Выступление на РМО "Метод проектов". (омбен опытом)
учебно-методический материал

Курнявко Ирина Викторовна

В данном материале Вы можете познакомиться с моим опытом работы над проектом с учащимися начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метод проектов

(обмен опытом)

Добрый день, уважаемые коллеги!

Одна японская мудрость гласит : "Чтобы человек был сытым один день, дай ему одну рыбку, два дня - две рыбки, всю жизнь - научи его ловить рыбу". 

 Так как тип человека современности и ближайшего будущего - самостоятельный, коммуникабельный, умеющий работать в группе, готовый и способный постоянно учиться новому, самостоятельно добывать и применять нужную информацию, поэтому  показателем качества в контексте модернизации образования является компетентность, которая определяется не через сумму знаний и умений, а характеризует умение человека мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт. Отсюда вытекает основная задача начального образования: научить ученика учиться. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы, возникающие в реальных жизненных ситуациях. Вот почему сейчас идёт активное внедрение ФГОС второго поколения, так он направлен на формирование компетентности, т.е. готовности и способности человека действовать в любой области.

Способом развития требуемых компетенций является метод  проектов. Ведь этот метод не что иное, как попытка моделирования жизни. Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: ставить проблему, определять цель, организовывать и планировать  деятельность, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения.

 Хотя я ещё не являюсь  тем, кто реализует ФГОСы, но активно в своей практике  использую метод проектов.  Уже пятый год в нашей школе в рамках «Недели высоких информационных технологий» проходит фестиваль школьных проектов среди педагогов и учащихся школы.

Трудно ли работать над проектами  в начальных классах? Я бы сказала - проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё-таки это возможно. Хотелось бы рассказать, как же мы справляемся с этой нелёгкой задачей. Я не буду говорить о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в её классическом понимании. Но для малыша это будет его проект. Существует заблуждение о неэффективности использования метода проектов в начальной школе. Конечно, проекты представленные учениками младших классов не такие грандиозные, информационно насыщенные и т.п. как у учеников старших классов. Но даже они могут считаться проектами. С первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Научить его мыслить, организовывать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту. При этом на первых шагах важна наглядность, образец, опора, шаблоны.

Как известно, работа над проектом предполагает несколько этапов.

1. Подготовка. Определение темы и цели проекта.

Самым трудным для меня является выбор темы проекта. Конечно, вопросов малыши  задают очень много, но определиться  в том,  что их больше всего интересует сложно. Но так получается, что темы наших проектов как бы рождаются сами собой.

 «Весёлая азбука» - тема первого нашего проекта была обусловлена особенностями урока – обучение грамоте. Так тема второго  проекта «Луковые слёзы» родилась после вопроса, который задала мне одна из учениц: «Я видела, как мама плачет, когда чистит лук! Почему?»

В прошлом учебном году девочки в школу принесли альбомы с наклейками, это заинтересовало ребят. Оказалось, что многие ребята в классе занимаются собиранием разных предметов. Я предложила детям рассказать о своих увлечениях, так возникла тема нашего следующего проекта «Моя коллекция».

Хочу отметить, что над проектом начинает работать весь класс, а к концу работы над проектом остаются самые ответственные, самые заинтересованные ребята.

Итак, тема выбрана, цель поставлена.

2. Планирование. (включает в себя несколько пунктов)

1.) Анализ проблемы.

2.) Определение источников информации.

3.) Определение способов сбора и анализа информации.

4.) Постановка задач и выбор критериев оценки результатов и процесса.

5.) Распределение ролей и обязанностей в группе.

6.) Определение способа представления результата.

Обсудили проблему, выявили интересующие нас вопросы,  решили, как найти на них ответы  и собрать информацию, т.е. определили  задачи, чтобы достичь поставленной цели. Помним, что младшие школьники пока ещё могут работать только либо по образцу, либо строго следуя чёткой инструкции. Так, например, работая над проектом «Луковые слёзы», цель которого: выяснить причину луковых слёз и определить эффективные способы их избежать, дети получают задание и памятку- инструкцию, как выполнить это задание.

1. Работаем над проектом

«Луковые слёзы»

1. Провести опыт. 

Опыт проводи строго под наблюдением взрослого!

1) Спросить разрешение у мамы или у взрослого взять небольшую луковицу.

2) Осторожно очистить лук от шелухи.

3) На разделочной доске разрезать лук  на несколько  частей.

4) Пронаблюдать: вызывает ли лук у тебя слёзы?    

5) Запиши ответ «Да, Нет»__________.

2. Спроси у членов своей семьи: «Плачут ли они от лука?» Запиши ответ «Да, Нет».

Мама _________    брат__________

Папа__________    бабушка__________

Сестра_________    дедушка _________.        

3. Найти ответ на вопрос: «Почему лук вызывает слёзы?» Ответ записать и указать источник информации.

2. Продолжаем работу над проектом «Луковые слёзы»

1. Найти загадку про лук. Запиши.

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

2. Спроси у взрослых, знают ли они какой-нибудь способ, чтобы избежать «луковых слёз»?

Ответ запиши:_______________________

_____________________________________

_____________________________________

3. Найди в дополнительных источниках другой способ избежать «луковых слёз».

Ответ запиши:_______________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________.

Таких памяток участники проекта получают столько, сколько того требуют задачи проекта.

3. Принятие решений проблемы.

1.)   Сбор и уточнение информации.

2.) Обсуждение альтернатив, выбор оптимального варианта.

3.)  Уточнение планов деятельности.

Т.е. собранную информацию, нужно обработать. Выбирается группа детей, по желанию, кто этим будет заниматься и снова выдаётся бланк для заполнения результатов.

3. Продолжаем работу над проектом

«Луковые слёзы»

Систематизировать ответы на вопрос: «Плачете ли вы от лука?». (посчитать кол-во «Да» «Нет»)

 Записать ответ.

         Ученики нашего класса:

Девочки:                   Мальчики:

«Да» __ «Нет»__; «Да» __ «Нет»__

Мама:

«Да» __________  «Нет»__________

Папа:

«Да» __________  «Нет»__________

Сестра:

«Да» __________  «Нет»__________

Брат:

«Да» __________  «Нет»__________

4. Выполнение.

1.) Анализ информации.

2.) Выполнение проекта.

3.) Формулирование выводов.

Обработанная информация подлежит обсуждению. Узнав о том, что существует множество способов избежать луковых слёз, решили проверить, а какой из них наиболее эффективен. Начинается самая интересная часть проекта для детей – эксперименты. Дети делятся на группы, получают памятку – инструкцию, как провести эксперимент и бланк для записи результатов проведённого эксперимента.

4. Работаем над проектом

«Луковые слёзы»

Эксперимент проводил_______________

В эксперименте участвовали:

1.__________________________________

2. _________________________________

3._________________________________

4. _________________________________.

Цель эксперимента: Выявить__________

____________________________, если

___________________________________.

В ходе эксперимента выяснилось, что луковые слёзы

__________________________________

__________________________________

__________________________________

Некоторые способы было возможно  проверить только в домашних условиях, поэтому без помощи родителей не обошлось. И опять дети и родители строго действовали по памятке - инструкции.

Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности детей – сотрудничество, содействие, партнёрство с собственным ребёнком. Помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности и организованности, а также немаловажна техническая сторона проекта.

Вот как проходили наши научные эксперименты. (видеоролик)

5. Оценка результатов.

1.) Анализ выполнения проекта.

2.) Достигнутых результатов.

3) Анализ достижений поставленной цели.

- Здесь главным вопросом является вопрос о практическом применении полученных результатов. И уже на последнем этапе  работы над проектом ребята предлагают создать памятку для своих  мам «Лук без слёз».

6. Защита проекта.

Главное в работе над проектами – научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Это очень важное умение.

Работа над проектами позволяет:

  • обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения,
  • научиться применять полученные знания,
  • организовывать сотрудничество с родителями и другими взрослыми.
  • Именно в проектной деятельности развивается и одарённость  детей.

 А сейчас мы вашему вниманию представляем защиту проекта «Моя коллекция».

Защита проекта «Моя коллекция».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческие проекты (примеры простейших детских проектов из опыта работы Семиковой Надежды Леонидовны

В настоящее время процесс обучения всё больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность.Метод про...

Выступление по распространению педагогического опыта

Современный урок в начальной школе: формы работы с материалом на уроке в начальной школе....

Выступление на педсовете (из опыта работы) «Совместная проектно-исследовательская деятельность учащихся и педагогов на уроках в начальной школе как совершенствование компетенции учителя»

Совместная проектно-исследовательская деятельность учащихся и педагогов на уроках является одним из механизмов реализации системно–деятельностного подхода. Вместо усвоения готовых знаний, у...

Выступление по обобщению педагогического опыта

Деятельностный подход в обучении младших школьников через моделирование учебной ситуации....

Работа над социальными проектами. Обобщение опыта работы над проектами

Работа над социальными проектами. Обобщение опыта работы над проектами ...

Сценическое волнение у детей перед концертным выступлением: пути преодоления (из опыта работы)

Проблема публичного волнения перед выступлением существует как у детей, так и у взрослых. Одна из задач педагога, руководителя ансамбля, научить справляться с ним. В статье приводятся способы преодоле...