Использование информационно-коммуникационных технологий
методическая разработка

технология

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_informatsionno.docx25.58 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационно-коммуникационных  технологий  

В настоящее время инновационные технологии занимают важное место в профессиональной деятельности учителя. Необходимость применения средств ИКТ в работе учителей начальных классов диктуется возрастными особенностями учащихся, а именно потребностью в наглядной демонстрации учебного материала, процессов и явлений. Сегодня ИКТ можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний.

        Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока.

        Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании следует предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации, пройденных тем, для уроков развития речи и т.д. К каждой из изучаемых тем можно выбрать различные виды работ и действий: разноуровневые задания, тесты, презентации и проекты.

На своих уроках я активно использую информационно-коммуникационные технологии, как средства развития познавательного интереса младшего школьника.

        Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Традиционно считается, что грамотность ребенок получает в начальной школе, где его учат писать, читать и считать. Это, несомненно, так. Но современному обществу нужны новые способы деятельности, что требует развития у человека целого комплекса умений и навыков — поиска необходимой информации, ее обработки, предоставления другим людям, моделирования новых объектов и процессов, самостоятельного планирования и выстраивания своих действий. Наряду с обучением навыкам чтения, письма и счета важно учить детей использованию цифровой техники в качестве рабочего инструмента в учебе и повседневной жизни,  начиная с первого класса.

Информационные технологии можно классифицировать по их функциональному назначению:

  • презентации
  • обучающие игры и развивающие программы
  • дидактические материалы
  • программы – тренажеры
  • электронные учебники
  • электронные энциклопедии

Презентации – это наиболее распространенный вид представления демонстрационных материалов. Использую при объяснении нового материала, закреплении.

Обучающие игры и развивающие программы.  К этому типу относятся интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя различные задания в процессе игры, обучающиеся развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, логическое мышление. Использую на уроке на этапе «Устный счет».

Дидактические материалы – сборники задач, диктантов, упражнений, представленных в электронном виде, в виде простого набора файловых текстов. Здесь же можно поместить «Зрительные диктанты Федоренко И.Т.» для развития оперативной памяти. Провожу эти диктанты ежедневно. (На интерактивной доске выводится предложение, дети его запоминают. Предложение исчезает, дети его записывают.) Это упражнение для развития оперативной памяти я использую уже много лет и стоит отметить, что мои ученики хорошо пишут изложения и скорость чтения у детей выше программного уровня.

Программы – тренажеры выполняют функцию дидактических материалов. Современные программы – тренажеры могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках. Использую на этапе урока- закрепление материала. Здесь же можно разместить тесты для всех предметов, созданные для интерактивной доски, то есть при проверке можно наглядно отразить верное решение.

У всех детей дома есть компьютеры. Для работы дома дети используют электронные учебники и учебные курсы. Они объединяют в единый программный комплекс все или несколько выше описанных типов обучающих программ.

В электронных энциклопедиях объединены функции демонстрационных и справочных материалов. В соответствии со своим названием они являются электронным аналогом обычных справочно-информационных изданий. В отличии от своих бумажных аналогов такие энциклопедии обладают дополнительными свойствами и возможностями: поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям, удобная система навигации на основе гиперссылки, возможность включать в себя аудио и видеофрагменты.

Одной из основных задач учителя начальной школы является развитие у обучающихся интереса к учению, творчеству. Интерес в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности. Одним из путей решения этой проблемы является применение различных информационных и коммуникационных технологий  в учебном процессе начальной школы, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность обучающихся.

У нас в классе интерактивная доска. С её использованием существенно сэкономилось время на уроке, так как вся наглядность готовится учителем дома. С помощью программы ActivInspare разрабатываю проверочные тесты, контрольные задания, анкеты и т.д. Например заготавливаю такое упражнение для интердоски «Найди ошибку».Ученик, беря специальный карандаш для доски, в роли учителя исправляет ошибки при этом комментирует свой выбор. Использование дидактических материалов, созданных для интерактивной доски, позволяет расширить возможности учебного процесса, сделать его не только более эффективным и разнообразным, но также повысить интерес к обучению и сэкономить время на уроке (что очень нужно для внедрения опережающего обучения). Урок с применением компьютерных технологий не только оживляет учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьника, в частности в длительное преобладание наглядно образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышает мотивацию в обучении.

Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:

  • активизации познавательной деятельности;
  • повышению качественной успеваемости школьников;
  • развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;
  • повышению уровня комфортности обучения;
  • снижению дидактических затруднений у обучающихся;
  • повышению активности и инициативности младших школьников на уроке;
  • развитию информационного мышления школьников, формирование информационно - коммуникационной компетенции;
  • приобретение навыков работы на компьютере обучающихся начальной школы с соблюдением правил безопасности.

ИКТ я использую на всех этапах урока:

1) При объяснении нового материала:

  • презентации
  • информационные Интернет – сайты
  • информационные ресурсы на дисках
  • пособия для интерактивной доски(флипчарты)

2) При отработке и закреплении навыков:

  • компьютерные обучающие программы;
  • компьютерные тренажеры;
  • ребусы;
  • компьютерные игры;
  • печатный раздаточный материал (карточки, задания, схемы)
  • иллюстративный материал.
  • пособия для интерактивной доски(флипчарты)

3) На этапе контроля знаний: 

  • компьютерные тесты (открытые, закрытые);
  • кроссворды (с автоматической обработкой результата)
  • пособия для интерактивной доски(флипчарты)(тесты)

4) На этапе самостоятельной работы обучающихся

  • цифровые энциклопедии;
  • словари;
  • справочники;
  • таблицы;
  • шаблоны;
  • электронные учебники;
  • интегрированные задания.

5) Для исследовательской деятельности обучающихся: 

  • цифровые естественнонаучные лаборатории;
  • Интернет.

В своей педагогической деятельности я часто использую на уроках презентации. На уроках русского языка очень удобно проводить орфографические минутки, а также использование интерактивных плакатов, словарные диктанты в картинках.  Аудио средства и иллюстрации, я использую при подготовке к сочинению по картине. После ее рассмотрение идет ее детальное обсуждение. Предварительные диктанты, изложения. «Зрительные диктанты Федоренко И.Т.» для развития оперативной памяти.

Обучение чтению – сложный творческий процесс. Нужно, чтобы уроки чтения оставляли заметный след в сознании каждого ребёнка, продвигали детей в умственном, эмоциональном, эстетическом и речевом развитии, развивали интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные умения и навыки. Уроки литературного чтения будут неинтересны и скучны, если учитель не будет включать в их содержание аудио средства. Записи образцового чтения небольших по объему литературных произведений обучают выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев. Активно проходит на уроке и словарная работа. Дети не только знакомятся с лексическим значением слова, но и видят о чем идет речь в произведении. При изучении нового произведения ,знакомлю детей с писателем, его биографией. Показываю фрагменты художественных фильмов или мультфильмов, поставленных на основе изучаемого произведения. Провожу тестирование на знание и понимание произведений(на интерактивной доске)

На уроках математики при помощи слайдов осуществляю демонстрацию числовых выражений, цепочек для устного счёта, приемы письменного вычисления, организовываю математические разминки и самопроверку, решаем уравнения, задачи на движение, с помощью интерактивных форм наглядно показываю геометрический материал.

Незаменим компьютер на уроках «Окружающий мир». На этих уроках демонстрирую презентации, видео, тесты, кроссворды.

Интенсивно использую ИКТ во внеклассной и внеурочной деятельности.

        Итак, я убедилась, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.

Однако надо всегда помнить, что ИКТ – это не цель, а средство обучения. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где она действительно необходима. Непрерывная длительность занятий с ПК не должна превышать для учащихся: 1 классов – 10 минут; 2 – 4 классов – 15 минут.

Таким образом, применение ИКТ в школьной практике способствует совершенствованию традиционного процесса обучения, обеспечивает визуализацию учебного процесса, активизирует мыслительную деятельность, позволяет проводить уроки в активной диалоговой форме, организовывать интерактивное обучение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование внешних ресурсов при воспитании духовно- нравственной культуры у младших школьников» «Использование внешних ресурсов на уроках ОРКСЭ"

В образовательных стандартах второго поколения одной из приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание нравственности,  развитие готовности к духовном...

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...

Методическая разработка «Повышение качества образования на уроках математики путем использования программы mimio". Открытый урок с использованием ИКТ.

Ввиду обстоятельств, продиктованных современными условиями, необходимо увеличивать наглядность, доступность и в то же время эффективный объем предоставляемой учащимися в рамках обучения информации, чт...

«Использование специальных средств коррекции на уроках»тема выступления: «Использование клавиатуры Clevy при работе с Интернет ресурсами»

Выступление на тифлосеминаре из опыта работы  "Использование специальных средств коррекции на уроках" Использование оборудования: JAWS (Job Аcctss Wth Shttch) - программа для чтения с компьтора, ...

Методическая разработка урока по теме "Килограмм"с использованием интерактивного оборудования "Волшебная доска" (с использованием интерактивной приставки MimioTeach) Номинация «Лучший урок начальной школы»

Данный урок  входит в серию уроков математики  1 класса по учебнику М.И.Моро (УМК «Школа России»), объединенные одной темой «Числа от 1 до 10 и число 0. Сложение и вычитани...

Создание интерактивных презентаций с использованием макроса DragAndDrop. Составление и использование кроссворда на уроке в режиме онлайн на сайте http://puzzlecup.com/crossword-ru/

Создание интерактивных презентаций с использованием макроса DragAndDrop.Составление и использование кроссворда на уроке в режиме онлайн на сайте http://puzzlecup.com/crossword-ru/...

СТАТЬЯ : Содействие обучению школьников в условиях введения ФГОС формирование и развитие ценностно-смысловых компетенций с использованием проектной деятельности и использованием средств ИКТ.

       Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне ...