Сингапурская методика обучения: за и против
материал

Чайка (Шешукова) Лариса Александровна

Кратко раскрывается понятие сингапурской методики обучения, основные приемы. Демонстрируется  частота использования методики в мировой педагогической практике и отдельно в России. При подготовке материала использовались ресурсы сети Интернет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sing_met-ka_obuch.docx21.71 КБ
Файл sing_met-ka_obuch.pptx1.73 МБ

Предварительный просмотр:

Сингапурская методика обучения: за и против

Что такое сингапурская методика обучения, какие она имеет плюсы и минусы, чем отличается от традиционной классно - урочной системы, как она реализуется в России – об этом вкратце.

Почему к сингапурской методике обучения такой интерес

Сингапур - маленькая страна, известная мировому сообществу как страна, имеющая одну из лучших в мире государственную систему образования, благодаря которой Сингапур занимает стабильно высокие места в мировых рейтингах, а его юные граждане показывают лучшие результаты в мире по математике и естественным наукам.

В чем суть сингапурской методики обучения

В основе методики лежит система корпоративного обучения доктора Спенсера Кагана, бывшего советского, а после - американского специалиста. Также в основу методики заложены идеи Льва Семеновича Выготского, советских педагогов Василия Васильевича Давыдова и Данила Борисовича Эльконина.

Современный урок по Сингапурской методике - это:

- командные формы работы;

- обучение в сотрудничестве;

- ответственность каждого за результат;

- 3К - коммуникативность, креативность, критическое мышление.

Класс разбивается на группы по 4 человека, каждая группа – сплоченная команда, оснащенная рабочими материалами: бумагой, тетрадями, ручками и пр. Команды получают задания и выполняют его. По сигналу коллектив оперативно меняется, группы перемешиваются, и образуются новые команды (четверки или пары). Дается вопрос или новое задание, время ограничивается, дети активно обмениваются информацией и навыками. По сигналу учителя «стоп!» само-, взаимообучение прекращается, учителем начинается подведение общих итогов.

Сингапурская методика обучения представляет собой набор тезисов и формул, называемых структурами, из которых, как из кубиков ЛЕГО, строится урок. Соединять их друг с другом можно в любой последовательности.

Каждая структура имеет жесткие рамки и собственное английское название. Всего структур около 250, из них основные:

  • «мэнэдж мэт» (управление классом) — распределение учеников в одной команде из 4-х человек: кто сидит рядом, а кто – напротив, как оппонент, как им общаться; для реализации этой структуры ученические столы расставлены соответствующим образом: два стола сдвинуты вместе, ученики сидят за ними лицом друг к другу, двое из них неизбежно оказываются боком к школьной доске; дети - партнёры: партнеры по лицу, партнеры по плечу;
  • «хай файв» (сигнал тишины и привлечения внимания, концентрация внимания на поднятой ладони учителя) — используется после звонка в начале урока: учитель поднимает руку и говорит, обращаясь к классу: «Хай файв!», а учащиеся в ответ должны тоже поднять руку и посмотреть на учителя, структура учит сконцентрировать внимание на учителе и приготовиться к следующему этапу работы. Данный прием можно заменить на хлопки: учитель  делает два медленных  хлопка и следом три быстрых; ученики отвечают двумя хлопками, показывая, что они готовы слушать учителя;
  • «клок баддис» (друзья по времени) — выполнение группой конкретного задания за конкретное время, после сигнала состав команды будет меняться, применяется при проверке домашнего задания;
  •  «тик – тэк – тоу» (крестики – нолики) — составить предложение с обязательными словами в схеме, используя три слова, расположенных в любом ряду, по вертикали, горизонтали и диагонали (слова могут заменяться числами);
  • «сте зе класс» («перемешай класс») — ученикам разрешается свободно бродить по классу, чтобы собрать максимум мыслей и ответов по своему списку, после чего проводится общий анализ, и учащиеся в течение не более 30 секунд отвечают на вопрос, поставленный учителем;
  • «конэрс» — распределение учеников по углам класса по выбранным ими вариантам;
  • «сималтиниусс раунд тейбл» — все четыре участника группы выполняют письменные задания на отдельных листочках или в тетради, а по окончании передают их по кругу соседу на проверку;
  • «куиз – куиз – трейд» — опроси – опроси – обменяйся карточками;
  • «таймд пэа шэа» — два участника обмениваются полными ответами по заданию, время ограничивается;
  • «микс пэа шэа» — произвольное передвижение под музыку с образованием случайных пар и обсуждение темы в коротких или в полных ответах;
  • «микс фриз групп» — смешивание учащихся под музыку;
  • «тим чир» (время разминки) — веселое упражнение для поднятия настроения и духа, поощрения или выражения благодарности, кричалка.

Новый материал изучается детьми самостоятельно, каждый обучающийся по очереди играет роль учителя и ученика, педагог осуществляет так называемый «включенный контроль», слушая по очереди одного из представителей микрогруппы, оценивает их, корректирует, помогает и направляет.

Обратим внимание, что дети приучаются работать по определенному алгоритму выполнения действий по команде учителя. Выполнение алгоритма доведено до автоматизма.

За и против

Сторонники этой методики отмечают, что сингапурская методика обучения имеет ряд положительных моментов. Так, на уроке задействован весь класс, увеличивается разнообразие форм и средств, которые повышают и стимулируют любую, в т.ч. творческую активность обучающихся. Ученикам, хотят они этого или нет, приходится учиться думать самостоятельно, отвечать на поставленные вопросы, дополняя друг друга, обмениваться мнениями. У них развивается устная речь, коммуникация, сотрудничество, критическое мышление, креативность, повышается мотивация к изучаемому предмету, что ведёт к более эффективному освоению образовательной программы.

Применение обучающих структур позволяет по-новому переосмыслить учебный процесс, при котором центром класса является ученик, а не учитель. При этом учитель перестает быть единственным источником знания в классе, диктующим всем, что делать, — он лишь помогает детям развиваться и обучаться.

Оппоненты считают, что в сингапурской методике немало недостатков. Так, этой методике надо сначала научить и учителей, и учащихся. Для этого учитель должен найти время на обучение на уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, временных затрат и усилий. При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников. Структуры выхолащивают суть работы педагога, который больше не должен искать пути донесения информации, ему нужно лишь подобрать подходящие модули для урока и сгруппировать их в различных комбинациях, нацеленных на взаимодействие «ученик – ученик» и «ученик – учебный материал», но не на модель «педагог – ученик». При сингапурской методике дети «натаскиваются» на автоматизм выполнения действий по иноязычной команде.

Сингапурская методика обучения в России

В России активно продвигает сингапурскую методику обучения президент Союза преподавателей Сингапура Тируман Майк Марияппа.

Одной из первых в России в этом направлении стала  работать Республика Татарстан. Была разработана система обучения школьных учителей. В рамках проекта были подготовлены учителя - тьюторы и тьюторы - методисты во всех районах Республики. Около 20 тысяч учителей прошли обучение по этой методике и используют ее в своей работе. Сейчас сингапурской моделью охвачен весь Татарстан. Учителя дают открытые уроки, издают пособия и методички. Помимо Татарстана, сингапурскую методику в 2013 г. пытались внедрить в Удмуртии. В 2014 г. продвижением сингапурской методики занялся Московский институт образовательной политики «Эврика». В 2015 г. 80 тюменских учителей и руководителей школ прошли обучение у специалистов из Сингапура. Некоторые школы начали применять сингапурскую методику, но родители отнеслись к ней скептически. В 2016 г. в поддержку сингапурской модели выступила Высшая школа экономики (ВШЭ). По сообщению пресс-центра администрации г. Красноярска от 14 марта 2018 года, в 2 городских школах перешли на сингапурскую методику обучения.

Из Сингапура заимствована и идея Национальной системы учительского роста, которая сейчас апробируется в России. «Перенести всю строгость и вместе с тем простоту сингапурской методики в Россию было бы сложно, но адаптировать основные идеи под наш менталитет — возможно», — пишет Лидия Озерова в статье «Сингапурская математика — особенный взгляд на науку», размещенной на сайте «Пифагорка». Кроме того,  чтобы организовать работу обучающихся по сингапурской методике, научить учащихся действовать в новой для них учебной ситуации, педагог должен сам не только хорошо владеть данной технологией, но и мыслить совершенно иначе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сингапурская методика обучения: за и против Шешукова Лариса Александровна, учитель начальных классов КОГОБУ Лицея № 9 г. Слободского

Слайд 3

Командные формы работы

Слайд 4

Обучение в сотрудничестве

Слайд 5

Все равны. Весь класс. Каждый услышал

Слайд 6

коммуникативность креативность критическое мышление

Слайд 8

« Менедж Мэт » (управление классом)

Слайд 9

«Хай файв » (сигнал тишины) Подними руку Сфокусируйся на учителе Останови работу Просигналь другим

Слайд 10

«Клок Баддис » (друзья по часам) Обучающая структура, в которой учащиеся встречаются со своими одноклассниками в отведенное учителем время для эффективного взаимодействия

Слайд 11

«Тик – Тэк – Тоу » (крестики – нолики) Используется для развития критического и креативного мышления. Учитель готовит 9 карточек, с одним словом на каждом листочке, смешивает их и раскладывает в формате 3Х3. Участники составляют предложения, используя три слова, расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали и диагонали.

Слайд 12

« Сте Зе Класс» (перемешай класс) Учащиеся молча передвигаются по классу для того, чтобы добавить как можно больше идей участников к своему списку. После своей записи проводят горизонтальную линию, собирают идеи одноклассников, записывают, снова проводят линию, после чего готовы записывать правильные ответы.

Слайд 13

« Конэрс » (углы) Ученики распределяются по разным углам класса в зависимости от выбранного ими варианта ответа. Классная комната

Слайд 14

« Сималтиниус Раунд Тэйбл » (одновременный раунд тейбл ) « Куиз-Куиз-Трэйд » (опроси, опроси, обменяйся карточками) Учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме.

Слайд 15

« Таймд Пэа Шэа » Обучающая структура, в которой два участника делятся развернутыми ответами в течение определенного времени

Слайд 16

« Микс Пэа Шэа » Ученики под музыку перемещаются по кабинету, как только музыка прекращает играть, образуют пару для обсуждения темы « Микс Фриз Груп » Ученики образуют группы для обсуждения. Количество человек в группе не ограничено


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку, построенный по сингапурской методике. Тема урока «Соединительные гласные е, о в сложных словах.»

Аннотация урока.В учебнике для 3 класса (УМК «Школа-2100»,авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, 1 часть) тема »Знакомство с понятием «Сложные слова» находится в разделе №7 «Сложные слова ...

технологическая карта урока по технологии "Подводный мир" с сингапурской методикой обучения

Данная методическая разработка составлена с использованием методических основ личностно-ориентированного обучения и ИКТ. Задачей обучения является развитие индивидуальности обучаемых....

технологическая карта урока по технологии "Подводный мир" с сингапурской методикой обучения

Данная методическая разработка составлена с использованием методических основ личностно-ориентированного обучения и ИКТ. Задачей обучения является развитие индивидуальности обучаемых....

Конспект урока по окружающему миру "Зона Арктических пустынь" ( с применением сингапурской методики обучения)

АННОТАЦИЯ:Цели урока:·         сформировать у учащихся представление о природной зоне Арктических пустынь;·...

СИНГАПУРСКАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ. ОБУЧАЮЩИЕ СТРУКТУРЫ.

Сингапурская методика развивает в учениках жизненно необходимые в наше время качества....

Урок обучение грамоте 1 класс Сингапурская методика

Важную роль в развитие орфографической зоркости учащихся младших классов играет анализ звукового соства слова. С первых уроков обучения грамоте , научить ребенка слышать и различать звуки твердые и мя...

Доклад на тему "Групповая работа с элементами сингапурской методики обучения в начальной школе"

Доклад учителя на тему "Групповая работа с элементами сингапурской методики обучения в начальной школе"...