Выступление на педагогическом совете
опыты и эксперименты (2 класс)

 Отараева Ирма Игоревна

Этап современного урока в условиях ФГОС - РЕФЛЕКСИЯ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etap_sovremennogo_uroka_v_usloviyah_fgos_-_refleksiya.docx438.1 КБ

Предварительный просмотр:

Этап современного урока в условиях ФГОС - РЕФЛЕКСИЯ.

Выступление на педагогическом совете

ГБОУ РФМЛИ

Отараева Ирма Игоревна


Слайд1

Особенностью новых государственных стандартов образования является их ориентация на универсальные учебные действия, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения. Слайд 2

С опытом приходит понимание, что рефлексия здорово помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, "держать руку на пульсе". Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.

А что такое Рефлексия?   Слайд 3

В словарях дается четкое определение: рефлексия - это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". Применительно к урокам, рефлексия - это этап урока, в ходе которого обучающиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Рефлексия на уроке- это совместная деятельность обучающихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика и способствует развитию трёх важных качеств человека. Слайд 4

Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

Конкурентоспособность. Умеет делать что - то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

Если ребенок понимает ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем, какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке, какой вклад в общее дело он может внести, то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся.

Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Слайд 5

I. По содержанию: символическая, устная и письменная. Слайд 6

Символическая - когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов, и пр.).

Устная- предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции.

Письменная - самая сложная и занимает больше всего времени. Уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная. Слайд 7

Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала - всем классом, потом - в отдельных группах, затем - выборочно опрашивать обучающихся. Это подготовит ребят к самостоятельной работе над собой.

Перед вами Варианты рефлексий по форме деятельности: Слайд 8

Лист самооценки работы группы. Оцени работу своей группы:

  1. Все ли члены группы принимали участие в работе?

А) Да, все работали одинаково;

Б) Нет, работал только один;

В) кто- то работал больше, кто- то меньше других.

  1. Дружно ли вы работали? Были ссоры?

А) Работали дружно, ссор не было;

Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились;

В) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

  1. Тебе нравится результат работы группы?

А) Да, всё получилось хорошо;

Б) Нравится, но можно сделать лучше;

В) Нет, не нравится.        

4. Оцени свой вклад в работу группы.

А) Почти всё сделали без меня;

Б) Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась;

В) Я принимал участие в обсуждении.

Лист самооценки работы в паре Слайд 9

Оцени свою работу в паре:

Утверждение

Полностью

согласен

Частично

согласен

Не согласен

Затрудняюсь

ответить

Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий

При разногласиях я принимаю другое решение

Большинство решений предложено мной

Если не согласен, я не спорю, предлагаю другое решение

Работать в паре труднее, чем одному

Мне интереснее и полезнее работать в паре

 индивидуальный Лист самооценки Слайд 10  ТАБЛИЦА

III. По цели: Слайд 11

Рефлексия настроения и эмоциональности

Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала.  

Вариантов этого вида рефлексии  масса: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца (вверх/вниз),  сигнальные карточки, зеленые и красные карандаши  и т.д. Удобнее проводить по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы.

В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. Можно поставить песню, процитировать классика, прочитать эмоциональное стихотворение. После обязательно следует спросить учеников: "Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? И т.д.

Во-первых, обучающиеся привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет обучающимся настроиться на восприятие темы.

Слайд 12 Варианты рефлексии деятельности

“Цветик-семицветик”. В начале урока обучающимся раздаются бумажные лепестки разных цветов. В конце урока я говорю: “Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите зеленый лепесток, если не понравился –красный”. Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: фиолетовый, желтый, оранжевый, синий, черный.

"Светофор"

Слайд 13 «Дерево успеха»

Яблоко - все сделал правильно, цветок -встретились трудности, листик- много ошибок. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.

Рефлексия содержания материала    Слайд 14

«Пантомима»  или Постановка «живых картин»

Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы.

Постановка «живых картин» - эта форма драматизации, известная  в методике  русского языка ещё с начала 20 века. «Живая картина - это момент из художественного произведения, запечатленный не на полотне, а  в позах, выражении лиц, стиле одежды персонажей, реквизите».

Живая картина дает возможность продумать мизансцены, позы действующих лиц, которые выражают определенное состояние каждого героя. Так, после чтения и анализа повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда» на этапе рефлексии детям можно предложить создать картину «На чердаке» и передать характеры героев и содержание эпизода.

Слайд 15 Рефлексия, построенная по принципу незаконченное предложение

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).

Варианты на слайде.

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я выполнял задания…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я почувствовал, что…
  • Я приобрел…
  • Я научился…
  • У меня получилось …
  • Я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…

 

Вот такие таблицы Слайд 16- 17

«Плюс-минус-интересно». Эти  упражнения можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» - записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции. В графу «М» - «минус» - записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной. В графу «И» - «интересно» -обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Плюс

Минус

Интересно

Анкета. Слайд 18

Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

Слайд 19

Каждый учитель способен разработать свою рефлексивную методику и приемы.

Но при этом необходимо учитывать: 

  • Возрастные особенности обучающихся и состав класса;
  • Особенности предмета, тему и тип урока;

Современный урок в условиях ФГОС открывает перед педагогом широкую возможность проживания ребенком счастья жизни на всех его уровнях. Именно в рамках урока формируется у школьника способность быть счастливым.

В нашей профессии нет предела совершенству. Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске.

Давайте рассмотрим рефлексивные вопросы и зададим их себе:

 - Что я делаю?

 - С какой целью?

 - Каковы результаты моей деятельности?

 - Как я этого достиг?

 - Можно ли сделать лучше?

 - Что я буду делать дальше?

 Пока мы задаём себе эти вопросы, мы развиваемся. Как только мы начинаем довольствоваться достигнутым – прекращается наш профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.

Литература

1)Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока». Практическое пособие. - Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2003 г.

2)Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. Научно-практическое пособие. - Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2004 г.

3)Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М., «Обучение жизненно важным навыкам в школе: пособие для классных руководителей». - СПб. Издательство «Образование - Культура», 2002г.

4)«Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения. Рекомендации для опытно-экспериментальной работы школы. / под ред. А.Г.Каспржак и др. -Национальный фонд подготовки кадров. Институт новых технологий образования. - М.: Просвещение, 2004г

6)Педагогический словарь. - М.: Академия. Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. 2005.

5)Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе -  М.: «Сентябрь», 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)

С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...

Выступление на педагогическом совете "Педагогическая поддержка одаренных детей"

Данная статья раскрывает содержание различных приемов для осуществления поддержки одаренных детей....

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".

Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные  технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...