Выступление на педагогическом совете
опыты и эксперименты (2 класс)
Этап современного урока в условиях ФГОС - РЕФЛЕКСИЯ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etap_sovremennogo_uroka_v_usloviyah_fgos_-_refleksiya.docx | 438.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Этап современного урока в условиях ФГОС - РЕФЛЕКСИЯ.
Выступление на педагогическом совете
ГБОУ РФМЛИ
Отараева Ирма Игоревна
Слайд1
Особенностью новых государственных стандартов образования является их ориентация на универсальные учебные действия, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения. Слайд 2
С опытом приходит понимание, что рефлексия здорово помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, "держать руку на пульсе". Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.
А что такое Рефлексия? Слайд 3
В словарях дается четкое определение: рефлексия - это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". Применительно к урокам, рефлексия - это этап урока, в ходе которого обучающиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.
Рефлексия на уроке- это совместная деятельность обучающихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика и способствует развитию трёх важных качеств человека. Слайд 4
Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
Конкурентоспособность. Умеет делать что - то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
Если ребенок понимает ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем, какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке, какой вклад в общее дело он может внести, то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.
При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся.
Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Слайд 5
I. По содержанию: символическая, устная и письменная. Слайд 6
Символическая - когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов, и пр.).
Устная- предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции.
Письменная - самая сложная и занимает больше всего времени. Уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.
II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная. Слайд 7
Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала - всем классом, потом - в отдельных группах, затем - выборочно опрашивать обучающихся. Это подготовит ребят к самостоятельной работе над собой.
Перед вами Варианты рефлексий по форме деятельности: Слайд 8
Лист самооценки работы группы. Оцени работу своей группы:
- Все ли члены группы принимали участие в работе?
А) Да, все работали одинаково;
Б) Нет, работал только один;
В) кто- то работал больше, кто- то меньше других.
- Дружно ли вы работали? Были ссоры?
А) Работали дружно, ссор не было;
Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились;
В) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
- Тебе нравится результат работы группы?
А) Да, всё получилось хорошо;
Б) Нравится, но можно сделать лучше;
В) Нет, не нравится.
4. Оцени свой вклад в работу группы.
А) Почти всё сделали без меня;
Б) Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась;
В) Я принимал участие в обсуждении.
Лист самооценки работы в паре Слайд 9
Оцени свою работу в паре:
Утверждение | Полностью согласен | Частично согласен | Не согласен | Затрудняюсь ответить |
Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий | ||||
При разногласиях я принимаю другое решение | ||||
Большинство решений предложено мной | ||||
Если не согласен, я не спорю, предлагаю другое решение | ||||
Работать в паре труднее, чем одному | ||||
Мне интереснее и полезнее работать в паре |
индивидуальный Лист самооценки Слайд 10 ТАБЛИЦА
III. По цели: Слайд 11
Рефлексия настроения и эмоциональности
Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала.
Вариантов этого вида рефлексии масса: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца (вверх/вниз), сигнальные карточки, зеленые и красные карандаши и т.д. Удобнее проводить по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы.
В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. Можно поставить песню, процитировать классика, прочитать эмоциональное стихотворение. После обязательно следует спросить учеников: "Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? И т.д.
Во-первых, обучающиеся привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет обучающимся настроиться на восприятие темы.
Слайд 12 Варианты рефлексии деятельности
“Цветик-семицветик”. В начале урока обучающимся раздаются бумажные лепестки разных цветов. В конце урока я говорю: “Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите зеленый лепесток, если не понравился –красный”. Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: фиолетовый, желтый, оранжевый, синий, черный.
"Светофор"
Слайд 13 «Дерево успеха»
Яблоко - все сделал правильно, цветок -встретились трудности, листик- много ошибок. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.
Рефлексия содержания материала Слайд 14
«Пантомима» или Постановка «живых картин»
Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы.
Постановка «живых картин» - эта форма драматизации, известная в методике русского языка ещё с начала 20 века. «Живая картина - это момент из художественного произведения, запечатленный не на полотне, а в позах, выражении лиц, стиле одежды персонажей, реквизите».
Живая картина дает возможность продумать мизансцены, позы действующих лиц, которые выражают определенное состояние каждого героя. Так, после чтения и анализа повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда» на этапе рефлексии детям можно предложить создать картину «На чердаке» и передать характеры героев и содержание эпизода.
Слайд 15 Рефлексия, построенная по принципу незаконченное предложение
Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).
Варианты на слайде.
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я выполнял задания…
- Я понял, что…
- Теперь я могу…
- Я почувствовал, что…
- Я приобрел…
- Я научился…
- У меня получилось …
- Я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
Вот такие таблицы Слайд 16- 17
«Плюс-минус-интересно». Эти упражнения можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» - записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции. В графу «М» - «минус» - записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной. В графу «И» - «интересно» -обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Плюс | Минус | Интересно |
Анкета. Слайд 18
Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.
Слайд 19
Каждый учитель способен разработать свою рефлексивную методику и приемы.
Но при этом необходимо учитывать:
- Возрастные особенности обучающихся и состав класса;
- Особенности предмета, тему и тип урока;
Современный урок в условиях ФГОС открывает перед педагогом широкую возможность проживания ребенком счастья жизни на всех его уровнях. Именно в рамках урока формируется у школьника способность быть счастливым.
В нашей профессии нет предела совершенству. Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске.
Давайте рассмотрим рефлексивные вопросы и зададим их себе:
- Что я делаю?
- С какой целью?
- Каковы результаты моей деятельности?
- Как я этого достиг?
- Можно ли сделать лучше?
- Что я буду делать дальше?
Пока мы задаём себе эти вопросы, мы развиваемся. Как только мы начинаем довольствоваться достигнутым – прекращается наш профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.
Литература
1)Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока». Практическое пособие. - Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2003 г.
2)Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. Научно-практическое пособие. - Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2004 г.
3)Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М., «Обучение жизненно важным навыкам в школе: пособие для классных руководителей». - СПб. Издательство «Образование - Культура», 2002г.
4)«Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения. Рекомендации для опытно-экспериментальной работы школы. / под ред. А.Г.Каспржак и др. -Национальный фонд подготовки кадров. Институт новых технологий образования. - М.: Просвещение, 2004г
6)Педагогический словарь. - М.: Академия. Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. 2005.
5)Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе - М.: «Сентябрь», 1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе....
выступление на педагогическом совете. Деятельность педагогического коллектива по развитию инновационного потенциала.
В данном высуплении говорится о том, какой должна быть наша новая школа....
"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)
С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...
Выступление на педагогическом совете по теме "Ведущие педагогические технологии современности"
Доклад на педсовете....
Выступление на педагогическом совете "Педагогическая поддержка одаренных детей"
Данная статья раскрывает содержание различных приемов для осуществления поддержки одаренных детей....
Выступление на педагогическом совете. Тема: «Использование современных педагогических технологий, направленных на реализацию ФГОС».
Классификация проектов...
Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".
Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...