Хорошо ли ты знаешь имя прилагательное
план-конспект урока (4 класс)

Димитрова Алла Алексеевна

Предметные:- закрепление программного материала по русскому языку; углубление и расширение знаний учащихся о русском языке и его закономерностях;

.Личностные: мотивация ко внеурочной деятельности; самооценка на основе критериев успешности внеурочной деятельности.
Регулятивные: удерживать учебную задачу; выполнять учебные действия в громкоречевой форме; сличать способ действия и его результат ; выделять , что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения материала
Познавательные: называть и определять объекты и явления окружающей действительности;
подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение и классификация существенных признаков; установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные: предлагать помощь и сотрудничество, ставить вопросы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochka.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Хорошо ли ты знаешь имя прилагательное

Цель: повторить, обобщить и закрепить знания об имени прилагательном.

Формируемые  УУД:

Предметные:- закрепление программного материала по русскому языку; углубление и расширение знаний учащихся о русском языке и его закономерностях;

.Личностные: мотивация ко внеурочной деятельности; самооценка на основе критериев успешности внеурочной деятельности.
Регулятивные: удерживать учебную задачу; выполнять учебные действия в громкоречевой форме; сличать способ действия и его результат ; выделять , что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения материала
Познавательные: называть и определять объекты и явления окружающей действительности;
подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение и классификация существенных признаков; установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные: предлагать помощь и сотрудничество, ставить вопросы.


Форма организации внеурочного занятия: групповая деятельность.

Ход занятия.

1.Оргмомент.

 – Сегодня у нас необычное занятие. Я знаю, что выиграть. Да? Вот сегодня мы и будем играть. Для этого вы разбились по группам.  Правила работы в группах вам известны. За каждое верно выполненное задание команда получает фишку . Лучшую команду выберем в конце занятия .

2.Подготовка к основному этапу занятия

– Эпиграфом к нашему  занятию стали слова из стихотворения:
    Определяю я предметы,
    Они со мной весьма приметны.
    Я украшаю вашу речь
    Меня вам надо знать, беречь!
 – Эти строчки определяют тему нашего сегодняшнего  занятия. Так о чем идет речь в данных строках? И какова тема занятия?

-   Какую цель мы можем поставить перед собой на этом занятии?

 -  Сейчас мы и знаем, что вам уже известно о прилагательном проведя разминку

 1) индивидуальная работа
– Разминка даст ответ на вопрос: Что необходимо для успешной игры? (разгадать слова). Кто закончит первым, расскажет об имени прилагательном.
(Каждый игрок команды работает индивидуально. Капитаны команд подводят итоги проделанной работы)

  1.Что такое имя прилагательное:
а) часть слова – Е                                      а) часть растения – С 
б) часть речи – У                                  
    б) часть слова – Е 
в) часть растения – С                            
    в) часть речи – У

2. Имя прилагательное обозначает:
а) признак предмета – Д                      а) предмет – А 
б) предмет – А                                      б) признак предмета – С 
в) указывают на предмет – О              в) указывают на предмет – О

3. Имя прилагательное отвечает на вопросы:
а) кто?  что? – К                                       а) какая? какой? какое? какие? – П
б) какая? какой? какое? какие? – А        б) что делает? – К 
в) что делает? – В                                      в) кто? что? – В

4. С какой частью речи связано имя прилагательное:
а) существительное – Ч                                      а) не связано ни с какой частью речи – Л  
б) местоимение – Я                                             б) местоимение – Я 
в) не связано ни с какой частью речи – Л          в) существительное – Е

5. Как изменяется имя прилагательное:
а) не изменяется – П                              а) по родам и числам – Х
б) по лицам – Ж                                     б) по лицам – Ж 
в) по родам и числам – А                      в) не изменяется – Ч

- Какие слова у вас получились?

- Что вы можете рассказать о прилагательном?

- С какой целью мы выполняли данную разминку? (повторить знания об имени прилагательном)

2) Аукцион (работа в группе)
 – За одну минуты придумать как можно больше имен прилагательных к слову – книга. По истечению времени по очереди называть свои слова. Кто последним назовет слово, тот и выиграл.
( слова подбирает вся группа, слова называет один представитель)

3. Основной этап

1) Игра « Найдите пару».

- У вас в двух столбиках даны прилагательные, вы должны подобрать к слову из первого столбика подходящее  слово из второго, соединив их стрелкой. (правильные ответы читает группа, которая первая выполнила задание)
мокрый                        сырой
ветхий                         жадный
душистый                   морозный
холодный                     храбрый
верный                         ароматный
смелый                        старый
скупой                         надежный 

– Что за пары образовались? Как называют такие слова? Какие из прилагательных характеризуют человека?

- С какой целью мы играли в данную игру?

2) Игра «Скажи наоборот»

- Я буду говорить начало фразы, а вы конец. Отвечает тот, кто первый поднимет руку.
 Ремешок узкий, а пояс ______________ .
Ручей мелкий, а пруд _______________ .
Сарай низкий, а дом ________________ .
Молоко жидкое, а сметана ___________ .
Пух лёгкий, а камень ________________ .
Хороша верёвка длинная, а речь __________ .

- Что за пары образовались?  Как называют такие слова?

- С какой целью играли в эту игру?

3) Игра «Детективы»

 – Вы побудете в роли детективов. Вам необходимо по данным приметам найти пропавший предмет. Отвечает тот, кто первый поднимет руку.

Рыжая, хитрая, ловкая  __________________
Раннее, хмурое, зимнее________________
Холодный, порывистый, северный ____________
Трусливый, косой, серенький ______________
Бурый, мохнатый, косолапый____________________

Серый, хищный, жадный__________________                                                

Белый, пушистый____________________

Круглое, сладкое, сочное_____________                                               

Широкая, глубокая , быстрая___________________

Зелёный, сладкий, сахарный _______________

Кудрявая, белоствольная  ____________

-Что вам помогло определить нужный предмет?

 -  Как вы думаете, слова  какой части речи уточняют имена прилагательные?

 (имена существительные)

- Что помогло вспомнить данная игра?

4) Физминутка

- Ребята,  я буду называть овощи и их признаки ,если эти признаки совпадают   хлопайте, если нет топайте.

 Помидор красный, круглый.

Огурец  черный, круглый.

Лук сладкий, длинный.

Морковь оранжевая, полезная.

Арбуз красный, сладкий.

Снег легкий, упругий.

Сосна колючая, зеленая.

Сосулька прозрачная, кислая.

5) Игра  «Поговорки о людях»

– У вас на карточках выражения, которые используют для описания характера людей. Нужно соединить поговорку с соответствующим описанием характера. ( слова подбирает вся группа, слова называет один представитель)

 В рубашке родился                                                добрый, мягкий, сердечный
Мухи не обидит                                                      счастливый, удачливый
За смертью посылать                                             ловкий, изворотливый
Сухим из воды выйдет                                          медлительный, нерасторопный

- Как называются эти устойчивые выражения для описания характера людей?

- Для чего мы выполняли это задание?

6) Игра « Составь слова»

 – Из слов необходимо взять названные части слова и из них составить новое слово.  От основ каких частей речи образовались новые слова? Новые слова разобрать по составу.

1

2

3

приставка

подъехать       

-

-

корень

вода     

часы     

белый

суффикс

сводный           

кормовой

дяденька

окончание

сводный           

морская

синий

подводные                      

часовая                     

беленький

 7) Конкурс знатоков.

На доске записаны словосочетания. Один из учеников должен подобрать к каждому словосочетанию прилагательное, близкое по смыслу. А другой – противоположное по смыслу. Слова, противоположные по смыслу (антонимы), записывают слева, а слова близкие по смыслу (синонимы), - справа от словосочетаний.

Свежий хлеб, свежий ветер, свежие краски, свежая рубашка, свежая газета.

Чёрствый – свежий хлеб – мягкий

Тёплый – свежий ветер – прохладный

Тусклые – свежие краски – яркие

Грязная – свежая рубашка – чистая

Старая – свежая газета – новая.

-  Кто справился быстрее?

- Правильно ли они выполнили задание?

4. Подведение итогов

- Подошло к концу наше занятие.

- Достигли ли мы поставленной цели?

 -Прошу вас подсчитать количество фишек у каждой группы.

 - Какая  группа лучше всех знает прилагательное?

5. Рефлексия

-  Смогла ли ваша группа справиться с заданием?

-  Что помогло?

- Что помешало?

- Кого из ребят вашей группы вы могли бы сегодня назвать лучшими?

-   Кто из ребят работал сегодня недостаточно активно или мешал работе группы?

-  Как вы оцениваете свою работу в группе?

Раздаточный материал

Приложение №1

1.Что такое имя прилагательное:
а) часть слова – Е                                      а) часть растения – С 
б) часть речи – У                                  
    б) часть слова – Е 
в) часть растения – С                            
    в) часть речи – У

2. Имя прилагательное обозначает:
а) признак предмета – Д                    а) предмет – А 
б) предмет – А      
                                б) признак предмета – С 
в) указы
вают на предмет – О          в) указывают на предмет – О

3. Имя прилагательное отвечает на вопросы:
а) кто?  что? – К                                    а) какая? какой? какое? какие? – П
б) какая? какой? какое? какие? – А         б) что делает? – К 
в) что делает? – В                                     в) кто? что? – В

4. С какой частью речи связано имя прилагательное:
а) существительное – Ч             а) не связано ни с какой частью речи – Л  
б) местоимение – Я                                             б) местоимение – Я 
в) не связано ни с какой частью речи – Л          в) существительное – Е

5. Как изменяется имя прилагательное:
а) не изменяется – П                              а) по родам и числам – Х
б) по лицам – Ж                                     б) по лицам – Ж 
в) по родам и числам – А                      в) не изменяется – Ч

Приложение №2

В рубашке родился                  добрый, мягкий, сердечный
Мухи не обидит                        счастливый, удачливый
За смертью посылать            ловкий, изворотливый
Сухим из воды выйдет           медлительный, нерасторопный

                     Приложение №3

1

2

3

приставка

подъехать       

-

-

корень

вода     

часы     

белый

суффикс

сводный           

кормовой

дяденька

окончание

сводный           

морская

синий

Приложение №4

мокрый                      сырой
ветхий                       жадный
душистый                 морозный
холодный                   храбрый
верный                       ароматный
смелый                        старый
скупой                      надежный 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест "Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?" 2 класс

Тест "Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?""Перспективная начальная школа"Учебник 2 класс Часть1 О.Н.Федотова и др....

Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?» 3 класс. Перспективная начальная школа.

Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?» 3 класс. Перспективная начальная школа. ...

Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Хорошо ли ты знаешь грамматику"

Цель: воспитывать в детях любовь к русскому языку и прививать интерес к предмету....

Занятие по внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Школа грамотеев. Русский язык» для 4 класса Тема: «Хорошо ли ты знаешь имя существительное? Анаграммы».

Материал занятия по внерочной деятельности нацелен на формирование интереса к изучению русского языка и проектной деятельности школьника. В процессе выполнения разнообразных и интересных упражнений,на...

Хорошо ли ты знаешь английский язык?

Игра-викторина для учеников 2 класса...

Презентация к викторине "Хорошо ли ты знаешь английский язык?"

Презентация к викторине "Хорошо ли ты знаешь английский язык?"...

Тест "Хорошо ли ты знаешь Германию?"

Цель данного теста: проверка уровня сформированности лингвосоциокультурной компетении у учащихся 4-х классов, начавших изучать немецкий язык со 2-го класса по УМК „Deutsch Die ersten Schtitte&ld...