Конспект урока изобразительного искусства во 2 классе по теме «Украшение и фантазия. Морозное кружево»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Сорокина Евгения Валерьевна

Программа Б.М.Неменского, 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ukrashenie_i_fantaziya._moroznoe_kruzhevo.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Сорокина Евгения Валерьевна, учитель начальных классов МБОУ г. Мурманска СОШ № 21

Предмет: изобразительное искусство

           Класс: 2 класс

          Тип урока: урок открытия  нового  знания

           Вид урока: урок - творческая мастерская

          Дата проведения: декабрь

Технологическая карта изучения темы

«Украшение и фантазия. Морозное кружево»

Тема

«Украшение и фантазия. Морозное кружево»

Цели

-учить навыкам свободной  работы кистью;

-учить определять  и формулировать тему и цели урока;

- развивать  личность учащихся средствами искусства и формировать у них  опыт художественной деятельности;  

-  воспитывать культуру поведения при фронтальной, парной, групповой работе;

- активизировать творческое начало у учащихся в передаче своих чувств и настроений путем воображения и представления;

- воспитывать аккуратность в работе, интерес к оформительской деятельности.                                                                                                                                                                                                                  

Основные понятия

украшения, кружево

Ресурсы:

- дополнительные

- презентация;

- Ожегов С.И. и  Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80.000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук, институт русского языка им. В.В.Виноградова. - 4-е изд., дополненное.- М.: ООО    "А  ТЕМП", 2010.- 874 с.   (на каждой парте);

- тетрадный лист в клетку, чёрная гелевая ручка, фломастер;

- лист цветной бумаги, простой карандаш, гуашь белого цвета;

- изображение дома ;

- снежинка (картинка)

Формы работы

фронтальная, парная, групповая

Этапы  урока

Ход урока

I. Организационный момент

-Есть волшебные слова,

 Скажешь - сразу тишина.

 Будь внимательней, дружок,

 Начинается урок.

II. Актуализация знаний  

- Сегодня мы вновь отправимся в творческую мастерскую, в которую нас приглашает Мастер Украшения.

- Сколько красивого можно увидеть вокруг!

- Вспомните, ребята, что красивого вы видели в природе?

- Конечно, мы вспоминаем красоту морозного узора на стёклах (иллюстрации на слайдах) и инея на деревьях , любуемся  неповторимостью узора на крыльях бабочки , удивляемся невесомости паутинки , восхищаемся каплями росы, которые горят на солнце .

- Но ведь эта красота очень хрупкая и непостоянная, в любой момент она может разрушиться, исчезнуть.

- Как же сохранить эту красоту?

- Красоту инея, паутинок, снежинок, росинок на траве художник  Мастер Украшения, фантазируя, преображает и превращает в кружева и ткани, в бусы и короны, в узоры, орнаменты, украшения.

- Мастер Украшения - это художник, который создает украшения для человека.

- А что такое украшения?  

- Для чего люди украшают вещи?

- Правильно, человек всегда стремился к красоте, украшая своё жилище и предметы быта, которые его окружали, чтобы чувствовать себя удобно, комфортно.

- Откуда люди позаимствовали элементы своих украшений, где они могли наблюдать их?  (В природе.)

- Красоту  специально искать в природе не надо.  Наблюдательный человек может заметить  её на каждом шагу и полюбоваться.

- Мы видим неповторимые ювелирные украшения  (иллюстрации на слайдах), одежду разных народов, украшенную орнаментом ,  нарядную посуду  и великолепные дома .

- Теперь вы  видите, что Мастер Украшения действительно   делает предметы необычными,  красивыми, от которых мир наш становится ярким, цветным.

III.  Формулирование темы и целей урока

- Сегодня в творческую мастерскую Мастера Украшения  заглянул непростой гость.

- Отгадайте, кто он:

-Замечательный художник

 У окошка побывал,
Отгадайте-ка ребята,
Кто окно разрисовал? (мороз)

-Когда наступает зима, появляются и холода. Гуляет Мороз по всему свету. Прохаживается он по лесам и полям, по городам и селам. Заглядывает он и к нам в гости. Стучит в окошко, а мы спим, не слышим.

- А наутро на окне видим замечательные узоры-кружева. Вот какой художник приходил к нам  в гости!

- Определите тему урока.

- Тема урока: «Морозное кружево».

- Сформулируйте цели урока, используя опорные слова:

1. Учиться рисовать…

2. Развивать…

3. Воспитывать…

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять (ходьба на месте),

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два, вперед нагнуться,

Раз и два, назад прогнуться.

Вот и стали мы сильней,

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

IV. Открытие нового знания

-А что такое кружево?

-Уточним значение этого слова.

Работа с толковым  словарём.

Кружево - узорное сетчатое плетение из нитей.

- Мастер Украшения предлагает  заглянуть в мастерскую кружевниц, где умелые руки мастериц создают удивительные и таинственные узоры. (иллюстрации на слайдах)

- Сколько в них прелести, фантазии!  Всмотритесь повнимательнее в это чудо, и вы увидите знакомые нам резные листья, декоративные цветки, птицы-павы; здесь же и паутинка, которую вьёт паучок в лесу, и очаровательные резные снежинки.

- Создавались удивительные узоры из кружев в очень давние времена мастерицами-кружевницами.

- Издавна кружева слыли рукодельной работой. Вначале   мастерицы использовали только костяной  крючок, которым подхватывали  нитку и вязали узорчатые кружева.  Затем рукодельницы стали кружева не вязать, а плести сразу из  множества нитей. А чтобы нити не перепутались, концы их не потерялись, к каждому кончику привязывались круглые палочки – коклюшки. 

- Мастерицы, создающие красивые кружевные изделия, подсматривали узоры в природе и наносили рисунок на плотный картон.  Недаром и названия узоров старинных русских кружев так просты и поэтичны: "рыбка", "ручеек", "протекай-речка", "мороз", "звездочки", "гуличики", "цветочек", "елочка" и другие.

- Сегодня редко можно увидеть, как плетут кружево вручную на коклюшках. Теперь работу эту делает машина. У нее много механических рук - каждую ниточку и без коклюшки удержит, не спутает. То, что выходило из рук кружевницы после многих дней работы, машина  успевает сделать за час.

-Чудесные кружева получаются, лёгкие, воздушные. Словно подарили машине свое умение русские умелицы-мастерицы.

V. Практическая работа

Задание.

- Попробуем и мы  повторить узоры кружевниц. Нарисуйте их на тетрадном листке черной гелевой ручкой или фломастером. Придумайте и изобразите свои узоры, работая в паре.

- Давайте проверим, что у вас получилось.

Задание.

- Сегодня в нашей мастерской мы вместе с гостем Морозом Ивановичем распишем кружевными узорами окошки. Лучшие «окошки» мы разместим в наших домиках.

- Работать будем в группах. Повторим правила групповой работы.

Правила работы в группе.

1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2. Не согласен – объясни, почему.

3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

4. Говори только по делу.

5. Работайте дружно, помогайте друг другу.

 - У ребят каждой группы свой дом. 

- Пусть Мороз – настоящий волшебник, а вы только учитесь, я верю, что у вас тоже получатся прекрасные ледяные узоры.
- Наши кружева мы будем сначала намечать простым карандашом по цветной бумаге, а потом     прорисовывать белой гуашью.

- Обратите внимание на то, чтобы элементы узора не выпадали, то есть они должны соединяться между собой ниточками-линиями, как настоящее кружево.

 Самостоятельная работа.

  Выставка работ.

- Украсьте домики вашими кружевными узорами.

- Какие  дома стали нарядными, здесь поработали настоящие волшебники! Я думаю, Мороз Иванович остался доволен вашей работой.

V. Итог урока

 - Чему научились?

- Что нового узнали?

VI. Рефлексия

 - Скоро Новый год и Мороз Иванович  заторопился по своим важным делам,  но на память оставил о нашей работе красивую снежинку.

- Встаньте, пожалуйста, в круг.

Дети по кругу передают снежинку  и говорят: «Cегодня меня порадовало…» или «Cегодня меня огорчило…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урок математики 1 класс ФГОС тема: Тема: "Сложение и вычитание"

Планируемые результаты:  сформирование вычислительных навыков сложения и вычитания в пределах 10.УУД:1. Личностные универсальные учебные действия:-   учебно-познавательный интерес к новому у...

Урок ИЗО во 2-м классе по теме «Украшения и фантазия. Кружевные узоры»

Урок с использованием средств школьного музея....

Конспект урока в 4 классе на тему: Художественная фотография – как жанр изобразительного искусства глазами наших земляков.

Музыкальное воспитание – важное звено общей системы воспитания, основной задачей  которого является разработка и внедрение творческой системы музыкально–эстетического образования....

Конспект урока изобразительного искусства "О неразлучности доброты, красоты и фантазии. Образ сказочного героя" (УМК "Перспектива, 2 класс")

Цели деятельности учителя: создание условий для развития у детей художественного образования, развитие у первоклассников образного осмысления окружающего мира.Планируемые результатыПредметные:уметь из...

Конспект урока изобразительного искусства "О чем говорят украшения" 2 класс

Конспект урока по изобразительному искусствуТема: «О чем говорят украшения. Украшения двух противоположных по намерениям сказочных плотов» Цели деятельности учителя: ознакомление учащ...

Конспект урока Изобразительного искусства "Сопереживание - великая тема искусства", 4 класс

Цель урока: формирование эмоциональной отзывчивости на несправедливость, страдания людей; знакомство с картинами художников, писавших про несчастье, несправедливость нашего мира людейЗадачи урока...