Статья "Что такое "Технологические мастерские"
статья (4 класс)

Юхневич Наталья Геннадьевна

В статье дается понятие "технологической мастерской", а также рассказывается об этапах работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pedagogicheskie_masterskie.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое «Технологические мастерские»

Можно ли быть уверенным, что учитель всегда знает, что нужно дать ученикам, в каком объёме, как правильно организовать их работу, чтобы она принесла пользу всем: ученику, его родителям, самому педагогу? Помочь ответить на этот вопрос помогает педагогическая технология «мастерских».

Возникновение педагогической технологии «мастерских» связывают с группой «Новое образование», которая возникла в начале XX века. В это период времени появляются направления за «Новую школу», за «Новое воспитание», которые, по мнению их создателей,  могут сформировать личность, самостоятельно ориентирующуюся в условиях научно-технического прогресса.

Во «Французскую группу нового образования» (20-е годы), целью которой было воспитание свободно и критически мыслящей личности, вошли известные педагоги и психологи того периода: Поль Ланжевен, Жан Пиаже, Анри Валлон.

В 1989 г. в Марселе состоялась встреча 350 педагогов из европейских стран – представителей «Французской группы нового образования». На ней были сформулированы основные положения новой технологии «Мастерской»:

  1. Вызов традиционной педагогике. Учение должен находиться в активной позиции, раскрыть внутренний потенциал,  и т.о. самостоятельно строить свое знание.
  2. Воспитание гражданина, личности с новым менталитетом. Ученик должен развиваться как самостоятельная, творческая, ответственная личность.
  3. Все способны! Каждый ребенок способен ко всем видам деятельности, вопрос только в том, какие методы будут применены в процессе его образования.
  4. Интенсивные методы обучения и развития. Не простая трансляция знаний, а самостоятельное строительство знания.
  5. Новый тип педагога. Педагог должен относиться к ученику, как к равному.
  6. Точный расчет психологических воздействий.

Т.о., на рубеже 1980-90-х годов представителями этой группы были сформулированы и обоснованы основные положения технологии, получившей название «мастерской», которая обращена к «Я» ученика, его интересам,  целям, поискам.

Педагогические мастерские – это технология, охватывающая любой возраст в образовании, т.к. она соответствует новой педагогической философии и, прежде всего, философии образовательных целей:

- не формировать гармоничную личность, а создавать условия для самореализации обучающегося;

- не дать знания по конкретному предмету, теме, а предоставить возможность для конструирования собственного знания, для создания своего цельного образа мира;

- не проектировать и оценивать сделанное, а реализовать возможности самооценки и самокоррекции;

- не сформировать умение, а помочь выработать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя обучающемуся право на ошибку и право на сотрудничество.

В 1990 г. французские педагоги, приехав в Санкт- Петербург, представили данную технологию российским коллегам. С этого времени технологию «мастерских» стали широко использовать учителя в разных городах нашей  страны.

Надо отметить, что деятельность, направленная на выполнение заданий в ходе «мастерской» требует усилий всех познавательных сил, воображения, памяти, мышления. Особенностью такой технологии является то, что задания формулируются широко, с долей недосказанности, неопределенностью. Обучающиеся самостоятельно формулируют цель своей деятельности, выбирают средства для ее осуществления, т.е «мастерская» позволяет каждому ученику не усваивать, а выстраивать знания.

Естественно, что в таком случае меняется роль учителя: он указывает на возможные направления развития ученика, стимулирует его желание совершенствоваться, помогает сосредоточиться на том, сто раньше казалось второстепенным. В этой технологии применяются индивидуальный, парный и групповой способы обучения.

Индивидуальное обучение. На первый план выдвигается личность ученика, он самостоятельно, без  вмешательства педагога соприкасается с проблемой, конкретизирует ее, формулирует вопросы. Т.о. обучающийся отвечает не только за свои знания. Но и за организацию самого процесса познания.

Парный способ обучения. Данный способ равносилен работе в диалоге. Пары могут быть постоянными, а могут быть сменного состава. Во время диалога происходит сопоставление нового, пополненного знания с уже имеющимися.

Групповой способ обучения. Это важная составная часть урока-мастерской. Его применение начинается после того, как индивидуальное вхождение в проблему уже состоялось, сформировано первичное понимание проблемы, предъявлены индивидуальные и парные наработки. На следующем этапе проводится их анализ, идет поиск эффективного пути исследования, после социализации – предъявление другим группам своих находок, планов.

Видно, что целью технологии «мастерских» является не прямая передача информации, а совместный поиск знаний, сотрудничество, взаимодействие учителя и ученика, а также сотрудничество с теми, кто рядом.

Очевидно, что учителю при применении данной технологии нужно отказаться от привычных функций лектора, руководителя. Его задача состоит в том, чтобы создать атмосферу открытости, доброжелательности, работать вместе с учениками, не ругать и не хвалить, и при этом дать почувствовать ребенку собственное достижение.

Т.е. , педагогическая технология мастерских – это другой. Особый способ организации деятельности учеников, способствующий развитию познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; формированию критического и творческого мышления.

Технология «Педагогические мастерские» предполагает последовательную реализацию семи технологических этапов.

1 этап – индукция (наведение) – данный этап предполагает создание мотивационной базы для активной, творческой и исследовательской работы ученика. Для решения данной задачи используется набор индукторов – индикаторов, которые должны «направят» ученика на осознание проблемы, помогут ему увидеть вопрос, заставят подумать над вариантами ее решения. Задача мастера при подготовке мастерской постараться найти как можно больше индукторов различного характера, чтобы воздействовать на когнитивную, мотивационную, эмоциональную сферы личности ученика. Ребенок должен ощутить потребность в разрешении вопроса, желание сделать новое, непохожее на предыдущие образцы, проявить себя.

Включение в процесс творчества всегда предполагает переживание сильных эмоций, связанным с желанием открыть новое, показать и оказать окружающим свою точку зрения. В качестве индуктора могут быть использованы необычно звучащие слова, стихи, неизвестные понятия, изображения неизвестного предмета, животного, человека, памятника, непривычный звук или мелодия, запах, цвет, знак и т.д. Но все индукторы должны быть подобраны с учетом содержания мастерской, соответствовать возрастным особенностям обучающихся.

2 этап – самоконструкция. Он предполагает переход от чувств и эмоций к реальным действиям, оформление ощущений в виде предположений (гипотезы), текста, плана, проекта. Т.к. переживания которые испытывают обучающиеся на этапе индукции,  индивидуальны, проблема личностно значима, то изначально ребенок пытается сам найти ответ на вопрос, опираясь на собственную точку зрения. В таком случае мастеру важно, находясь рядом, не мешать ребенку в его самопроявлениии, на «сбить» неосторожным замечанием, советом. После того, как задание будет выполнено индивидуально, каждый говорит свою точку зрения, объясняет свое понимание проблемы и пути ее решения. Учитель фиксирует высказанные мысли, но не указывает правильность или неправильность их.

3 этап – осуществление социоконтсрукции, организуя работу в парах. Пары формируются на основе сходных точек зрения участников мастерской на изучаемую проблему. Объединение гипотез, взаимооценивание индивидуально созданных проектов, дает возможность сопоставить свои знания с опытом своего напарника, скорректировать их, т.о. происходит взаимообогащение субъективного опыта партнеров. Участники могут выбирать пару, мастер также может быть напарником любого ученика. В конце этапа фиксируются идеи, гипотезы.

4 этап – социализация. Гипотезы, идеи, проекты рассматриваются в малых группах ( не более 5 человек), которые формируются по желанию учащихся мастерской. Проблема обсуждается, исключая чью-либо доминирующую позицию. В группе учащиеся обсуждают идеи, решают совместно задачи, оформляют проект, разрабатывают модель. Задача мастера – проследить, чтобы не возникло подавления или игнорирования чьего-либо мнения, поддерживать атмосферу взаимопомощи и сотрудничества. Творческий процесс в группе позволяет ученику обогатить свой опыт за счет знаний коллег по групповой работе, сопоставлять свою точку зрения с мнением других, доказывать свое мнение и прислушиваться к мнению других детей, а также корректировать свою работу с учетом того, что сделано товарищем.

5 этап – презентация. Результаты работы групп рассматриваются всеми участниками мастерской, работы учеников афишируются, дети  «презентуют» свои точки зрения на проблему в разных формах (схемы, проекты, рисунки, модели). На данном этапе необходимо обеспечить «официальное» признание полученных результатов, взаимообогащение, формирование коллективного опыта.

На 6 этапе  участники мастерской понимают разнообразие вариантов решения проблемы, и как вывод – приходят к необходимости в получении дополнительной информации, чтобы лучше понять суть проблемы, упорядочить полученный опыт. На данном этапе возникает  противоречие между имеющимися и новыми знаниями. Чтобы разрешить данное несоответствие, ребенок понимает, что ему необходима дополнительная информация, доказательства достоверности нового знания.

Т.о. происходит осмысление полученного эмпирическим путем опыта через формулирование теоретических положений , установление причинно-следственных связей, обоснование сделанных выводов. Результаты «открытий», совершенных учениками в мастерской сопоставляются с системой научных знаний, анализируются, а также выдвигаются новые творческие проблемы, требующие решения в дальнейшем.

Одна из задач мастерской – вызвать у обучающихся положительные эмоции, чувство удовлетворения от проведенной работы и результатами, ощущение совершенного открытия. Отсюда следует следующий, седьмой этап – рефлексии. Мастер помогает оформить вербально переживания, которые сопровождали ребенка в процессе познавательной деятельности. Каждому дается возможность высказаться о том, что было важным, значимым на занятии.

Данные этапы «мастерской» нужны, чтобы обеспечить решение задач интеллектуального и творческого развития учеников, создают условия для самопроявления и самореализации ребенка в процессе индивидуальной, парной и групповой работы, формирования  у него системы новых знаний, умений, навыков за счет самостоятельной исследовательской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация групповой формы работы на уроке (педагогическая мастерская).

Работа в группах и коллективе способствует регулированию поведения учеников, их сближению, улучшению личностных отношений. ...

Урок мастерская "Однокоренные слова"

Урок-мастерская по русскому языку. Тема "однокоренные слова"...

Авторская поэзия. Мастерская стиха. Хокку. 4 класс

Поэзия хокку таинственна как и сама Япония. Но если учитель полюбил её, то и дети будут относиться точно также. А какие прекрасные хокку они создают! На этом уроке они знакомятся с правилами перевода,...

Мастерская "Потолкуем о маме"(1 класс)

Мама! Мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которое называет человека самого близкого, дорогого, единственного. Материнская любовь греет нас до старости. Мама учит нас быть мудр...

Творческая мастерская

Мастерская «Доброта»   Цель: 1. Сформировать в сознании детей понятие «доброта» 2. Расширить знания школьников о доброте, о её роли в жизни каждого человека 3. Пробудить интерес к чте...

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...