Доклад "Театральная педагогика как форма интеллектуальных игр в дополнительном образовании школьников"
статья (3, 4 класс)

Доклад "Театральная педагогика как форма интеллектуальных игр в дополнительном образовании школьников" на Открытом городском фестивале по игре "Что? Где? Когда?" среди учащихся 1-4 классов "Мудрый совенок"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театральная педагогика как форма интеллектуальных игр в дополнительном образовании школьников

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я представляю ГБОУ лицей №344 Невского района, я являюсь учителем начальных классов и педагогом дополнительного образования. Вашему вниманию представляю тезисные теоретические изыскания об использовании практических методов обучения в рамках дополнительных образовательных программ.

Отличным практическим способом проведения дополнительных мероприятий со школьниками в рамках использования мультимедийных средств будет применение на практике методов театральной педагогики. Интересно проследить, каким образом может быть представлен опыт соединения методов мультимедийного сопровождения, крайне популярного среди новейших образовательных стандартов, и методов театральной педагогики?

Возьмем простую формулу: учитель – режиссер, ученик – актер. 

Педагогическая игровая модель – современная, уместная форма работы с одаренными детьми. В основе принципов театральной педагогики лежит система эмоционального вживания, переживания, чувствования, импровизации в образовательном процессе. Она позволяет связывать интеллектуальный и чувственный процесс усвоения знаний. Учащийся, пропуская через себя новый эмоциональный опыт, закрепляет его на умственном уровне. Учитель же в этом процессе выступает не транслятором абсолютно новых знаний, а лишь качественным посредником между процессом актуализации знаний учащихся и его эмоциональной составляющей, он создает игровое учебное пространство.

Какие принципы могут лежать в основе методики применения принципов театральной педагогики в условиях досуговых мероприятий школьников. Подробно рассмотрю это на примере работы с одаренными детьми в нашем лицее на кружках «Что? Где? Когда?» и «Наши истоки».

Итак, первый принцип, это - принцип событийности.

Каждый урок с одаренными детьми педагог начинает нестандартно. Например, дополнительные занятия по кружку «Что? Где? Когда?» старается начинать со сложного логического вопроса. Дети не просто заходят в класс и рассаживаются по своим местам, а отвечают на вопрос, за который получают «наклейку» - дополнительный бонус к будущей оценке занятия. По началу, ребята сердились и не хотели еще на перемене интеллектуально затрачиваться, но вскоре очень полюбили этот способ настройки на урок. На кружке «Наши истоки» дети начинают работу с краткой интересной, еще не изученной краеведческой справки, которую ребята готовят к каждому занятию по очереди, а затем делятся со всем классом.

Второй принцип - принцип проживания.

На кружке «Что? Где? Когда? с ребятами учитель старается проживать интеллектуальную игру каждый раз. Ученики не просто озвучивают, обдумывают и дают ответ на вопросы. Ребята на каждом занятии создают игровую ситуацию настоящей телевизионной программы «Что? Где? Когда? Есть ведущий, который подобно Борису Крюку, важно и чинно ведет игру, штрафует участников. Есть игроки-ученики, представляющиеся людьми разных профессий, есть воображаемый зал и его помощь. Педагог отчетливо видит, как дети проникаются этой игровой ситуацией, как они готовы снова и снова возвращаться вместе, пусть и за вымышленный игровой стол. В рамках кружка «Наши истоки» дети любят разыгрывать заочные экскурсионные маршруты. Заранее продумав, куда сегодня на занятии «отправимся», ребята составляют образовательный маршрут по местам Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Далее прямо в классе педагог с учениками имитирует эту местность и создает игровую ситуацию рассказа экскурсовода (один из учащихся) и туристической группы (остальные ребята). В конце обязательно ребята задают друг другу вопросы, разбирают неловкие, неточные ситуации. В рамках этого принципа театральной педагогики ребята проживают опыт личного творческого действия. Они не просто получают систему навязанных догм, они вырабатывают самостоятельно и с участием педагога компетенции личностно-значимых открытий.

         Третий принцип - принцип импровизации.

Классический образовательный подход тяготеет к постоянной, детальной, долгой, плановой подготовке учителя и учащихся к занятиям. Театральная же педагогика допускает наличие на занятии здоровой импровизации. Приходят дети к учителю на кружок Что? Где? Когда? и пока еще не знают, чем сегодня займутся. Будут решать логические задачки или вдруг решать посмотреть и разобрать видеофрагмент последней зимней серии этой игры. Заранее никто не готовился, взяли и решили. Нет догмы, навязывания, присутствует лишь свобода выбора ребенка. Кружок «Наши истоки» еще более обширная площадка для импровизации. Отправиться в музей, в библиотеку, быстро, на самом уроке, создать экологический плакат, кроссворд, сканворд, добавляет в учебный, рутинный процесс, ноту живых человеческих, детских эмоций. Дети стремятся быть умными, но терпеть не любят процесс поиска себя, «нахождения» себя этим самым умным.

Театральная педагогика только постепенно входит в российский образовательный процесс. Еще не все школы приняли, поняли и оценили ее превосходство. Театральная педагогика – это про осмысленность. Она про детей, которые желают учиться и получают от этого удовольствие. При этом в рамках данного исследования она уместно можно сочетаться с исследуемой проблемой – использование мультимедийных средств в культурологическом образовании школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Разноцветный мир" (дополнительное образование школьников)

Программа "Разноцветный мир" построена так, чтобы дать детям более полную связь искусства с жизнью.Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности.Художест...

Нетрадиционные формы занятий в учреждениях дополнительного образования детей.

В данной статье раскрывается вопрос о использовании нетрадиционных методов и форм организации занятий в системе дополнительного образования...

Развитие в системе дополнительного образования форм детских творческих объединений интеллектуально-познавательной направленности. Реализация модели игровых площадок.

Выступление на научно-практической конференции учителей начальных классов«Обновление содержания внеурочной  деятельности в начальной школе в условиях перехода на ФГОС»...

Методическая разработка открытого урока по изготовление ростовых цветов в рамках дополнительного образования школьников

Методическая разработка  открытого урока по изготовление ростовых цветов в рамках дополнительного образования школьников...

Мастер-класс "Методы и формы работы по формированию финансовой грамотности у младших школьников в рамках дополнительного образования"

Данный мастер-класс раскрывает  методы и формы работы по формированию финансовой грамотности у младших школьников в рамках дополнительного образования....

Разнообразие форм проведения занятий по экологии с младшими школьниками в дополнительном образовании на примере авторских программ

Статья для научно-практической конференции «Формирование основ естественно-научной грамотности младших школьников»...

Учебный план занятий по "Физике роботов" в дополнительном образовании школьников

В современном мире используется все больше механизмов и роботов: в производстве, в медицине, в быту и других областях. Незаметно роботы вторглись и во всю нашу повседневную жизнь. Сегодняшние школьник...