Понятие и сущность УУД
статья

Нерман Валерия Валерьевна

Универсальные учебные действия – это те способы познания действительности, которые могли бы работать в любых условиях и обстоятельствах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_uud.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие и сущность УУД

Универсальные учебные действия (УУД) – совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение учебных знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Основной целью развития универсальных учебных действий является обеспечение младшим школьникам условий для формирования умения учиться, развития способностей к самообразованию и самосовершенствованию. Так же в цель развития УУД входит осуществления системно-деятельностного подхода.  

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется с учётом возрастных особенностей развития личностной и познавательной сфер подростка.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Задачи, которые решает программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий обучающихся:

  • Показать связь личностных результатов и универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов, используемых технологий и форм работы;
  • Определить перечень личностных и метапредметных результатов образования;
  • Охарактеризовать систему типовых заданий для формирования личностных результатов и универсальных учебных действий, опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях;
  • Предложить систему типовых задач для оценки сформированности универсальных учебных действий;
  • Формировать умений и навыков учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  • Формировать ИКТ-компетентности учащихся.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями:

  • Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию;
  • Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин;
  • УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.

Спектр универсальных учебных действий достаточно обширен и разнообразен, поэтому одна из задач в реализации деятельностного подхода в образовании – определение круга учебных предметов, в рамках которых оптимально могут формироваться конкретные виды УУД, а также определение функций, содержания и структуры универсальных учебных действий для каждой возрастной ступени образования.

Представление о функциях, содержании и видах универсальных учебных действий положено в основу построения целостного учебно-воспитательного процесса. Развитие УУД решающим образом зависит от способа построения содержания учебных предметов.

Функции универсальных учебных действий:

  • Обеспечение возможностей учащихся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • Создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
  • Обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

Универсальные учебные деятельности делятся на 4 категории: личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные. Более развёрнуто УУД представлены в таблице. [Таблица №1].

Таблица №1

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Ребенок умеет слушать и слышать;

Умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации;

Ученик может структурировать найденную информацию в нужной форме;

Может создавать устные и письменные высказывания;

Ребенок умеет выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации;

Ребенок владеет операциями классификации, умеет устанавливать причинно-следственные связи;

Ребенок может проанализировать ход и способ действий;

У ребенка сформированы умения анализа и синтеза;

Ребенок умеет вести поиск и выделять необходимую информацию

Ученик умеет составлять план действий;

Ученик осознает того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения;

Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Ученик способен к волевому усилию;

У ученика развита рефлексия;

Ученик владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля;

У ученика сформирован внутренний план действий;

Ученик перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий

Ученик умеет составлять план действий;

Ученик умеет договариваться;

Ученик умеет вступать в диалог;

Ребенок может сотрудничать с другими людьми;

Ребенок умеет решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы, фронтальной работы;

Ученик может отслеживать действия партнера;

Ребенок умеет слушать и слышать;

Умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации;

Ребенок может осуществлять продуктивное взаимодействие с детьми и взрослыми;

Ребенок может интегрироваться в группу сверстников

        Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат;

Ученик умеет делать нравственный выбор;

Ученик способен к волевому усилию;

У ребенка развита рефлексия;

У ребенка сформирована учебная мотивация;

Ребенок умеет адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сущность понятий музыкальная игра.

Для школьников  младших классов одним из основных видов деятельности является  игра. Иногда с помощью игровых элементов для учащихся возрастной группы становится доступнее понимание сути, ка...

Педагогический анализ как функция управления и деятельность: понятие, сущность, методы и формы.

«Логика педагогического руководства школой такова, что невозможно работать, если мы не будем постоянно анализировать связь настоящего с прошлым и будущим»....

Понятие и сущность инклюзивного образования.

В современной науке и практике для обозначения, описания педагогического процесса, в котором здоровые дети и дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются и воспитываются вместе, используются ...

«Компетентностный подход в образовании: понятие, причины, сущность»

Проект-презентация на тему: «Компетентностный подход в образовании: понятие, причины, сущность»...

Презентация "Основные этапы инновационной деятельности.Понятие и сущность инновационного проекта"

Инновационный проект - это проект, в реализации которого используются новые идеи, технологии, достижения науки и прочее....

Художественно -эстетическое воспитание:понятие и сущность

Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя. Важнейшая задача воспитания — выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностям...

Основные этапы инновационной деятельности. Понятие и сущность инновационного проекта

 Современное состояние образовательной реальности в нашей стране характеризуется активным внедрением в педаго­гический процесс инновационных технологий. Нововведения, проникающие во вс...