Доклад на тему: «Структура урока с использованием ТКРМ»
статья

Королева Мария Васильевна

         Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию Универсальных Учебных Действий, является Технология развития критического мышления, целью которой является развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс. В данной статье собрана информация по структуре урока с использованием ТРКМ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad._struktura_uroka_s_ispolzovaniem_trkm.docx18.74 КБ

Предварительный просмотр:

     

Доклад на тему: «Структура урока

с использованием

 ТКРМ»

               

        Целью модернизации российского образования является достижение нового качества, которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизнью. 

        «Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов». «Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта», /Стандарты второго поколения/.

       А значит одно из главных требований к условиям реализации общеобразовательных программ – проектирование учителем личностно ориентированного урока. Основными условиями построения такого урока считаются приоритет индивидуальности, вариативность, открытость.

       Приоритет индивидуальности предполагает признание ученика основным участником образовательного процесса, самоценного и личностно значимого субъективного опыта.

      Условие вариативности предполагает определённую позицию учителя, обеспечивающую самореализацию каждого ученика в обучении.

       Условие открытости предполагает использование на уроке разнообразных видов общения: учитель-ученик, ученик-ученик, учитель - ученики и т.д. Условие открытости предполагает и совместный поиск истины: умение принять другую точку зрения, взаимопонимание.

        Данная технология позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.

        Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение – основная часть – заключение». Подобная же схема действует и при решении проблем: «введение в проблему – подходы к ее решению – рефлексия результата». В рамках технологии РКМ данные этапы получили  следующие названия и функции.

1 стадия «Вызов»

Цели:

  • Актуализация опыта и предыдущих знаний
  • Активизация деятельности учащихся
  • Формирование мотивации на учебную деятельность
  • Постановки обучаемыми индивидуальных целей в учебной деятельности

           По рассказу Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек»

Предлагается соединить начало и конец пословиц, чтобы получились верные высказывания: (Работа в парах)

 

Вся семья вместе… …тот вовек не погибает.

Кто родителей почитает… … детки же и горе.

Детки -радость… … и душа на месте.

 

Вопросы:

- Запишите в тетради, как вы понимаете слово «семья».

Чтение ответов детей (по выбору учителя)и обсуждение.

- Попробуйте ответить на вопрос, почему люди создают семью.

- Рассмотрите выставку рисунков «Моя семья». Задайте вопросы авторам рисунков.

Методические приемы ТКМ на первой стадии «Вызова»

  • «Мозговой штурм»
  • Формулировка вопросов, ответы на которые нужно найти в тексте
  • Работа с ключевыми терминами.
  • Перевёрнутые логические цепи (связать последовательность элементов информации в нужной последовательности).
  • Свободное письмо (задаётся тема, а способ воплощения - нет; пишите всё, что приходит в голову: это может быть связанный текст, или опорные словосочетания).
  • Разбивка на кластеры (построение логографа-выделение блоков идей).
  • Механизм ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал).
  • Толстые и тонкие вопросы

2 стадия – «Осмысление»

Цели;

  • Получение обучаемыми нового знания
  • Формирование понимания и систематизация знаний
  • Освоение способа работы с информацией
  • Поддержка целей, поставленных на стадии вызова

      По рассказу Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек»

Вопросы:

- Есть ли в вашей семье старые люди?

- Сравните ваши рисунки с иллюстрацией в учебнике.

- Что вы можете сказать об этой семье?

-Кто, на ваш взгляд, самый беспомощный в семье?

-Кто и почему должен быть опорой для дедушки?

- Сегодня мы знакомимся с рассказом Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек». Что вы знаете об авторе? Какие его произведения уже читали?

- Что объединяет эти произведения?

- Прочитаем текст и попытаемся понять, какой совет даёт нам

автор.

Методические приемы ТКМ на второй стадии

«Осмысления»

  • Маркировочная таблица ( «v» - я так и думал, «+» - новая информация, «-» - у меня по-другому, «?» - не очень понятно, я удивлён).
  • Взаимоопрос и взаимообучение (например, задать друг другу вопросы).
  • Двойной дневник (страница делиться на две части: слева - что понравилось, запомнилось, справа - почему, какие ассоциации).
  • Заполнение таблицы ЗХУ.

3 стадия – «Рефлексия»

Цели:

  • Присвоение нового знания
  • Создание целостного представления о предмете
  • Расширение проблемного поля, постановка новых целей в учебной деятельности
  • Работа по оценке и самооценке развития обучаемых в предмете

      По рассказу Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек»

Вопросы и задания:

- Прочитайте пословицу и соотнесите её с рассказом.

- Что значит почитать старших?

- Какой же совет даёт нам автор?

- Прочитайте цитату из Библии, записанную на доске, вспомните всё, о чём мы говорили на уроке, и сделайте вывод, чему хотел научить нас автор рассказа?

Задание: составить синквейн слова «семья».

Методические приемы ТКМ на третьей стадии «Рефлексии»

  • Возврат к стадии вызова (обсудить, что совпало).
  • Возврат к ключевым словам.
  • Возврат к перевернутым логическим цепочкам.
  • Возврат к кластерам (их заполнение).
  • Возврат к ЗХУ
  • Творческая работа - синквейн

      Особенностью данной технологии является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Преодоление нарушений слоговой структуры слов у младших школьников с ОНР »

Современные лингвистические исследования свидетельствуют о том, что слогосложение  остаётся  одной из наиболее сложных и актуальных проблем общей фонетике.     В ли...

Доклад на тему: «Ключевые компетентности в начальной школе: Структура, показатели и особенности формирования».

Доклад на тему:«Ключевые компетентности в начальной школе: Структура, показатели и особенности формирования»....

ДОКЛАД на тему: «Структура урока по ФГОС. Этап V: «Первичное закрепление» (с проговариванием во внешней речи)

       Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена нов...

Доклад на тему: структура урока систематизации и обобщения знаний и умений (тип урока- совершенствование).

Адаптированные наукоёмкие понятия структуры урока систематизации и обобщения знаний и умений (т.е. совершенствование) по ФГОС....

Доклад на тему «Роль адаптивной физической культуры в обучении школьников со сложной структурой дефекта»

В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровьяшкольников, особенно детей младшего школьного возраста. Малаяподвижность отражается на функционировании многих систем организмашкольни...

Доклад на тему: «Структура программ учебных предметов и курсов внеурочной деятельности»

Доклад на тему: «Структура программ учебных предметов и курсов внеурочной деятельности»...