«Использование технологии развития критического мышления в изучении предметов школьного курса»
материал на тему

Алексеева Екатерина Николаевна

В китайской мудрости, высказанной философом Конфуцием, очень точно передана суть технологии развития критического мышления:  «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и, может быть,  я запомню. Но  вовлеки меня, и тогда я постигну».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trkm.doc169 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование

технологии развития критического мышления

в изучении предметов школьного курса»

Подготовила:

Алексеева Е.Н.

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ «Центр образования»

пос. Варламово

С – 1 Ещё в V веке до н. э. греческий философ Гераклит сказал: «Всё течёт, всё изменяется», это высказывание актуально и сегодня, т.к. с течением времени,  в нашу жизнь прочно вошли технологии.

С -2. Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

  В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии: информационно – коммуникационная технология, технология развития критического мышления, проектная технология, технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии, технология проблемного обучения, игровые технологии, технология интегрированного обучения, педагогика сотрудничества, технологии уровневой дифференциации, групповые технологии, технология креативного мышления и многие другие.

С-3.«Важнейшая задача цивилизации – научить ребенка мыслить», - говаривал Томас Эдисон.

С – 4. Цель ТРКМ - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни, а значит и развитие УУД.

В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения.

С внедрением в нашу систему образования  ФГОС НОО изменился и подход к обучению, сегодня цель учителя не просто дать знания ребёнку, а «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать».

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления через любой предмет  в начальной школе.

Это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией, это разумный, взвешенный подход к принятию  сложных решений, это особый вид деятельности, позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения, это отправная точка для развития творческого мышления.

С-5.Идеи технологии звучат следующим образом:

Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.

Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.

Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.

С – 6. ТРКМ решает следующие задачи:

Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление,  рефлексивность,  коммуникативность,  креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Развитие аналитического, критического мышления.

С – 7. В основе ТРКМ лежит базовая модель, состоящая из трёх фаз: вызов, осмысление и рефлексия.

С – 8. Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИК

  • Провоцирует ученика
  • Задает вопросы
  • Создает ситуацию актуализации опыта ученика
  • Формирует мотивацию ученика

 

  • Отвечает на провокацию
  • Вспоминает всё, что знает по данной теме
  • Формулирует первые гипотезы
  • Определяется в своих мотивах и целях

С – 9. Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИК

  • Предлагает опорный текст по теме
  • Организует процессы чтения, обсуждения, понимания, дискуссии
  • Управляет групповой динамикой
  • Поддерживает мотивацию и цели
  • Учит работать сообща
  • Включается в процессы чтения, обсуждения, дискуссии
  • Участвует в групповом взаимодействии
  • Подкрепляет и делает коррекцию своих целей
  • Слушает, задаёт вопросы, пишет, выделяет главные моменты в новой информации

С – 10. Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учётом вновь приобретённых знаний.

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИК

  • Управляет подведением итогов
  • Ставит новые вопросы и задачи на будущее
  • Оценивает деятельность ученика

 

  • Суммирует в групповой работе весь изученный материал
  • Задаёт вопросы на будущее
  • Делает самооценку своей деятельности

На стадиях реализации ТРКМ целесообразно использовать следующие приёмы:

ВЫЗОВ С – 11.

ОСМЫСЛЕНИЕ С – 15.

РЕФЛЕКСИЯ С – 22.

  • Корзина идей, понятий, имён
  • Групповая дискуссия
  • Кластер
  • Ключевые термины
  • Круги по воде
  • Инсерт
  • Продвинутая лекция
  • И другие
  • Чтение с остановками и Вопросы Блума
  • Мозговая атака
  • Бортовой журнал
  • Двойной дневник
  • Чтение с маркировкой
  • И другие
  • Групповая дискуссия
  • Кластер
  • Синквейн
  • Эссе
  • Диаманта
  • Дерево предсказаний
  • И другие

Я хочу поделиться своими наработками использования некоторых общеизвестных приёмов развития критического мышления на уроках чтения, русского языка и окружающего мира, которыми пользуюсь и которые, на мой взгляд, дают хорошие результаты. Рассмотрим некоторые из них.

С – 12. Приём «Корзина идей»

Урок литературного чтения Проект «О чем может рассказать школьная библиотека» во 2 классе (этап подготовки и формирования групп для коллективного проекта)

Когда появилась библиотека?

Как быстро найти книгу?

Каких книг нет в библиотеке?...

В корзине фиксируются все предположения. Потом подводим итоги работы групп.

 С – 13. Кластер («гроздь»). Использовать данный прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.

«Грозди» – графический прием систематизации материала. Наши мысли располагаются в определенном порядке. Правила очень простые.

Выделяем центр – это наша тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия. Ученики с удовольствием используют кластеры. К примеру, рассмотрим тему

«Три склонения имён существительных» в 3 классе на этапе актуализации знаний.

Поработайте в парах, вспомните все, что знаете об этой части речи и заполните их.

С – 14. Прием «кластер» на уроке литературного чтения по теме

«Самое великое чудо на свете» во 2 классе

С- 15 Приемы стадии «осмысления» 

С – 16 Чтение с маркировкой - приём «Инсерт». Для маркировки текста используем следующие знаки.

«V» - уже знал

«!» - новое/ интересное

«-» - думал иначе

«?» - не понял, есть вопрос

С- 17 Мозговая атака – коллективный метод поиска новых технических идей и решений. Цель мозговой атаки – получение большого кол-ва различных идей и предложений в ограниченное время. Никакого ограничения в количестве идей. Запрет на критику. Необычные, абсурдные и фантастические идеи приветствуются.

«Окружающий мир» 4 класс «Мир глазами историка». Тема мозговой атаки – Откуда историки знают, что происходило тысячи лет назад?

С- 18. Приём «Бортовой журнал».

Ребята во время изучения темы записывают свои предположения, доводы, мысли. Это заставляет их читать новый текст вдумчиво с остановками. В простейшем варианте учащиеся заносят в бортовой журнал ответы на следующие вопросы:

1. Что я знаю по данной теме?

2. Что я узнал нового из текста по изучаемой теме?

Левая колонка «бортового журнала» заполняется на стадии вызова. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую колонку журнала, исходя из полученной информации и своих знаний, опыта. При изучении новой темы организую работу в группах: один из партнеров анализирует список в графе «Предположения», ставит знаки «+» и «–», в зависимости от правильности предположений, другой записывает только новую информацию. Результат работы группы зависит от индивидуального вклада каждого участника.

С – 19. Окружающий мир «Что такое погода» 2 класс

Предположения

+/-

Я узнал

Солнце

Солнце и облака влияют на облачность

Ветер

+

Может быть слабым и сильным

Вода

-

Дождь, снег и град влияют на погоду

Снег

+

Осадки зимой

Дождь

+

Осадки летом, осенью, весной

Небо

Солнце и облака влияют на облачность

Дополнения

Температура воздуха

Холодно, тепло или жарко

С – 20. ПРИЕМ: «Толстые-тонкие вопросы+ИКТ»

Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.

Толстые вопросы – подразумевают наличие развернутого ответа, с возможными доказательствами.

Тонкие – подразумевают односложный ответ «да-нет».

Вариант данного приема -  совместно с игрой «Крестики-нолики» (ИКТ)

  • Толстые вопросы – подразумевают наличие развернутого ответа, с возможными доказательствами.
  • Тонкие – подразумевают односложный ответ «да-нет».

Окружающий мир 2 класс «Заглянем в кладовые земли»

Толстые

Тонкие

Что такое минерал?

Где можно найти горные породы?

Как образовался известняк?

Кварц – это горная порода?

Где можно увидеть гранит?

Какого цвета слюда?

С - 21

hello_html_554c9318.png

С – 22 Приемы стадии «рефлексия» 

Синквейн - -это короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану

Правила написания синквейна:

1 строчка- тема (одно существительное).

2 строчка – описание темы в двух словах (2 прилагательных).

3 строчка- описание действия в рамках темы тремя словами

( 3 глагола).

4 строчка- фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме

(целое предложение).

5строчка- синоним из одного слова к теме.

С – 23 На уроках литературного чтения. Раздел «Устное народное творчество» 2 класс.

  • Сказка
  • Народная, авторская.
  • Учит, воспитывает, развлекает.
  • Я люблю народные сказки!
  • Урок.

С – 24. Урок математики «Длина ломаной» 2 класс

Ломаная

Ровная, геометрическая.

Измеряем, чертим, складываем.

Ломаная состоит из звеньев.

Фигура.

С – 25. Прием «Фишбоун»

Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами.

Голова – проблема, требующая решения. Верхняя часть – причины, нижняя – факты, хвост – вывод.

Урок окружающего мира «Какие бывают животные» 2 класс. Устанавливаются виды животных и их отличительные качества, факты, которые помогают определить животное к его группе.

С – 26. В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу вижу в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития, совершенствовать творческий потенциал учащихся.

Используя на практике ТРКМ, я пришла к выводу, что применение даже некоторых приёмов данной технологии даёт возможность развивать в ребёнке личность, развивать его познавательные и созидательные способности.

В китайской мудрости, высказанной философом Конфуцием, очень точно передана суть технологии развития критического мышления:  «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и, может быть,  я запомню. Но  вовлеки меня, и тогда я постигну».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения во 2 классе при изучении жанра «сказка»

Формирование читательской компетентности младшего школьника на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности....

Формирование УУД с использованием технологии развития критического мышления на курсе литературного чтения

Формирование УУД с использованием технологии развития критического мышления на курсе литературного чтения...

Развитие логического мышления у учащихся начальных классов с использованием технологии развития критического мышления

Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ  «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...

Возможности использования технологии развития критического мышления при преподавании модуля "Основы светской этики" в комплексном курсе ОРКСЭ

Учебный курс, в содержании которого представлены четыре отечественные религиозные традиции  создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного со...

«Использование технологий развития критического мышления на уроках литературного чтения в 3 классе при изучении стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою» ( Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…» 5 урок в теме: «Зимы ждала, ждала природа…)

Урок новых знаний.Составлен в таблице в соответсвии с требованием ФГОС. Цель урока:создание условий для проведения анализа поэтического произведения.В ходе урока дети делятся на  группы по интере...

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления "Размножение и развитие животных" 3 класс Тема урока: «Размножение и развитие животных»

Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "Размножение и развитие животных" 3 класс с использованием технологии развития критического мышления. УМК "Школа России"...