастерицы. На Смоленской земле тоже были такие мастерицы. Давайте пройдем по музею и рассмотрим экспонаты. Найдите кружева.

- Посмотрите, как красивы творения мастериц! (Рассматривают вещи)

- Как вы думаете, что помогает кружевницам создавать такую красоту, где они черпают идеи для своих работ?

- А в природе есть узоры?

- Где мы их можем наблюдать? (слайды с природными узорами: морозный узор на стеклах, капельки росы на траве и веточках, переплетение веток в кронах деревьев, листики и цветы)

- Человек учится у природы, а чтобы создать красивые вещи надо быть не только наблюдательным, но и уметь фантазировать.

Поэтому тема нашего урока "Украшения и фантазия".

III. Новый материал.

- Сегодня нам нужно придумать свои кружевные узоры. Но прежде, чем создать узор, подумайте и скажите:

- С чего начнет свою работу мастер? Что ему необходимо сделать, чтобы создать такую красоту?

( Сначала художник как Мастер Изображения сделал много рисунков цветов и листьев. Потом как Мастер Украшения придумал из них узор для вышивки или кружева. А затем художник сконструировал форму и создал узор).

- Давайте рассмотрим кружева и определим, какие природные формы и узоры использовал автор?

- Кто подсказал человеку идею создания кружевных, плетеных салфеток, скатертей, шалей и других подобных изделий? Кто научил человека плести кружева? Угадайте.

С ветки на ветку,
Зацепив за сук,
Тоненькую сетку
Натянул … (паук)

- Рассмотрите хрупкое, нежное творение древнего мастера природы - паука - его жилище - паутинку.(слайд с паутиной)

- А видели ли вы в лесу паутинки? В их нежных нитях можно увидеть листочки, капли дождя, росу, запутавшихся насекомых. Паутинки - украшение леса. Мастерицы, создающие красивые кружевные изделия, подсматривают узоры в природе.

Недаром и названия узоров старинных русских кружев так просты и поэтичны: "рыбка", "ручеек", "протекай-речка", "мороз", "звездочки", "гуличики", "цветочек", "елочка" и другие.

- Попробуйте  повторить узоры кружевниц. Нарисуйте их на тетрадном листке фломастером. Придумай и изобрази свои узоры.

(Дети работают самостоятельно, придумывая и свои узоры)

- Давайте проверим, что у вас получилось. Что вы нафантазировали?

(Мини-выставка, обсуждение и оценивание результатов работы)

- Послушайте стихотворение и назовите те природные формы, которые могли бы использовать мастерицы для создания кружевных узоров на различных изделиях.

Окружают меня кружева -
Одуванчик, дрожащий едва,
Пенный гребень на гладкой волне
И узор на морозном окне.
Кружева - в стрекозиных крылах
И в летящих сквозных облаках,
В паутине воздушной лесной,
В невесомой тени вырезной.
Кружит лист кружевной надо мной,
Заплелась кружевами трава -
Кружева, кружева, кружева…

Физкультминутка

Повторите стихотворение, но с различными движениями.

(Движения придумывают сами учащиеся)

IV. Практическая самостоятельная работа.

Придумайте кружево, похожее на снежинки, паутинки, звездочки.

Украсьте заготовку воротничка кружевным узором. Работа может быть выполнена разными способами.

! Обратите внимание на то, чтобы элементы узора не выпадали, то есть они должны соединяться между собой ниточками-линиями.

Примеры работ 

V. Рефлексия

VI. Итоги урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Украшения и фантазия. Кружевные узоры.

урок ИЗО, дидактическая цель которого - создать условия для осознания и осмысления темы "Украшения и фантазия. Кружевные узоры" с помощью организации на уроке частично- поисковой работы....

Конспект урока изоискусства. Тема: "Украшение и фантазия. Узор на воротнике" 2 класс (Б. М. Неменский)

Тема урока: Украшение и фантазия. Узор на воротнике.Цели деятельности учителя:- развивать наблюдательность, творческое воображение;- способствовать приобретению опыта эстетических впечатлений;- учить ...

Конспект урока изоискусства. Тема: "Украшение и фантазия. Узор на воротнике" 2 класс (Б. М. Неменский)

Тема урока: Украшение и фантазия. Узор на воротнике.Цели деятельности учителя:- развивать наблюдательность, творческое воображение;- способствовать приобретению опыта эстетических впечатлений;- учить ...

Конспект урока изобразительного искусства для 2 класса по теме "Украшение и реальность. Цветы и стрекозы" (2 четверть)

Конспект урока изобразительного искусства для 2 класса по теме "Украшение и реальность. Цветы и стрекозы" (2 четверть, программа по изоискусству, учебник «Изобразительное искусств...

Конспект урока по изобразительному искусству Тема урока: Украшение и фантазия. «Кружевные узоры».

Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель: создать условия для формирования умения рисовать кружевные узоры.Предметные задачи: содействовать формированию представления об отражении элементов природы ...

Технологическая карта урока ИЗО во 2 «Б» классе по теме: «Украшения в природе. Узоры паутины»

Технологическая карта урока ИЗО во 2 «Б» классе по теме: «Украшения в природе. Узоры паутины»...