Технология Развития Критического Мышления (краткий мастер-класс) из материалов "Учитель года 2016"
презентация к уроку

Жанна Ивановна Кошляк

Предварительный просмотр:

               Технология  Развития  Критического  Мышления

                                    (краткий  мастер-класс)

Если  бы мне предложили данную технологию переименовать по - своему, я бы назвала её  «Системой чудесных методов  и приёмов».  Составляющие технологии развития критического мышления направлены  на развитие интерактивного, творческого, рефлексивного мышления младшего школьника, стратегически действуют  независимо от предметного содержания учебной деятельности (будь то математика, русский язык,  окружающий мир или внеурочное занятие) по единой модели «вызов – осмысление – рефлексия».  Представляю Вам   инновационно - педагогическую ТРКМ (далее – технология),  способную усиливать имеющиеся у ученика и учителя  рефлексивные механизмы, обучать рефлексии и технологически её обеспечивать.

Способов игровых постановок  проблем на уроке  в науке педагогической  инноватики  великое множество, но самые действенные из них те, которые базируются на ранее  приобретённом ребёнком опыте, причем, даже не  учебном, а чаще бытовом.  

Роль учителя, как говорил К. Д. Ушинский «…дать ученику средство активно извлекать полезные знания не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души. Обладая такой умственной силой…, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач школьного обучения».  

В моей технологии  постановка проблемы  интерпретируется как  «вызов  уже имеющихся знаний  для приобретения новых» и является серьёзным активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшего познания.

По моим наблюдениям на стадии «осмысления» тоже  сохраняется активность учащихся при непосредственной  работе с информацией. И далее, в стадии «рефлексии» информация  охотно анализируется, интерпретируется и творчески перерабатывается.

Рассмотрю  и опишу наиболее адаптированные  для начального звена школы приемы и методы технологии, в зависимости от стадии урока и приведу  краткие примеры  своей практики.

Часто у обучающихся  нет первоначального знания по какой- либо  теме, тогда на стадиях от  вызова  до  рефлексии  работают вопросы «Тонкие и толстые», ромашка Блума, стратегия «Верю, не верю»*, а также прием «Выглядит, как…Звучит, как...».

 Иногда целесообразно применять предположение, ассоциации и «Сломанные буквенные конструкции».  Замечено, что учащиеся замечательно работают с денотатным графом,  который включает в себя два кластера: положительный и отрицательный по составу терминов или  явлений (например, рассматривается влияние человека на природу (отрицательное и положительное);  с графическим приёмом «Весы» (например, сравнение двух литературных героев по личностным качествам).

Например, на уроке окружающего мира в 3 классе, обучение детей которого ведется по адаптированным школьным программам,  при изучении новой темы «Опасные места» можно применить  прием, который формирует умение работать с  «Тонкими и толстыми вопросами».*  Тонкие  -  требуют простого односложного ответа и основываются на уже имеющемся опыте, а толстые - требуют развернутого, подробного ответа. Понятно, что тонкие  вопросы задаются на стадии вызова, а на толстые вопросы обучающиеся сразу ответить не могут, это и подталкивает  их к  стадии  активного осмысления и поиску нужной информации. На стадии рефлексии детям предстоит самим задавать вопросы  с элементом  предположения (в правой колонке), основываясь на новом знании. Целесообразно урок закончить анализом, с помощью кластера, где основную «ягоду в грозди»* на доске заполняет учитель, остальные  – учащиеся.

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Кто сможет спасти из лифта?

Почему?

Что  является самым опасным местом в квартире?

Предположите, что будет если….

Когда трансформаторная будка смертельно опасна?

Объясните, почему?

Может ли пустырь, парк, лес быть опасными?

Что если там злоумышленник ?

Будет ли опасно  зимой находиться на льду?

В чем различие между льдом зимой и в начале весны или  в конце осени?

Могли ли дети умереть на стройплощадке?

Почему вы так считаете?

Согласны ли вы, что без взрослых нельзя выходить на лед озера и реки?

Предположите, что будет если…

*-смотреть приложение

Можно разработать прием «Выглядит, как… Звучит, как...» для  урока литературного чтения при изучении стихотворения «Что ты тискаешь утёнка?» Саши Чёрного.  На доске в начале урока заготовлена пустая таблица с заголовками. Учитель после нескольких заданных им вопросов, присваивает каждой строке левой колонки понятие или  название предмета.

- Маленькая водоплавающая беззащитная птица, выглядит, как….(дети хором дополняют) утёнок. Толстый, живет в мутных  африканских водоемах…(бегемот). Маленький-это….(малыш). Тот, кто больше, это….(большой). Чем человек может сжать предмет? (ладонями).  А чем может сжать бегемот? (лапами).

Ученикам  предлагается придумать зрительные или слуховые ассоциации, которые у них возникли.

Выглядит, как…

Звучит, как…

утёнок

кря

бегемот

танк

малыш

плачет

большой

как громкий топот

Руки (ладони)

больно, как удар камня

Лапы

Чудовище – мощное, рычит

Затем идет знакомство с новым произведением на стадии осмысления.

На стадии рефлексии возвращаемся к таблице:

- Теперь объясните смысл следующих строк: «Лапы мальчика не шутки, чуть притиснешь – и капут!» Почему мы сначала посчитали, что лапы могут быть только у чудовища? (Мы еще не прочли стихотворение и не знали, что руки мальчика, могут быть как лапы чудовища для испугавшегося утенка)

- Предположите, как бы вы себя повели, если бы бегемот захотел  с вами от скуки поиграть, зажав в лапах? И.т.д.  Дети «проживают» ситуацию и наперебой высказываются о своих действиях.

На первом  примере я уже коротко рассмотрела прием «Кластер». Он заключается в выделении смысловых единиц любого явления, предмета, темы и графическом оформлении их в определенном порядке. В начальной школе приемлемы однорядные кластеры, но имеются исключения. Всё зависит от того, какой материал систематизируется.  Кластер универсален  и  хорош потому, что может стать ведущим приёмом, как на стадиях вызова и рефлексии, так и стратегией  всего урока  в целом, и что немаловажно, очень позитивно воспринимается ребятами, имеющими любой  уровень школьных навыков. Мы с ребятами работаем с кластерами  фронтально,  группой,  парой и индивидуально.

Например, при изучении литературных произведений удобно конструировать «многорядные кластеры» для систематизации главных и второстепенных, отрицательных  и положительных героев и их ключевых качеств характера. На уроке русского языка можно, без сомнения, организовать простой и сложный кластер* по любой теме. Многие учащиеся моего класса  умеют анализировать  пройденное по совместно созданному  кластеру, а некоторые способны создать «гроздь»  сами.

Команда методистов  и  педагогов  новаторов,  которые первыми перевели с английского, описали и адаптировали  технологию  в России,  утверждают, что прием «гроздь» в математике применить  практически невозможно. Мною успешно апробирован данный прием при изучении темы «Уравнения»* в 3 классе на стадии рефлексии.

Ромашка Блума очень популярна  среди педагогов, поскольку стратегия систематической работы с категориями  вопросов  этого приема может вывести учащихся за рамки когнитивных умений – в поле метакогнитивного опыта (умение планировать, предвосхищать, оценивать, предполагать, фантазировать). Каждый из шести лепестков содержит свой тип вопроса:

  1. простой
  2. уточняющий
  3. интерпретационный
  4. творческий,
  5.  оценочный
  6. практический

Форма* приёма «радует» глаз, что для детей начальной школы немаловажно. Динамичность использования  ромашки, а именно,  манипуляции с лепестками, вовлекают в опрос всех детей класса, потому что этот прием технологии наиболее сообразен  возрасту младшего школьника. Работа  на уроке с вопросами ромашки  Блума непроизвольно из репродуктивной  переходит  в продуктивную, что само по себе очень ценно.

*-смотреть приложение

Приведу примеры вопросов на  уроке обобщения  по теме «Растрёпанный воробей» К. Паустовского. Выделенные слова помогут Вам сконструировать свои вопросы.

Почему Маше показалось, что у мамы в корзине вдруг расцвели красные цветы после спектакля «Золушка», в котором мама танцевала?

Кто и что не спали в тот вечер, когда непрерывно шел снег?

Если я правильно поняла, то вороне что-то снилось?

Что изменилось бы в мире, не будь у людей  закрытых окон?

Чем в этом рассказе ворона отличается от воробья?

Как бы вы поступили на месте мамы, если бы Пашка не прилетел и не принес брошку?

В начале  представления педагогической технологии я обратилась к словам известного педагога  с  определенным умыслом – создать для Вас, уважаемые коллеги, стадию вызова.  

После прочтения  описания технологии, осмысливая ее суть, появилось ли у Вас ощущение, что именно таким «средством  активно  извлекать» она и  является?

Правдиво ли утверждение, что её главная цель – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться, конструируя свое собственное знание и получая при этом положительные эмоции?

Если я смогла Вас  убедить, в том, что моя технология учит работать с информацией продуктивно; анализировать различные стороны явлений и предметов, выстраивая схемы,  и  Вы внимательно смотрели приложение после каждой*, то может уже завтра на стадии  педагогической  рефлексии необычные приемы найдут применение и в Вашей практике.  

«Эврика! - подумаете Вы. - Моя технология!»

Желаю успехов!

P.S.       Если нуждаетесь в хорошем источнике ценной информации, то предлагаю ознакомиться с содержанием книги  Ирины Валентиновны Муштавинской «Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя»: Учебно-методическое пособие. 2-е изд.- СПб.: КАРО, 2014. (Серия "Петербургский вектор введения ФГОС ООО)

                             

                           Приложение к  I конкурсному заданию

                       

                          Приложение ко  II конкурсному заданию

                         

                           Приложение к  III конкурсному заданию


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на конкурс учитель года 2016

«Учителем надо родиться!» - говорят в народе.  С самого детства я долгими часами пропадала в школе, ведь расти в семье, где мама учитель, по-другому нельзя.  Мне очень нравилось смотреть, ка...

Конкурс учитель года 2016 "Методический семинар"

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»...

«Учитель года – 2016»

Конкурс "Учитель года - 2016"...

Материалы на конкурс Учитель года 2016

Урок русского языка "Имя существительное"...