Выступление на педагогическом совете "Эвристические задания, их специфика и условия использования"
методическая разработка

Филатова Наталья Вячеславовна

Современный  школьник – это  не  чистый  белый  лист.Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому важно именно в начальной школе привить интерес к различным областям науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Что такое эвристика? Термин происходит от греческого «heuresko » - отыскиваю, открываю. Обратите внимание – «я отыскиваю», «я открываю». Цель эвристического обучения - показать многообразие приёмов решения проблемных (творческих, нестандартных, креативных) задач в условиях неопределённости. Ценность эвристического обучения как раз и состоит в этом моменте открытия, которое совершает человек в процессе решения разного рода задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эвристические задания, их специфика и условия использования

Современный  школьник – это  не  чистый  белый  лист. СЛАЙД 2.Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому важно именно в начальной школе привить интерес к различным областям науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Что такое эвристика? СЛАЙД 3.  Термин происходит от греческого «heuresko » - отыскиваю, открываю. Обратите внимание – «я отыскиваю», «я открываю». Цель эвристического обучения - показать многообразие приёмов решения проблемных (творческих, нестандартных, креативных) задач в условиях неопределённости. Ценность эвристического обучения как раз и состоит в этом моменте открытия, которое совершает человек в процессе решения разного рода задач.

Одним из ключевых понятий эвристического обучения является эвристическое (открытое) задание. Такие задания становятся мощным инструментом, организующим творчество на каждом уроке и, в то же время, успешно решающим образовательные задачи.

СЛАЙД 4. Эвристическое задание - учебное задание, имеющее целью создание учеником личного образовательного продукта с использованием эвристических способов и форм деятельности (А.В.Хуторской). 

Оценка разрабатываемых заданий происходит по предложенным А.В.Хуторским шести критериям:  СЛАЙД 5.
1. Зажигательность задания 
– степень побуждения учащегося к выполнению задания через увлекательную форму задания, преамбулу и т.п. 
2. Эвристичность задания – сила "творческой воронки", в которую задание погружает ученика. Нацеленность на создание учеником открытия, субъективно или объективно нового образовательного продукта.
3. Образовательная значимость – роль задания в обеспечении общеобразовательной подготовки ученика по предмету.
4. Технологичность задания – заложенный в задании подход, алгоритм или инструментарий его выполнения. Обеспечение возможности выбора разных способов выполнения задания (открытость задания).
5. Человекосообразность задания – наличие личностно-значимого для учащегося смыла в задании, предпосылки для личностной самореализации ученика, проявления его индивидуальности, самобытности.
6. Практическая значимость задания – востребованность, актуальность его выполнения для ученика или других заказчиков.

СЛАЙД 6. Главный признак эвристического задания – его открытость, т.е. отсутствие заранее известного результата его выполнения. Поэтому другое название эвристических заданий - открытые заданияДругой признак эвристического задания – опора на творческий потенциал ученика, обеспечение развития его творческих способностей.  Ещё один признак – наличие в задании актуальной для решения проблемы, противоречия или потребности, касающейся ученика и принадлежащей заданной предметной (метапредметной) области. Кроме того, в открытых заданиях сочетаются универсальность предметной основы задания и уникального его рассмотрения учеником. В результате обеспечивается уникальность создаваемого образовательного продукта - результата выполнения эвристического задания.

Эвристические задания отличаются от тех заданий, которые предлагаются в процессе реализации проблемного обучения. При проблемном обучении с помощью специально сконструированных познавательных заданий-проблем учитель подводит учащихся к известному решению, усвоению заданного предметного материала. Особенность эвристического задания в том, что ответ на него заранее не знает даже учитель. Например, при изучении темы для 4 класса «В мире волшебства» учитель дает задание ребятам по алгоритму, представленному на слайде. СЛАЙД 7. Никто не предполагает какой получится сказка в качестве продукта деятельности.

         Неискушенному может сначала показаться, что выполнение таких заданий не составляет никакого труда – сочиняй себе нечто новое, что может быть проще? Однако на практике выясняется, что выполнение даже одного открытого задания – большая работа, в ходе которой учащийся должен мобилизовать самые разные качества своей личности:

- когнитивные (умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать своё понимание или непонимание вопроса и др.)

- креативные (вдохновлённость, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям; раскованность мыслей и чувств, движений; прогностичность; наличие своего мнения и др.)

- оргдеятельностные (способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление; коммуникативные качества).

        Фантазийное по своей сути задание для школьников позволяет учителю не просто оживить урок необычной формулировкой, но и диагностировать уровень усвоения конкретной темы, заложенной в стандарт. Помимо этого:

- ребёнок конструирует своё новое знание, а не получает его из готового источника;

- он основывается на своём жизненном опыте, на ситуациях и примерах, которые ему близки, понятны и интересны;

- он реально ощущает, что знания, которые даёт ему школа, основаны на его жизни и к его же жизни имеют применение;

- он высказывает своё мнение, демонстрирует свою креативность и неповторимость;

- происходит личное приращение ребёнка, его знаний, чувств, способностей, опыта.

      Итак, открытые задания на уроке решают образовательные задачи, которые ставит перед учителем официальная система образования, однако выводят учеников далеко за рамки требований этой системы.

А теперь о самих заданиях.

Эвристическое обучение обеспечивает положительные результаты изучения главных объектов исследования. Доказано, что после таких занятий, увеличивается возможность переноса старых знаний в новую ситуацию. Самостоятельное открытие ребенком каких-либо истин повышает его вовлеченность в учебный процесс, способствует успешному усвоению знаний, стимулирует интеллектуальные усилия, уверенность в себе.

Эвристическую деятельность детей повышает создание благоприятной атмосферы, доброжелательность оценок со стороны учителя. Поощрение оригинальных высказываний ребенка является хорошим средством для развития познавательной активности на уроке. Немаловажную роль здесь играют открытые вопросы, побуждающие учащихся к размышлениям и к поиску разнообразных ответов на одни и те же вопросы. Еще лучше, если самим детям позволить ставить подобные вопросы и отвечать на них.

Учёные провели исследования  и  доказали,  что 10% - запоминают,  когда  читают,  20% - когда  пишут, а 70% - запоминают,  когда  сами  исследуют  и  делают  выводы.  Если не вести систематическую работу по запоминанию, то многое останется забытым!

Ведущей идеей данного опыта является создание среды для развития УУД обучающихся на основе эвристических методов обучения. СЛАЙД 8.

Была поставлена цель и сформулированы задачи, представленные на слайде: СЛАЙД 9.

Цель: использование эвристических методов для развития творческих способностей и самостоятельности обучающихся на уроках

 Задачи:

  • создать условия для освоения обучающимися общественно-исторических знаний на основе организации учебного сотрудничества посредством визуализации исследовательских ситуаций;
  • содействовать проявлению умений самостоятельно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации в рамках учебного предмета;
  • повысить мотивацию обучающихся к научному познанию на уроках.

Эвристический урок включает в себя задание на собственное творчество учащихся.

Например, при изучении темы «Крещение Руси» СЛАЙД 10, учитель предлагает ребятам тексты исторических документов и иллюстрации по теме. Они должны создать свой постер и представить его.  

 Еще примеры таких заданий:      

- изобрести свое животное, географический материк, государство, планету; придумать символ или знак для обозначения дня недели, месяца, года;      

- дать определение изучаемому понятию, явлению; отыскать историческую закономерность;      

- сочинить сказку, задачу, стихотворение, песню, очерк, современные виды текста (интервью, реклама, деловые диалоги);      

- составить словарь, кроссворд, игру, викторину, родословную, примету, сценарий спектакля, программу концерта, свое задание для других учеников, сборник математических задач;      

- изготовить поделку, модель, макет, газету, журнал, маску, математическую фигуру, геометрический сад, фотографию, видеофильм, берестяную грамоту;  

     

На слайде СЛАЙД  11. представлены приемы эвристического обучения:

Эвристическое погружение - форма обучения, при которой в течение нескольких дней сохраняется образовательная доминанта, обеспечивающая личностное познание учениками природного, культурного или иного образовательного объекта с помощью эвристических методов обучения. Погружение происходит в определенную историческую эпоху или событие, в творчество одного писателя или в страну, в физическую теорию или географическое понятие. Эвристическое погружение может состоять из серии образовательных ситуаций.      

Деловая игра максимально приближает обучение к реальным, научным или производственным условиям. Деловые игры организуются в виде разработки и защиты учащимися проектов, в форме группового решения задач с экономическим, производственным или иным содержанием, в форме «круглого стола», бригадного выполнения лабораторной работы и т.д. На занятии в игровой форме моделируется деятельность любой организации по решению реальной для нее проблемы.  Например, при изучении свойств воды ребята, работая в группах, распределяют между собой обязанности, проводят исследования, результаты записывают в инструкционную карту и отчитываются по проделанной работе. СЛАЙД 12.  

Интерактивные обучающие программы. Среди современных тенденций развития компьютерных образовательных технологий наблюдается переход от информационной ориентации к интерактивной. Например, в компьютерных играх и мультфильмах, в мультимедийных обучающих программах пользователю отводится все более активная роль предлагающая ему свободу выбора действий и получения индивидуальных результатов.

Творческие работы детей отличаются по типу, объему, времени их выполнения. Одни работы выполняются учениками прямо на уроке и представляют собой элемент творчества в рамках изучаемой темы. Таковы придуманные детьми загадки, короткие стихотворения, сказки,  постеры, опыты по естествознанию.

Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Необходимо помочь учащимся увидеть смысл их исследовательской деятельности, увидеть возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.

Из всего сказанного, можно сделать вывод, что эвристический подход позволяет детям достигнуть результатов, которые превышают образовательные стандарты. Постепенное включение элементов эвристического обучения в педагогический процесс приводит к тому, что у учащихся вырабатывается личностный подход к получению индивидуального результата, защита и отстаивание его перед другими.

Фрагмент урока «Тайна мыльного пузыря» СЛАЙД 13.

Я хочу предложить вам удивительное путешествие в мир, который нас окружает. Но он свои тайны только внимательным людям. Сегодня мы открываем нашу научную лабораторию. А кто в лаборатории проводит исследования? (ученые)

- Эксперименты в лаборатории нередко бывают опасны и рискованны. Поэтому я прошу вас надеть шапочки и перчатки.

      Итак, мы исследователи и перед нами сегодня будут стоять следующие задачи:

1.Узнать от чего зависит цвет мыльного пузыря.

2.Узнать от чего зависит прочность мыльного пузыря.

3.Узнать от чего зависит форма мыльного пузыря.

4.Найти экспериментальным путем наилучший состав мыльного раствора.

СЛАЙД 14. Английский учёный лорд Кельвин, живший в прошлом веке, однажды сказал: «Выдуйте мыльный пузырь и смотрите на него: вы можете заниматься всю жизнь его изучением, не переставая извлекать из него уроки физики». И это действительно так.

СЛАЙД 16. При помощи экспериментов мы проверим:

  • какие рецепты мыльного раствора дают самые прочные пузыри.
  • какое моющее средство дает самые прочные мыльные пузыри

 Начнем с рецептов.

Самый простой способ — использовать специальную жидкость для мыльных пузырей (которая продается в качестве игрушки) или просто смешать средство для мытья посуды с водой. Но это не всегда даёт положительный эффект. Лучше сделать самому, что бы быть уверенным в качестве раствора.

Слайд 17.

Способ №1:

На 0,5 л воды берем 100 мл. шампуня «Ушастый нянь». В этот раствор добавляем 15 мл. глицерина (продается в любой аптеке). Хорошо перемешиваем, стараясь не пенить раствор. И он готов можно выдувать мыльные пузыри.

Способ №2:

Берем 0,5 л воды и добавляем 50 мл. моющего средства Fairy.

Способ №3:

Берем 0,5 л воды и добавляем 100 мл. моющего средства Fairy, добавляем 50 грамм сахара. Тщательно перемешиваем до растворения сахара и раствор готов.

Это только малая часть всех рецептов мыльных пузырей, но и из них можно выбрать лучший. Другими словами, наилучший способ найти идеальное решение — это метод проб и ошибок.

Распределите обязанности в лаборатории. Ученый, который проводит эксперимент, ученый, наблюдающий за временем, ученый, который будет заносить результаты в таблицу и ученый – докладчик.

Все свои наблюдения мы будем записывать, как настоящие ученые в таблицу.

№ рецепта

Время

1

2

3

Измерительным прибором у нас будут часы. Мы будем измерять время жизни мыльного пузыря.

- Как вы думаете, жизнь мыльного пузыря долго длится? (предположения детей)

- Правильно, в секундах. Приготовим секундомеры.

- Итак, начнем с первого опыта.

Возьмем емкость, где у нас смешан раствор по 1 рецепту: 

На 0,5 литра воды берем 100 мл. шампуня «Ушастый нянь». В этот раствор добавляем 15 мл. глицерина. Пробуем надувать пузырь и считаем время пока пузырь не лопнул. Записываем время в таблицу.

- Возьмем емкость, где у нас смешан раствор по 2 рецепту: 

Берем 0,5 л воды и добавляем 50 мл. моющего средства «Fairy». Пробуем надувать пузырь и считаем время пока пузырь не лопнул. Записываем время в таблицу.

- Возьмем емкость, где у нас смешан раствор по 3 рецепту: 

На 0,5 л воды берем 100 мл  моющего средства «Fairy», добавляем 50 грамм сахара. Тщательно перемешиваем до растворения сахара. Пробуем надувать пузырь и считаем время пока пузырь не лопнул. Записываем время в таблицу.

Итак, подведем итоги нашего исследования.

 Проделав данную работу, мы

1.Узнали из чего состоит стенка мыльного пузыря.

2.Узнали от чего зависит цвет мыльного пузыря.

3.Узнали от чего зависит прочность мыльного пузыря.

Доказали, путем опытов, что       СЛАЙД 18.

  1. Глицерин -  лучший стабилизатор мыльной пены.
  2. Детский шампунь -  наилучший компонент для мыльного раствора.
  3. Выявили наилучший рецепт смеси. СЛАЙД 19.

СЛАЙД 20.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Департамент образования Администрации г. Сургута Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная школа «Перспектива» Эвристические задания, Их специфика и условия использования Филатова Н.В., учитель начальных классов

Слайд 2

Поэтому необходимо формировать самостоятельность учащихся как основы для реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, саморазвитие и самосовершенствование Современные дети все чаще отказываются от готовых знаний, от их репродукции и ищут информацию, добывают знания самостоятельно Задатки творческих способностей присущи любому ребенку, только нужно суметь раскрыть и развить

Слайд 3

Что такое эвристика? Термин происходит от греческого « heuresko » - отыскиваю, открываю.

Слайд 4

Эвристическое задание - учебное задание, имеющее целью создание учеником личного образовательного продукта с использованием эвристических способов и форм деятельности ( А.В.Хуторской ).

Слайд 5

Оценка разрабатываемых заданий происходит по предложенным А.В.Хуторским шести критериям: 1. Зажигательность задания . 2. Эвристичность задания . 3. Образовательная значимость . 4. Технологичность задания. 5 . Человекосообразность задания. 6. Практическая значимость задания.

Слайд 6

Признаки эвристического задания: - открытость; опора на творческий потенциал ученика; наличие в задании актуальной для решения проблемы; сочетание универсальной предметной основы задания и уникального его рассмотрения учеником.

Слайд 7

ПРИМЕР ЗАДАНИЯ НА ЭТАПЕ РЕФЛЕКСИИ УРОКА: ЗАДАНИЕ 4 класс Тема: «В мире волшебства : группы по 5-6 человек Придумайте название сказки. Определите сюжет сказки, который, по вашему мнению, является наиболее значимым, при изучении данной темы. Дополните текст сказки выражениями, раскрывающими ее смысл. Вы можете добавить нарисовать к сказке рисунки, наклеить подходящие изображения. Выберите от группы участника, который представит вашу сказку. 1 2 3 4 5

Слайд 8

МЕТОДЫ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Создание учащимися новых образовательных результатов: идей, сочинений, исследований, поделок, конкурсов, художественных произведений и др. Эвристические уроки, олимпиады, погружения Деловые игры, очные и дистанционные проекты Интерактивные формы обучения, творческие защиты 1 2 3

Слайд 9

Ц ель : использование эвристических методов для развития творческих способностей и самостоятельности обучающихся на уроках З адачи : создать условия для освоения обучающимися общественно-исторических знаний на основе организации учебного сотрудничества посредством визуализации исследовательских ситуаций; содействовать проявлению умений самостоятельно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации в рамках учебного предмета; повысить мотивацию обучающихся к научному познанию на уроках.

Слайд 10

ПРИМЕР ПОСТЕРНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ: Перед вами тексты исторических документов и иллюстрации по теме «Крещение Руси». ЗАДАНИЕ 4 класс Тема: «Крещение Руси» Форма организации учебного сотрудничества: группы по 3-5 человек Используя иллюстрации и представленные тексты исторических документов, создайте постер, отражающий события данного времени и их значения. Выберите иллюстрацию, которая по вашему мнению будет занимать центральное место. Выберите от группы участника, который представит ваш постер . 1 2 3 5 Придумайте название вашему постеру. 4

Слайд 11

Приемы эвристического обучения: э вристическое погружение э вристическая олимпиада д еловая игра и нтерактивные обучающие программы т ворческие работы

Слайд 12

Деловая игра «Научная лаборатория»: Перед вами все необходимое оборудование для создания научной лаборатории ЗАДАНИЕ 3 класс Тема: «Изучение свойств воды» Форма организации учебного сотрудничества: группы по 5-6 человека Распределите обязанности в лаборатории. По плану проведите необходимые исследования. Выводы записывайте в инструкционную карту. Используя полученные результаты, создайте отчет о проделанной работе. Выберите от группы участника, который представит ваши исследования. 1 2 3 4 5

Слайд 13

Тема урока: «Тайны мыльного пузыря»

Слайд 14

«Выдуйте мыльный пузырь и смотрите на него: вы можете заниматься всю жизнь его изучением, не переставая извлекать из него уроки физики». Кельвин У. Т.

Слайд 15

Переливчатые «радужные» цвета мыльных пузырей получаются за счёт интерференции световых волн и определяются толщиной мыльной плёнки.

Слайд 16

При помощи экспериментов мы проверим : какие рецепты мыльного раствора дают самые прочные пузыри какое моющее средство дает самые прочные мыльные пузыри

Слайд 17

Рецепты растворов для мыльных пузырей: 1 рецепт На 0,5 л воды берем 100 мл.шампуня «Ушастый нянь». В этот раствор добавляем 15 мл. глицерина 2 рецепт Берем 0,5 л воды и добавляем 50 мл. моющего средства « Fairy ». 3 рецепт На 0,5 л воды берем 100 мл моющего средства « Fairy », добавляем 50 грамм сахара. Тщательно перемешиваем до растворения сахара

Слайд 18

Доказали, путем опытов, что глицерин лучший стабилизатор мыльной пены. детский шампунь наилучший компонент для мыльного раствора. выявили наилучший рецепт смеси

Слайд 19

Вывод: Считаем , что самым лучшим рецептом для самостоятельного приготовления, является 1 рецепт . 1 рецепт Если вы захотите сделать раствор для мыльных пузырей запомните: На 100 мл воды добавьте чайную ложку глицерина и 4 чайных ложки шампуня «Ушастый нянь». Хорошо перемешайте, стараясь не пенить раствор. Храните приготовленный раствор в закрытой посуде.

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".

Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные  технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...

Презентация к выступлению на педагогическом совете: «Воспитательная система класса в условиях введения ФГОС»

Цель воспитательной системы – развитие личности учащегося с устойчивым нравственным поведением, способным к самоопределению, самоорганизации, самоадаптации в социуме. Основные воспитательные мом...

Выступление на педагогическом совете "Проведение внеклассных мероприятий в условиях дистанционного обучения"

В данном материале представлены проекты, которые  можно использовать при дистанционной форме обучения....