Информационные технологии современной школы. Технология проектов.
статья

Менщикова Татьяна Григорьевна

 В статье описывается актуальность ИКТ технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon t._g._menshchikova_statya.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Информационные технологии современной школы. Технология проектов.

Т. Г. Менщикова

МКОУ «Каширинская СОШ им. Белоусова Д.А.», учитель начальных классов.

        Изучение и эксплуатация возможностей образовательных услуг с помощью инструментов маркетинга основываются на каком-либо очередном технологическом прорыве, либо включение новых достижений в данной области, либо на изменениях в спросе. Руководство образовательной организации сообща с педагогическим составом решают, что именно приемлемо, допустимо и значимо, какой продукт, инновацию, технологию использовать для улучшения качества образовательных услуг в своем образовательном учреждении.

Современный мир не стоит на месте. Все движется вперед, стремится к высотам, к совершенству. За последние пятнадцать лет он изменился до неузнаваемости. Как не оказаться на задворках стремящего вперед мира? Этот вопрос конечно же не оставил без размышления педагогическое сообщество.

Быть педагогом непросто, нелегко, но вместе с тем-интересно.  Для каждого урока ты сам пишешь свой сценарий, сам режиссируешь, исполняешь, импровизируешь. Давно уже понятно, что в рамках одной только доски, указки, тетради работать непросто и нерезультативно… Надо творить, создавать, и самое главное, заинтересовывать!

Внедрение и применение инновационных технологий в системе образования является одним из необходимых условий перестроения привычного общества в прогрессивную среду информационной цивилизации. Для формирования ключевых компетенций у школьников необходимо использовать современные методы и технологии. Все действия направлены на повышение качества образования. Усовершенствованные технологии позволяют глубоко окунуть как детей, так и педагогов в новый насыщенный вид коммуникаций, мотивируя процессы восприятия информации и желание получить новые знания. Важной особенностью является возможность применения и интеграции инновационных технологий на всех уровнях в системе образования.

        Учебно-воспитательный процесс, наряду с преобразованиями и перестроениями общества, переживает определённые реформы. Специфика маркетинга образовательных услуг частично проявляется как специфика научных, интеллектуальных услуг. Наряду с образовательными услугами реализуются интеллектуальная собственность сотрудников образовательных учреждений – изобретения, патенты, программы и методики исследований, обучения и практических работ, другие инновационные продукты.  Инновации, ИКТ уже занимают неотъемлемую часть учебного процесса, влияют на содержание обучения, совершенствуют и ускоряют реализацию многих принципов, целей и задач развивающего обучения.

        В настоящее время у каждого образовательного учреждения и у отдельных педагогов имеется свой сайт, разработаны педагогические программы для обучения, накапливается опыт педагогического мастерства, методического и дидактического материала. Проводится открытые уроки как в образовательной организации, так и с трансляцией для других специалистов. Доступны различные вебинары для учеников и родителей, в том числе с использованием обратной связи. Педагоги и родители продолжают осваивать новую информацию с помощью интернет сетей, работают с электронными дневниками, проводят разнообразные опросы и анкетирование, организуют интеллектуальный досуг учащихся, например, дают возможность поучаствовать в какой-либо предметной олимпиаде.

        Умение педагога использовать информационные технологии в процессе построения обучения в начальной школе даст возможность в большей степени активизировать различные виды деятельности обучающихся, как познавательную, так и мыслительную. Это однозначно повышает престиж самого педагога и учреждения в целом.

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии: информационно – коммуникационная; развития критического мышления; проектная; развивающего обучения; здоровьесберегающие; проблемного обучения; игровые; квест-технология; модульная; технология мастерских; кейс – технология; интегрированного обучения; педагогика сотрудничества; технологии уровневой дифференциации.

В данной статье остановимся более подробно на технологии проектов.

Этот метод более четко оформился в США к 1919 году. В России он получил широкое распространение после издания брошюры В.Х. Килпатрика «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1925 г.). В 20-е и начале 30-х годов в российских школах широко использовался метод проектов для реализации выдвигаемых задач – развития ученика. Исходный лозунг основателей системы проектного обучения – «Все из жизни, все для жизни». Карл Фрей в своей книге «Проектный метод» (издательство «Бельц», Германия, 1997) под этим понятием подразумевает путь, по которому идут обучающие и обучаемые, разрабатывая проект. Он выделяет 17 отличительных черт проектного метода, например: участники проекта подхватывают проектную инициативу от кого-либо из жизни; участники проекта договариваются друг с другом о форме обучения; участники проекта развивают проектную инициативу и доводят ее до сведения всех; участники проекта организуют себя на дело; участники проекта информируют друг друга о ходе работы; участники проекта вступают в дискуссии и т.д.

Все это говорит о том, что автор под проектным методом имеет в виду систему действий педагога и учащихся по разработке проекта. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

•        самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

•        учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

•        приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

•        развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

•        развивают системное мышление.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

1) в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей;

2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;

3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;

4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;

5) глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

С целью выделения систем действий учителя и учащихся предварительно важно определить этапы разработки проекта:

Стадии

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Разработка проектного задания.

Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся

Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме.

1.1. Выбор темы проекта

Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта.

Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися.

Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения.

Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения.

1.2. Выделение подтем в тем проекта

Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора.

Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта.

Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую.

Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль).

1.3. Формирование творческих групп

Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности.

Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды.

1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы

Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу.

Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа вырабатываться могут в командах с последующим обсуждением классом.

1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности

Учитель принимает участие в обсуждении.

Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.

2. Разработка проекта

Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Учащиеся осуществляют поисковую деятельность.

3. Оформление результатов

Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами.

4. Презентация

Учитель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др).

Докладывают о результатах своей работы.

5. Рефлексия

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки.

Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия.

Можно выделить по времени три вида учебных проектов: краткосрочные (2-6 часов); среднесрочные (12-15 часов); долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала, его анализа и т.д.

Проектная технология актуальна и эффективна на сегодняшний день. При осуществлении проекта особенно ценен сам процесс, который позволяет учащимся почувствовать себя творческими личностями, лучше понять друг друга, получить результат и порадоваться общему успеху.

        Таким образом, внедрение современных технологий позволяет совершенствовать и обеспечивать условия для реализации самых разнообразных аспектов в системе образования, затрагивают обширную палитру возможностей специалистов: это и организация самого процесса обучения, создание программ-тренажеров, множество материала для диагностики, прогнозирования, контрольно-измерительные материалы по направлениям и предметам, моделирующие, игровые методики и пр.

При внедрении информационных образовательных технологий необходимо стремиться к реализации личностью всех потенциалов – познавательных, творческих, морально-нравственных, коммуникативных и эстетических. Дабы реализовать эти потенциалы на высоком уровне, необходима педагогическая компетентность в области владения информационными образовательными технологиями.        Чтобы педагоги смогли воспользоваться и грамотно применить инновации в своей практике, необходимо регулярно повышать их уровень профессионализма, проводить курсы повышения квалификации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аксюхин А. А., Вицен А. А., Мекшенева Ж. В. Информационные технологии в образовании и науке// Современные наукоемкие технологии.- 2009.- №11. – с. 50-52.

2. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М.: изд-во РАО, 1994.- с. 228.

3. Контогова Н. В. Инструменты маркетинга и их роль в управлении инновациями образовательных услуг// Экономика, управление и право: инновационное решение проблем. - 2017. - с. 265-267.

4. Константинов Н.А. и др. История педагогики: Учебник для студентов педагогических институтов/ Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева.- М.: Просвещение,1982.

5. Кристочевский Е. А. Информатизация образования// Информатика и образование. 1994 31.

6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

7. Современные образовательные технологии: учеб.пособие / кол. авторов:

под ред. Н.В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2010. 432 с.

8. ФГОС по направлению подготовки. UPL: http://www.edu.ru        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ РЕСУРСОВ И ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"

Одна из задач школьной географии на современном этапе состоит не только в том, чтобы дать учащимся основные базовые понятия, но и научить грамотно работать с разнообразными носителями информации. Сов...

Информационное сопровождение современных педагогических технологий как средство реализации ФГОС НОО

   Мы живём в информационном мире, который стремительно меняется день ото дня, вместе с этим меняется и образование. В октябре 2009 года Министерством образования и науки Российской Ф...

Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЕ...

Использование современных образовательных технологий в школе.

Основные задачи образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоциона...

Современные образовательные технологии в школе

Современные образовательные технологии в школе...

Современные образовательные технологии в школе.

Реализация ФГОС по современным технологиям....