формирующее оценивание
статья
Формирующее оценивание предполагает самооценку, взаимооценку, оценку работы учителем и, самое главное, последующую работу либо над устранением пробелов, либо над построением плана последующего движения вперед.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formiruyushchee_otsenivanie.docx | 19.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирующее оценивание предполагает самооценку, взаимооценку, оценку работы учителем и, самое главное, последующую работу либо над устранением пробелов, либо над построением плана последующего движения вперед.
Цель: попытаться сделать успешным каждого ученика
Характеристиками качества образования ученика выступают степень выявления его способностей, уровень его образовательных приращений по каждому учебному предмету, развитие образовательных компетентностей, реализация его индивидуальной образовательной траектории, соответствие образовательных результатов поставленным целям ученика и т.п. Результаты ученика это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации).
В 1х классах введено безотметочное обучение Работа по оцениванию учебных достижений первоклассников ведется в следующем направлении: заложить основы оценочной самостоятельности учащихся. Эта работа проводится в несколько этапов:
1. Самооценка ученика предшествует учительской оценке. Несовпадение этих оценок становится предметом обсуждения.
2. Самооценка ученика дифференцируется. Ребенок учится видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.
3. Предметом совместных усилий ребенка и взрослого становится способ производства формализованной оценки. Каждому заданию приписывается «цена» - балл. Учащиеся приобретают следующие умения:
- Оценивать свою работу по заданным учителем критериям;
- Соотносить свою оценку с оценкой учителя;
- Договариваться о выборе образца для сопоставления работ;
- Обнаруживать совпадение и различие своих действий с образцом;
- Учатся оценивать каждый этап урока
Оценить учебные достижения первоклассников помогает :
«Лесенка» - ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно;
«Волшебная линеечка» - уровень выполненного задания отмечается на шкале крестиком. . Сначала себя оценивает ученик, затем работу ученика оценивает учитель .
«Светофор» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов. Красный – я умею сам, синий – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь. Успешность освоения предметных результатов фиксируется знаками «+» и «-» .
Начиная со 2 класса выставляется отметка по 5 балльной шкале . Текущие отметки – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно. За задачи, решѐнные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещѐ овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз. Контрольные и проверочные работы оцениваются в соответствии с нормами оценки. Дополнительную отметку можно получить за выполнение творческой работы, участие в конкурсе, олимпиаде.Ученик даѐт самооценку работы на каждом уроке(с помощью устного ответа или символа). Я не имею права изменять или нарушать государственную систему оценивания, но учитываю достижения, творческий рост.
Ожидаемый результат:
-умение контролировать своѐ поведение (сотрудничать, участвовать в выработке общего решения, разрешать конфликты)
-получение информации (прогноз, исследование, подтверждение)
-сформированность практического навыка (устанавливать типологию заданий, определять, для проверки какого умения или знания дано задание; определять сложность задания; создавать образцы для проверки работы; сопоставлять работу с образцом; вырабатывать критерии оценки учебной деятельности; согласовывать свои критерии с другими учащимися и учителем; оценивать свою работу; давать характеристику ошибок; уметь их устранять; определять границы незнания) -динамика успехов (карта успешности)
-рефлексия (от «было трудно» до «теперь я могу»)
-помощь тем, кто в ней нуждается (научился сам – помоги другому )
-«Не копи свои неудачи» (не списывай, а попроси помочь)
-самоконтроль и самооценка процесса учения и учебных достижений
Структура системы оценки:
Текущее, промежуточное и итоговое оценивание:
личностные результаты
-сформированность внутренней позиции обучающегося; основ гражданской идентичности, cамооценки; мотивации учебной деятельности; знания моральных норм, сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем
-метапредметные результаты
- способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи,
- умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления;
-умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
-умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
-умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
- способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Методы и формы оценивания:
- для оценки личностного прогресса ученика использую портфолио, анкеты, опросы, листы достижения, психолого - педагогические сравнения
-для оценки метапредметных результатов использую стартовую работу, самостоятельные работы, проверочные работы, контрольные работы,тесты, решение проектной задачи, итоговую контрольную работу, комплексную контрольную работу, демонстрацию достижений ученика за год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирующее оценивание проекта "Мир добрых волшебников"
Оценивание деятельности в проекте признан эффективнейшим методом обучения при деятельностном подходе к процессу обучения и воспитания. Организация такого оценивания показана в данной...
Эффективная организация проекта через формирующее оценивание
Что поможет учителю замотивировать участников будущего проекта к деятельности? Что поможет организовать самостоятельную работу в проекте и правильно её скорректировать и оценить? Метод формирующ...
Формирующее оценивание в начальной школе
Выступление на методическом объединение учителей начальных классов по проблеме формирующего оценивания в начальной школе. Статья основана на материалах ведущих методистов....
Формирующее оценивание - оценивание для обучения.
Инновационные подходы к обучению требуют качественно игого подхода и к процедуре оценивания. Важно научиться оценивать не только предметные результаты, но и метапредметные. Это вызов времени. По...
Методы и формы оценивания метапредметных результатов по русскому языку и математике по УМК «Планета Знаний» в соответствии с требованиями ФГОС. Комплексная работа-средство формирующего оценивания достижений метапредметных результатов в начальной школе
Внедрение ФГОС повлекло за собой изменения подходов к оцениванию достижений учащихся....
Формирующее оценивание в начальной школе - оценивание для развития
Формирующее оценивание в начальной школе - оценивание для развития...
Формирующее оценивание в начальной школе – оценивание для развития
Интегрирование формирующего оценивания приводит к трудностям в работе у преподавателей и в деятельности учащихся. Имеет смысл внедрять поддерживающее оценивание?...