Главные вкладки

    Урок ИЗО во 2-м классе по теме «Украшения и фантазия. Кружевные узоры»
    план-конспект урока (2 класс) по теме

    Батина Надежда Александровна

    Урок с использованием средств школьного музея.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ukrashenie_i_fantazija-konspekt_uroka_izo_i_tekhno.docx21.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок ИЗО во 2-м классе по теме                                                                      «Украшения и фантазия. Кружевные узоры»

    Место проведения: школьный музей.

    Тип урока – комбинированный.

    Цель – создать условия для осознания и осмысления темы с помощью организации на уроке частично поисковой работы;

    дать представление об отражении элементов природы в произведениях мастеров украшения, о свободном фантазировании на тему узоров с использованием природных мотивов;

    познакомить с народными художественно-декоративными промыслами – т вышивкой, кружевом;

    создать условия для развития умения творчески преображать формы реального мира в  условно-декоративные и совершенствования навыков работы разнообразной линией, связанной в композиции, в любой форме изделия.

    создать условия для формирования интереса к изобразительному творчеству, декоративной деятельности, воспитывать бережное отношение к родной природе, национальным традициям.

    Методы обучения: частично-поисковый, метод решения учебных задач.

    Формы организации учебной деятельности:

    Групповая

    Индивидуальная

    Фронтальная

    Оборудование урока: ноутбук, проектор, гуашь, кисти, фломастеры, заготовки в форме кружев, рисунки элементов кружев.

    Зрительный ряд: слайды кружев, украшений, вышивок и сами вещи бытового назначения, увиденные на экспонатах музея, декоративно украшенные, работы учащихся по данной теме, презентация.

    Литературный ряд: загадки по данной теме, учебник для 2 класса по программе Б.М. Неменского "Искусство и ты", Л. Л. Яхнин "Воздушные узоры".

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Приветствие учащихся. Позитивный настрой на урок.

    - Подарите улыбку соседу, учителю.

    Проверка готовности рабочего места.

    II. Введение в тему.

    1. Рассказ учителя.

    "Жила, говорят, сказочная бабушка Веретена. И умела она такую шаль сделать, что была не шита, не ткана, а прямо из воздуха сплетена. Возьмет, бывало, старушка иглу серебряную да нитку золотую, сядет на приступок перед избой и ну по воздуху иглой играть. Ходит серебряная игла, тянет за собой золотую нитку, прошивает воздух. Кружит игла, петельки набрасывает, узелками перетягивает. Петелька - узелок. Так и застывает в воздухе золотой узор. Прошьет бабушка Веретена воздух, по углам узелками закрепит, глядишь - лежит перед ней шаль легкая, как облако, красивая, как утренняя заря, воздушная, прозрачная, узорчатая. Только и остается ахнуть на такое мастерство, кружевное умение".

    1. Беседа.

    - Ответьте на вопросы:

    Каким мастерством прославилась бабушка Веретена?

    Из чего создавала она свои кружевные изделия?

    - Это сказка. Издавна ее рассказывали на Рязанской, Новгородской, Вологодской земле, где и появились первые русские кружевные мастерицы. На Смоленской земле тоже были такие мастерицы. Давайте пройдем по музею и рассмотрим экспонаты. Найдите кружева.

    - Посмотрите, как красивы творения мастериц! (Рассматривают вещи)

    - Как вы думаете, что помогает кружевницам создавать такую красоту, где они черпают идеи для своих работ?

    - А в природе есть узоры?

    - Где мы их можем наблюдать? (слайды с природными узорами: морозный узор на стеклах, капельки росы на траве и веточках, переплетение веток в кронах деревьев, листики и цветы)

    - Человек учится у природы, а чтобы создать красивые вещи надо быть не только наблюдательным, но и уметь фантазировать.

    Поэтому тема нашего урока "Украшения и фантазия".

    III. Новый материал.

    - Сегодня нам нужно придумать свои кружевные узоры. Но прежде, чем создать узор, подумайте и скажите:

    - С чего начнет свою работу мастер? Что ему необходимо сделать, чтобы создать такую красоту?

    ( Сначала художник как Мастер Изображения сделал много рисунков цветов и листьев. Потом как Мастер Украшения придумал из них узор для вышивки или кружева. А затем художник сконструировал форму и создал узор).

    - Давайте рассмотрим кружева и определим, какие природные формы и узоры использовал автор?

    - Кто подсказал человеку идею создания кружевных, плетеных салфеток, скатертей, шалей и других подобных изделий? Кто научил человека плести кружева? Угадайте.

    С ветки на ветку,
    Зацепив за сук,
    Тоненькую сетку
    Натянул … (паук)

    - Рассмотрите хрупкое, нежное творение древнего мастера природы - паука - его жилище - паутинку.(слайд с паутиной)

    - А видели ли вы в лесу паутинки? В их нежных нитях можно увидеть листочки, капли дождя, росу, запутавшихся насекомых. Паутинки - украшение леса. Мастерицы, создающие красивые кружевные изделия, подсматривают узоры в природе.

    Недаром и названия узоров старинных русских кружев так просты и поэтичны: "рыбка", "ручеек", "протекай-речка", "мороз", "звездочки", "гуличики", "цветочек", "елочка" и другие.

    - Попробуйте  повторить узоры кружевниц. Нарисуйте их на тетрадном листке фломастером. Придумай и изобрази свои узоры.

    (Дети работают самостоятельно, придумывая и свои узоры)

    - Давайте проверим, что у вас получилось. Что вы нафантазировали?

    (Мини-выставка, обсуждение и оценивание результатов работы)

    - Послушайте стихотворение и назовите те природные формы, которые могли бы использовать мастерицы для создания кружевных узоров на различных изделиях.

    Окружают меня кружева -
    Одуванчик, дрожащий едва,
    Пенный гребень на гладкой волне
    И узор на морозном окне.
    Кружева - в стрекозиных крылах
    И в летящих сквозных облаках,
    В паутине воздушной лесной,
    В невесомой тени вырезной.
    Кружит лист кружевной надо мной,
    Заплелась кружевами трава -
    Кружева, кружева, кружева…

    Физкультминутка

    Повторите стихотворение, но с различными движениями.

    (Движения придумывают сами учащиеся)

    IV. Практическая самостоятельная работа.

    Придумайте кружево, похожее на снежинки, паутинки, звездочки.

    Украсьте заготовку воротничка кружевным узором. Работа может быть выполнена разными способами.

    ! Обратите внимание на то, чтобы элементы узора не выпадали, то есть они должны соединяться между собой ниточками-линиями.

    Примеры работ 

    V. Рефлексия

    VI. Итоги урока


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Украшения и фантазия. Кружевные узоры.

    урок ИЗО, дидактическая цель которого - создать условия для осознания и осмысления темы "Украшения и фантазия. Кружевные узоры" с помощью организации на уроке частично- поисковой работы....

    Конспект урока технологии, проведенного в 1 классе, по теме: «Мозаика и её применение в декоративном украшении интерьера и внешней среды», «Сова».

    Конспект урока технологии, проведенного в 1 классе, по теме "Мозаика и её применение в декоративном украшении интерьера и внешней среды", "Сова"....

    Урок изобразительного искусства в 3 классе по теме «Защитники земли русской. Выражение характера человека через украшение»

    Урок изобразительного искусства в 3 классе по теме "Защитники земли русской. Выражение характера человека через украшение"....

    Конспект урока изоискусства. Тема: "Украшение и фантазия. Узор на воротнике" 2 класс (Б. М. Неменский)

    Тема урока: Украшение и фантазия. Узор на воротнике.Цели деятельности учителя:- развивать наблюдательность, творческое воображение;- способствовать приобретению опыта эстетических впечатлений;- учить ...

    Конспект урока изоискусства. Тема: "Украшение и фантазия. Узор на воротнике" 2 класс (Б. М. Неменский)

    Тема урока: Украшение и фантазия. Узор на воротнике.Цели деятельности учителя:- развивать наблюдательность, творческое воображение;- способствовать приобретению опыта эстетических впечатлений;- учить ...

    Конспект урока по изобразительному искусству на тему «Украшение и реальность. Паутинка. Узор на стекле», 2 класс

    Цели деятельности учителя: формирование представлений об украшениях, которые создала природа; способствование развитию видеть прекрасное в окружающем нас мире; способствование развитию своего отн...