Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими
рабочая программа (3 класс)

содержание работы контроль 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа54.66 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Саха(Якутия)

Муниципальное учреждение «Муниципальный орган управления образования»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сунтарская начальная общеобразовательная школа им.В.Г.Павлова»

РАССМОТРЕНО:

На заседании МО

Протокол №____от________2015г.

_________/Алексеева А.Т./

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

_______/Алексеева Е.Н./

от «___»__________2015г.

УТВЕРЖДЕНО:

Директор школы

__________/Назаров А.С./

от «___»___________2015г

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ  РАБОТЫ

СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ ДЕТЬМИ

3Г КЛАСС. 2015-2016УЧ.Г.

Классный руководитель: Иванова Лилия Михайловна

Пояснительная записка

        Рост числа неуспевающих и слабоуспевающих учеников - одна из главных проблем современной школы.

        Выделяют три основные причины неуспеваемости:

  • физиологические проблемы (частые болезни, общая слабость здоровья, инфекционные болезни, болезни нервной системы, нарушения двигательных функций);
  • психологические (особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора);
  • социальные (неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка).

        Слабоуспевающими принято считать учащихся с невысокими умственными способностями, плохо развитыми учебными умениями и навыками, низким уровнем памяти или тех, у кого отсутствуют действенные мотивы учения. Эти дети требует особенного подхода к организации учебного процесса. Они в силу особенностей своего развития нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. Чтобы эти учащиеся не перешли в разряд неуспевающих, необходима систематическая работа всех служб ОУ.

Цель программы

        ликвидация пробелов у слабоуспевающих учеников в обучении и создание условий для  успешного индивидуального развития ребенка.

Задачи программы:

  • Формировать комплексную систему работы со слабоуспевающими учащимися.
  • Формировать ответственное отношение учащихся к учебному труду.
  • Повышать ответственность родителей за обучение детей.

Основные направления и виды деятельности

  • Выявление возможных причин низкой успеваемости и качества ЗУН учащихся.
  • Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости учащихся и качества ЗУН.

Этапы работы со слабоуспевающими детьми:

  1. Наметить учащихся со слабой успеваемостью.
  2. Составление плана работы  с детьми.
  3. Реализация плана в течение учебного года.
  4. Подведение итогов работы. Анализ проделанной работы.

Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости

посредством содержания

посредством организации деятельности

посредством воспитательных воздействий в плане общения, отношения, внимания

Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения:

а)эмоционально- образный;

б) аналитический (разъяснительный);

в) деловой;

г) необычный.

Использование, показ, подчеркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания:

а) важность отдельных частей;

б) трудность, сложность;

в) новизна, познавательность материала;

г) историзм, современные достижения науки;

д) интересные факты, противоречия, парадоксы.

Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами.

Показ значимости знаний, умений:

а) общественной

б) личностной

5.   Межпредметные связи

Целевая установка на работу, ее краткая характеристика, постановка задач

Предъявление требований к учащимся. По содержанию: к дисциплине, к работе; по форме: развернутые, свернутые (указания, замечания, мимика); единые и индивидуально-групповые, общие и детальные, прямые и косвенные.

Характер деятельности (копирующий, репродуктивный, творческий)

Создание ситуаций различного характера: интеллектуального, игрового, эмоционального.

Анализ ошибок и оказание необходимой помощи.

контроль за деятельностью учащегося (тщательный, беглый), взаимо- и самоконтроль, оценка.

Четкое использование ТСО, наглядности, дидактических материалов, красочных пособий и т.д.

Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся.

проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения.

Проявление учителем собственных качеств, данных личности ( в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств…) и побуждение учащихся к подобным проявлениям

Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь)

                                   

Профилактика неуспеваемости

Этапы урока

Акценты в обучении

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. По окончании усвоения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявлять причины отставания.

При изложении нового  материала

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.

В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль.  

При организации самостоятельной работы вне класса

Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками. Согласовать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.

Работа с родителями

  • Организация  индивидуальной беседы родителей и учителя
  • Родительское собрание
  • Методические рекомендации по отдельным предметам.
  • Приглашение родителей на уроки.
  • Обмен информацией между учителем и родителями об итогах практических заданий, на определённом этапе обучения.
  • Совместное выполнение произвольных заданий по предметам родителя и ученика.
  • Профилактическая работа по контролю родителем выполнения учеником домашнего задания и его посещение ОУ.

План работы со слабоуспевающими неуспевающими учащимися.

3гкласс.  2015-2016уч.г.

Мероприятия

Срок

1.   Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель:  Определение фактического уровня знаний детей.  Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

Сентябрь

2. Установление причин отставания  слабоуспевающих, встречи с родителями и в ходе беседы с ребенком.

Сентябрь

3.  Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.

Сентябрь, обновлять по мере необходимости.

4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику.

В течение учебного года.

5. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся  класса, тематический учет знаний по предмету детей всего класса.

В течение учебного года.

6. Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету.

В течение учебного года.

7.   Подведение итогов работы. Анализ проделанной работы.

По итогам четверти и учебного года.

Список слабоуспевающих обучающихся. 2015-2016уч.г.

№ п/п

ФИ ученика

Причины неуспеваемости

  Результат на конец четверти (успевает, не успевает, по каким предметам)

Итог учебного года

1 чт

2 чт

3 чт

4 чт

1

Низкая техника чтения и письма. Невнимательный. Медлительный.

2

Низкая техника чтения и письма. Невнимательный.

3

Низкая техника письма. Невнимательна.

4

Слабослышащий. Не внимателен. Медлительный.

5

Слабослышащий Нарушения речи. Низкая техника чтения и письма. Невнимателен. Медлительный. Не усидчивый.. Недостаточная домашняя подготовка.

    

Индивидуальная карта обучающегося

Ф.И.________________________________________________

Предмет_____________________________________________

Тема

Причины неуспеваемости

по данной теме

Виды опроса

Сроки сдачи материала

Информ. для  родителей (дата)

Результат работы

График

индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися

____ «___» класса по ___________________ на  2013-2014 учебный год

                                                                                     предмет

п/п

Список

учащихся

Дни недели

Понедельн.

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

       Учитель __________________________    

                  предмет

             Ф.И.О.____________________________   Подпись___________

План индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися.

(образец)

ФИО учителя ….………………………………………                            

Фамилия ученика (класс)………………………………….

Предмет   ………………………………………..

Пробелы в знаниях уч-ся (тема, проблема) ………………………….

 

 

  Планируемые мероприятия.  Сроки их реализации.

1.Индивидуальные дополнительные  занятия.

Тематика занятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Дифференцированные задания.

Указать методическое пособие.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Дифференцированный контроль знаний.

Сроки. Темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Работа с дневником и тетрадью.

 

 

 

5.Консультации для родителей.

Дата. Тема.

 

 

 

 

 

 

6.Создание ситуации успеха на уроке

 

 

 

 

 

Выполнение  учащимся  домашних  заданий.

Ф.И.  учащегося____________________________________________    Класс ___

Предмет _________________________   Учитель  ____________________________________

Сроки  контроля:  с  «____»______________ 20___ г.  по  «____»_____________ 20___ г.

Цель  контроля: отслеживание  систематичности  выполнения  домашних  заданий

                          «трудными»    учащимися.

Дата  урока

Выполнение  домашнего  задания

Примечание

выполнено  полностью

выполнено  частично

не  выполнено

Анкета

(анализ причин неуспеваемости учащихся)

  1. Ученик______________________________ класс________ школа__________
  2. Состояние здоровья:
  • Слабое
  • Удовлетворительное
  • Хорошее
  1. Успеваемость в начальной школе и в последующих классах, повторные годы обучения
  2. Предметы, по которым возникла неуспеваемость:_____________________

___________________________________________________________________

  1. Причины неуспеваемости по мнению учителя_________________________

___________________________________________________________________

  1. Причины неуспеваемости по мнению ученика_________________________

___________________________________________________________________

  1. Знание учеником критериев оценивания______________________________
  2. Понимание изучаемого материала на уроках
  • Умение концентрировать внимание_______________________________
  • Оперативное (быстрое) запоминание______________________________
  • Умение повторить изложенное
  • Умение самостоятельно выполнять задания на уроках
  1. Уровень развития учебных умений:
  • Чтение_______________________________________________________
  • Письмо_______________________________________________________
  • Счет_________________________________________________________
  • Речь_________________________________________________________
  • Понимание прочитанного_______________________________________
  • Умение преобразовать учебную информацию (выделение главного, систематизация, составление моделей информации)_________________
  • Владение приемами развития памяти______________________________
  • Уровень ответов без конспектов__________________________________
  • Владение методами выполнения творческих заданий (сравнение, определение причин и следствий, взаимосвязь, планирование деятельности)
  1. Посещение дополнительных занятий:
  • По предметам__________________________________________________
  • Виды учебной деятельности  на занятиях___________________________
  • Самостоятельные дополнительные занятия_________________________
  1. Выполнение домашних заданий:
  • Частота выполнения домашних занятий____________________________
  • Причин отсутствия домашних занятий_____________________________
  • Последовательность выполнения домашних заданий_________________

_________________________________________________________________

  • виды учебной деятельности, которые вызывают затруднения__________

_________________________________________________________________

  • виды помощи при выполнении домашнего задания___________________

_________________________________________________________________

  1. Дополнительные занятия в каникулярное время:
  • Предметы_____________________________________________________
  • Виды занятий__________________________________________________

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

Этапы урока

Виды помощи в учении

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложение учащимся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

При изложении нового материала

Применение мер поддержания интереса к усвоению темы

Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

При организации самостоятельной работы

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.

Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

В ходе самостоятельной работы на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление.

Система работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников

Формируемые отношения

Этапы работы

1

2

3

4

Отношение к содержанию учебного материала

Наиболее легкий занимательный материал независимо от его важности, значимости

Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого

Существенный, важный, но непривлекательный материал

Отношение к процессу учения

(усвоение знаний)

Действует учитель – ученик только воспринимает

Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса

Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса

Ученик действует самостоятельно

Отношение к себе, к своим силам

Поощрение успехов в учебе, работе, не требующей усилий

Поощрение успеха в работе, требующей некоторых усилий

Поощрение успеха в работе, требующей значительных усилий

Отношение к учителю (коллективу)

Подчеркнутая объективность, нейтралитет

Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие

Использование осуждения наряду с доброжелательностью, помощью и др.

Сведения об успеваемости обучающегося

Предметы

Успеваемость

1ч.

2ч.

3ч.

4ч.

Год.

оцен.

Русский язык

Литературное чтение на русском языке

Язык саха

Литературное чтение на языке саха

Математика

Английский язык

Окружающий мир

Технология

Изобразительное искусство

Музыка

Физическая культура

Культура народов РС(Я)

Поведение

Количество пропущенных уроков

В том числе по болезни

Подпись классного руководителя

Подпись родителя

Учет посещаемости        

Всего

пропусков

за год

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

по болезни

без причины

по болезни

без причины

по болезни

без

причины

по

болезни

без причины


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.    Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умств...

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися 2 класса...

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися 2 класса

Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. ...

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися.

Рабочая программа индивидуальной работысо слабоуспевающими учащимися 3 класса.Пояснительная записка.Цели и задачи.Прогнозируемый результат.Тематическое планирование....

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися

Рабочая программа индивидуальной работысо слабоуспевающими учащимися 3-В класса....

Программа индивидуальной работы с слабоуспевающими детьми.

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогом наших школ, - это работа со слабоуспевающими детьми. Слабоуспевающими учащимися принято считать учащихся, которые имеют слабые у...

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими

Индивидуальная работа со слабоуспевающими...