Мой педагогический опыт
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Колпакова Марина Владимировна

Организация проектной деятельности детей младшего школьного возраста в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta_kolpakova_m.v.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Организация проектной деятельности детей младшего школьного возраста в начальной школе

Колпакова М.В. МОУ «Средняя общеобразовательная школа №13», учитель начальных классов

Актуальность и перспективность опыта

Одно из важнейших творческих направлений в моей работе - научиться правильно планировать и использовать время без непродуктивных потерь, научиться отыскивать его резерв на его основе анализа работы и использовать их для совершенствования форм и методов обучения. Традиционные приемы во многом устарели, не способны обеспечить мотивацию обучению, сотрудничество и эффективную обратную связь учителя и учащихся, возможность действенного управления учебным процессом. Так, традиционные системы контроля и учета знаний — это, на мой взгляд, та " болевая " точка, где недостатки старых методов обучения ощущается в наибольшей степени. Традиционные методы контроля зачастую субъективны, у каждого экзаменатора есть свои специфические требования: одни ценят — логичность ответа, другие — его основательность, третьи — оригинальность в суждении. Да и критерии оценки у каждого учителя разные, что делает отметки несопоставимыми между собой. Чтобы объективно оценить знания учащихся, необходимо их измерить. Можно определить основные подходы к измерению уровня знаний, сформировав образ знания, подобрав задания и оценив их выполнение. Основные направления совершенствования контроля, таким образом, связано с переходом к объективным методам измерения знаний. Наилучшим и наиболее корректным из известных сегодня методов измерения знаний обучаемых, на мой взгляд, является метод проектов. 

Цели и задачи проектной деятельности: 

1) контроль знаний и умений по пройденному материалу; 

2) формирование в сознании школьника информационной картины мира; 

3) возможность работать с компьютером; 

4) развитие умений поиска и обработки информации; 

5) работа по новым технологиям; 

6) развитее самостоятельности; 

7) умение слушать и уважать мнения учащихся; 

8) способность личной уверенности у каждого участника проектного обучения; 

9) развитие исследовательских умений. 

Поскольку понятие «проект» довольно широко используется в настоящее время, и за него иногда принимают просто практическую работу над какой-либо темой или групповую работу, нужно обозначить, что метод проектов предполагает наличие самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов. Самостоятельная деятельность учащихся и творческий подход предполагается на каждом этапе проекта – начиная от выбора темы до получения результата. При работе над проектом должен быть получен осязаемый результат: конкретное решение проблемы или продукт, готовый к применению. Технология работы по методу проектов — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. 

Основная идея

Размышляя о целях и задачах общеобразовательной школы на современном этапе развития нашего общества, анализируя происходящие процессы, я пришла к неизбежному выводу о необходимости понимания образования как целостной системы формирования социально адекватной личности. Под социальной адекватностью мною понимается такой перечень личностных параметров, который позволяет их обладателю активно и творчески преобразовывать свою жизнь, постоянно сохраняя позитивную позицию данных преобразований как для себя и своего непосредственного окружения, так и для общества в целом с учетом постоянных социальных изменений. 

Возникает вопрос, как на уроке в средней общеобразовательной школе, помимо решения традиционных задач, усвоения базисной суммы знаний , формировать указанные личностные параметры. Я предположила, что потребность в получении знаний, умение самостоятельно организовывать работу по их формированию, выбор наиболее оптимальных путей для этого, планирование своей образовательной деятельности являются социально адекватными ценностями. 

Какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, одной из приоритетных развивающих, общеобразовательных и воспитательных задач всегда было и остается развитие мышления учащихся. 

Под развитием мышления учащихся в процессе обучения психологи понимают формирование и совершенствование всех видов, форм и операций мышления, выработку умений и навыков применения законов мышления в познавательной и учебной деятельности, а также умений осуществлять перенос приемов мыслительной деятельности из одной области знаний в другую. 

1. Развитие всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, абстрактно-логического, продуктивного, критического) и одновременно стимуляцию процесса перерастания их из одного вида в другой. 

2. Формирование и совершенствование мыслительных операций. 

3. Развитие умений: 

• выделять существенные свойства предметов и абстрагировать их от несущественных; 

• находить главные связи и отношения предметов и явлений реальной действительности; 

• делать правильные выводы из фактов и проверять их; 

• доказывать истинность своих суждений и опровергать ложные умозаключения; 

• раскрывать сущность основных форм правильных умозаключений (индукции, дедукции и по аналогии); 

• излагать свои мысли определенно, последовательно, непротиворечиво и обоснованно. 

4. Выработку умения осуществлять перенос операций и приемов мышления из одной области знания в другую, прогнозирования развития явлений и умения делать выводы. 

5. Совершенствование умений и навыков применения законов и требований формальной и диалектической логики в учебной и внеучебной познавательной деятельности учащихся. 

У ребенка с самого детства развивается как критическое, так и творческое мышление, и нужно заботиться о том, чтобы они находились в равновесии, сопровождали и периодически сменяли друг друга в любом мыслительном акте. Если человеком высказывается собственная идея, то он сам должен ее сразу же критически осмыслить. Если оригинальная новая мысль, высказана кем-то другим, то наряду с ее критикой, необходимо обязательно предлагать свою. В жизни большинства людей, для того чтобы их творческая отдача была максимальной, необходимо разумное сочетание творческого и критического мышления. 

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. 

Теоретическая база

1.1.Сущность понятия «проектная деятельность»

В методической литературе работа над проектом описывается формулой « пяти П» : проблема – проектирование – поиск информации – продукт – презентация.

П1.Что является проблемой продукта? Любая реальная проблема обыденной жизни. Она должна быть значимой, важной, интересной для учащихся. Проблема должна представлять собой реальную задачу, решение которой не очевидно и которая в ходе решения предполагает не только использование имеющих знаний, умений и навыков, но и , в случае необходимости, поиск  и овладение новыми знаниями , умениями и навыками. При решении проблемы используются интегрированные знания и исследовательские методы.

П2. «Проектирование – это целенаправленная деятельность, которая обладает последовательностью процедур, ведущих к достижению эффективных решений. Проектирование – это один из видов работ, результатом которых является продукция-проект» [9]. Таким образом, с одной стороны, проектирование – это создание идеальной модели конечного продукта, а с другой – планирование реальных шагов, последовательное выполнение которых и позволит получить планируемый конечный продукт.

На этапе проектирования выделяют:

  1. Подготовительный этап.
  • Формулирование темы проекта, уточнение направления работы.
  • Определение целей  проекта.
  • Определение конечного продукта.
  • Определение количества участников проекта и степень их самостоятельности.
  • Уточнение сроков выполнения проекта.
  1. Этап планирования. На этом этапе следует:
  • наметить путь, который надо проделать, чтобы добиться поставленной цели и получить заявленный конечный результат. Разбить этот путь на отдельные последовательные шаги, запланировать конкретные сроки выполнения каждого шага;
  • выявить имеющиеся и недостающие ресурсы;
  • определить способы работы над каждым шагом.

В таблице приведены вопросы, последовательные ответы на которые помогут учащимся на этапе планирования.

Проблема проекта

Почему ?

Цель проекта

Зачем мы это делаем ?

Задачи

Что мы делаем?

Методы и способы

Как мы делаем ?

Оценка имеющихся и недостающих ресурсов

Что уже имеем для выполнения проекта, а чего не хватает?

Сроки выполнения

Когда мы делаем?

П3. На этапе поиска информации учитель корректирует работу учащихся, направляет и,что особенно важно, поддерживает мотивацию учащихся к выполнению проекта.

П4. Что является продуктом проекта? Запланированный результат. В какой форме будет представлен продукт проекта – зависит от фантазии тех, кто над этим проектом работает. Более того, продукты одного и того же проекта могут быть различны. Примеры продуктов представлены в Приложении.

П5. Презентация и защита проекта – это серьёзное испытание для ребят. Необходимо составить план выступления, подготовить компьютерную презентацию, написать  речь, которую надо произнести.

Новизна опыта

Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Формирование у школьников инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Работа по методу проектов требует творчества. Развитие продуктивного (творческого) мышления — на сегодняшний день одна из актуальных проблем образовательной среды России. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения. 

Проектная деятельность прекрасно согласуется с принципами современного образования, такими как:

  • принцип обучения деятельности; 
  • принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; 
  • принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности и самостоятельной деятельности ученика; 
  • принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие; 
  • креативный принцип. 

Технология опыта

Значительное внимание в современном образовании уделяется личностной ориентации, методике для учета индивидуальных особенностей учащегося, использование опыта учащегося и обучении методам исследования. 

Таким требованиям, предъявляемым к содержанию современного образования, несомненно, отвечает проектная форма обучения. Проектная форма обучения - это вовлечение детей в учебно-познавательную практическую деятельность, в результате которого возникает что - то новое. 

Кроме того, проектная деятельность позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, распределять обязанности в группах по способностям и интересам детей. 

В ходе проектирования учитель должен быть консультантом: дает рекомендации по подготовке, сбору информации, вовремя направляет в верное русло, если ученики отошли от темы, обсуждает с учащимися этапы реализации проекта. 

Трудности, которые могут возникнуть перед учениками в ходе выполнения проекта: 

• выбор темы; 

• постановка целей и задач проекта; 

• пути их решения; 

• сравнения полученного результат с тем, что они получили. 

В ходе выполнения работы над проектом у учащихся развиваются следующие способности: 

• коммуникативная – способность к общению; 

• проблемно – поисковая – способность решать жизненные вопросы; 

• рефлексивная – способность к анализу совершенной деятельности. 

Результативность опыта

В результате выполнения работы у учащихся расширяется сфера интересов; углубленное изучение темы; воспитание целеустремленности, работоспособности. 

Большое достоинство проектной деятельности: 

• Умение работать в коллективе. 

• Брать ответственность за выбор решения на себя. 

• Разделять ответственность с другими. 

• Демонстрация энтузиазма. 

• Создание условий для конкретного воплощения творческих идей. 

• Предоставление ребенку свободы выбора темы, методов работы. 

• Работу над проектом можно продолжать неопределенное время, так как появляются новые мысли и идеи. 

• Не могут использовать чужой проект. 

• Каждый ученик понимает важность, работы. 

Проекты, выполняемые на уроках, бывают краткосрочные, а также средней продолжительности, которые разрабатываются на нескольких занятиях. 

Все эти задачи требуют интегрированного знания, исследовательского поиска для своего решения, привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей. Таким образом, появляется вполне естественная интеграция знаний – освоение программных сред осуществляется в процессе работы над индивидуальными проектами, в процессе их создания реализуются определенные образовательные цели, кроме того, у обучающихся имеется возможность на уроках информатики закреплять и углублять знания, полученные при изучении других дисциплин. 

Проектная деятельность младших школьников способствует: осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания обучающихся; формированию информационной культуры личности; развитию творческих способностей и активности учащихся; формированию проектного мировоззрения и мышления, формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания. Это подтверждается положительной динамикой учебных результатов моих учеников, психолого-педагогической диагностики, результативностью участия воспитанников в интеллектуальных состязаниях, научно – практических конференциях и конкурсах исследовательских проектов. В течение последних пяти лет общая успеваемость составляет 100%. Имеется положительная динамика успеваемости на «4» и «5».

Литература

  1. Воронцов А. Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/под ред. А. Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2009. – 176 с.
  2. Голуб Г.Б. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов – Самара: «Учебная литература»2006 – 176с.
  3. Кашлева Н.В. Школьная проектная лаборатория/Н.В.Кашлева, Ж.В.Дмитриева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 142с.
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат – М., 2000
  5. Савенкова А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов. – М.: Генезис, 2005. – 203с.
  6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие . – 7-е изд. – М.: АРКТИ, 2010. – 80с.
  7. Ступницкая М.А. Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся»: - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. – 64с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный педагогический опыт по теме "Использование терапевтических сказок в коррекционной работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста"

Обобщен опыт работы по использованию терапевтических сказок в коррекционной работе с детьми младшего и младшего школьного возраста....

Актуальный педагогический опыт "Использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности начальной школы для сохранения и укрепления здоровья, повышения мотивации учения"

Возникновение опыта связано с включением нашей школы в работу по реализации программы «Здоровьесберегающая деятельность школы».  Наша школа является адаптивным образовательным учреждением, г...

Актуальный Педагогический Опыт

Работа с леворукими детьми....

педагогический опыт.Педагогическое эссе "Мои шаги к новому образованию"

педагогическое эссе "Мои шаги к новому образованию"...

ПК 4.3.Систематизировать педагогический опыт на основе изучения педагогической литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов, оценивать образовательные технологии в области начального общего образования.

ПК  4.3.Систематизировать педагогический опыт на основе изучения педагогической  литературы,  самоанализа  и  анализа  деятельности  других педагогов,  оцениват...