Национально-региональный компонент
статья

Билдушкина Светлана Николаевна

Использование национально-регионального компонента в школах является важнейшим средством связи обучения с жизнью и должно быть направлено на воспитание у учащихся культуры межнационального общения, патриотических чувств, толерантности и миролюбия, на приобщение детей к богатейшему миру национальной среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

            МОУ Посельская начальная общеобразовательная школа

                            Доклад на тему:

        Национально-региональный компонент

              на уроках в начальных классах

                                                                             Выполнила:

                                                            Билдушкина Светлана Николаевна

                                                            учитель начальных классов

С. Поселье

2018г

Национально-региональный компонент на уроках начальных классов

          В рамках проводимой Министерством образования РФ образовательной политики в полиэтнической России важное место занимает проблема определения содержания национально-регионального компонента как части общегосударственного содержания образования. Изучение национально-регионального компонента в школах является важнейшим средством связи обучения с жизнью и должно быть направлено на воспитание у учащихся культуры межнационального общения, патриотических чувств, толерантности и миролюбия, на приобщение детей к богатейшему миру национальной среды. Использование содержания национально-регионального компонента на уроках окружающего мира в начальной школе способствует не только расширению и углублению знаний, но и развивает у учащихся навыки самостоятельной и творческой работы.

Использование национально-регионального компонента на уроках русского языка

Использование краеведческих материалов на уроках русского языка даёт блестящую возможность реализовать идею межпредметных связей, органично связывать классные занятия с факультативными и внеклассными мероприятиями. Очень оживляет работу элемент поиска, исследования, при этом, конечно, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Учителя подбирают для работы на уроках русского языка не только красивые словосочетания, предложения, тексты, тематически ориентированные на природу, экономику, материальную и духовную культуру края, но и языковой материал, составляющий лингвистическую специфику края: слова и фразеологизмы, историческую ономастику, топонимику местности, живую речь и фольклор народов, проживающих в данном крае, языковые особенности произведений местных поэтов и писателей.

Живое слово земляков и о земляках на уроках русского языка воспитывает интерес к малой родине, расширяет представление об её истории и сегодняшнем дне, что способствует общей гуманизации школьного образования. Обращение к местному языковому материалу предполагает возможность интегрированных уроков, уроков-экскурсий, ролевых игр, творческих конкурсов, уроков-путешествий и т.д.

Использование национально-регионального компонента на уроках математики

          Рабочая программа предусматривает реализацию национально-регионального компонента на уроках математики посредством решения задач, составленных на культурно-краеведческом материале Республики Бурятия (Приложение). Числовые данные взяты из научной, справочной, художественной литературы. Задачи интересны в познавательном отношении. С их помощью есть прекрасная возможность знакомить школьников с природой Бурятии, культурой, историей, традициями, с устным народным творчеством. Простые задачи можно предложить для устного счета, более сложные – для самостоятельного решения или включить в домашнее задание. Задачи практического характера вызывают особый интерес, побуждают к деятельности

   На уроках математики можно использовать задачи с краеведческим содержанием. Использовать их можно на уроках закрепления, применения знаний, умений, проверки  и контроля, а также на комбинированных уроках. Числовые данные могут быть взяты из тех или иных источников, например, из местных газет. Некоторые данные могут быть произвольными, но они должны соответствовать фактическим. Для составления задачи достаточно иметь 2-3 числовых данных. Недостающие данные учитель может подобрать по своему усмотрению в соответствии с возрастными особенностями и требованиями программы.

Работа по составлению задач упрощается в том случае, когда учитель собирает и накапливает разнообразный числовой материал постепенно, что освобождает педагога от необходимости поспешно подбирать данные для задач. В процессе работы по использованию на уроках математики задач краеведческого содержания полезно вести специальные тетради и заносить в них всевозможные числовые данные, наиболее ярко иллюстрирующие особенности жизни края, его динамику и перспективы развития. Учитель может привлекать школьников к составлению и решению жизненно-практических задач. Хорошо проводить математические диктанты, когда учитель использует числовые данные из сведений о республике, городе, селе. Например, запишите числами: 353  года городу Улан-Удэ , 335 рек впадает в озеро Байкал, территория Республики Бурятия  –    кв. км и т.д.

Решение краеведческих задач при обучении математике не только знакомит учеников с новыми данными и характеристиками того или иного процесса, объекта, но и развивает учебные умения.

Задачи, составленные на культурно-краеведческом материале Республики Бурятии

1.Трижды девять девушек и столько же парней плясали вместе с шаманом, когда совершали с шаманом коллективный обряд. Сколько всего человек участвовало в обряде?

2.В одной кедровой шишке 100 семян. Вес 1000 семян составляет 250 г. Сколько шишек дадут килограмм орехов? Кедровке в сутки требуется 15 г ядрышек орехов. Сколько орехов съедает кедровка за месяц?

3.Размах крыльев белого журавля-стерха – 228 см, а беркута – 2 м. на сколько больше размах крыльев у стерха, чем у беркута?

4.Взрослый лось съедает за сутки 8000 г веточного корма. Выразите это число в кг. Сколько корма съест лось за месяц?

5.Белка за день опустошает 380 сосновых шишек. Сколько шишек потребуется белке на неделю? на месяц?

6.Кедровке в сутки требуется 15 г ядрышек орехов. Сколько орехов съедает кедровка за месяц?

7.Масса бурого медведя 150 кг, а масса белого медведя в 3 раза больше. Сколько весит белый медведь?

8.Взрослый заяц съедает в сутки 800 г веточных кормов. В них он нуждается 250 дней в году. Сколько веточных кормов съест заяц за это время?

      9. Царь зверей ледникового периода мамонт весил до 6000 кг. Общий вес его костей и бивней доходил до 2000 кг. Выразите это число в центнерах, тоннах.

     10. Кобыла дает 18 литров молока в сутки. 1/3 молока расходуют на приготовление кумыса, а    остальное оставляют жеребенку. Сколько литров молока достается жеребенку

11.4 охотника разделили добычу поровну. Каждый получил по 5 уток. Сколько уток добыли охотники?

 12.Автобус маршрута 129 отъехал от автовокзала в 17 ч 30 мин и через 35 минут прибыл в Иволгу.  В котором часу автобус прибыл в Иволгу? В котором часу он вернётся в Улан-Удэ, если его стоянка в Иволге длится 30 минут?

13. Площадь самого большого острова на Байкале (Ольхон) 729 квадратных километров, а площадь острова Ярки на 725 километров меньше. Какую площадь имеет остров Ярки?

14.Длина береговой линии Байкала составляет 2000 метров. Выразите эту величину в километрах.

15.Протяжённость реки Селенга 1024 км., при этом 409 км. на территории Бурятии. Какую       протяжённость имеет Селенга в Монголии?

16. Город Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ)  был основан в 1666 году. Сколько лет нашему городу?

Использование национально-регионального компонента на урока литературного чтения

Изучению родного края, его истории, природы, жизни наших современников помогает литература, в частности, произведения местных авторов. Литература как предмет эстетического цикла, как сокровищница духовных богатств этноса, как зеркало исторического, культурного развития жизни народа играет большую роль в нравственном, художественном воспитании и интеллектуальном развитии учащихся, приобщает их к духовным ценностям этнической культуры. Быстрое развитие электронных коммуникаций и повышение компьютерной грамотности создали совершенно иные условия для удовлетворения духовных запросов и проведения досуга школьников. Поэтому при определении содержания, принципов, методов и форм литературного образования в современной школе необходимо переосмыслить то, что сделано предыдущими поколениями методистов, на основе их традиций создать новое, отвечающее целям и задачам современного гуманитарного образования. Для этого единственным идейно-эстетическим ориентиром должны служить общечеловеческие ценности. В последнее время большое внимание уделяется вопросам научно-методических основ национально-регионального компонента в образовании учащихся. Эту проблему можно решить на материале литературы писателей и поэтов, которые жили или живут в родном крае.

Общий уровень литературного образования учащихся начальных классов будет повышаться при условии, если: разработан национально-региональный компонент литературного образования; преподавание курса ведётся с учётом этнических особенностей учащихся, их эстетического отношения к окружающему миру и национального своеобразия содержания и формы литературы этнических народов.

Цель использования материала регионального компонента – это формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края, содействие воспитанию патриотизма и экологической культуры юных жителей республики, идентификации учащегося как гражданина России и Бурятии, сохраняющего красоту прибайкальской  природы и культуру региона, уважающего людей, живущих рядом, имеющего начальные сведения о литературе, природе и истории края, владеющего первоначальными умениями безопасности жизнедеятельности в условиях Бурятии.

Познакомить школьников с литературой родного края и приобщить к систематическому чтению художественной литературы. В рабочую  программу добавлены направления на изучение поликультурной среды региона на основе изучения произведений прозаиков и поэтов, чьё творчество неразрывно связано с нашим краем .

Примерный перечень текстов,  используемый на уроках литературного чтения :

Как собака друга обрела. (бурятская народная сказка); Хитрый Будамшу. (бурятская народная сказка); Б. Абидуев. Оседлавший тигра; Б. Абидуев. Шаалай и Шаанай; А. Бальбуров. Ягода облепиха (из книги «Двенадцать моих драгоценностей»); Ч. Цыдендамбаев. Цветы (отрывок из повести «Бурятка») и другие .

Малые фольклорные жанры: бурятские пословицы, поговорки, загадки.

Национально-региональный компонент на уроках музыки

Внедрение национально-регионального компонента в музыкальное воспитание – это использование совокупности музыкального опыта, накопленного  народом, заложенных в нем традиций нравственного, эстетического, интеллектуального характера. Ценности бурятской музыкальной культуры, как народной, так и профессиональной, при включении их в образовательный процесс выполняют не только функцию просвещения, но и, что особо важно, активно влияют на формирование мировоззренческих, нравственных, эстетических ориентаций личности, так как в музыке любая, даже самая незначительная деталь обязательно определяется возвышенным смыслом. Исходными принципами при составлении национально-регионального компонента уроков музыки явились:

  • доступность содержания, с учетом возрастных особенностей учащихся;
  • разнообразие материала и соответствие его детским интересам, вкусам, потребностям;
  • возможность гибкого и варьированного включения материала в учебный процесс;
  • развитие творческих умений и навыков в ходе изучения национальной музыки;
  • возможность использования на уроках музыки и во внеклассной работе.

Таким образом, национально-региональный компонент уроков музыки содержит:

  • фонохрестоматию;
  • информацию по истории  национальных праздников;
  • эпизоды из жизни  композиторов;
  • информацию о  народных инструментах.

На уроках музыки знакомить с творчеством поэтов и композиторов, с музыкальными произведениями, с песнями народов родного края. Интересна работа с  использованием видеосюжетов с записью концертных номеров местных фольклорных групп, приглашать их на урок, использовать движения танцев, выполнение творческих заданий – составление музыкальной фольклорной фонотеки; сочинения – размышления о народной музыке и её исполнителях; просмотр видеофильмов о фольклорных обрядах, праздниках и т.д.

Приобщение к фольклору может осуществляться не только в разных видах деятельности на уроках музыки, разнообразием могут отличаться и формы уроков. Например, урок-фольклорный концерт, урок-музыкальная сказка, урок-старинная легенда, урок-путешествие, урок-спектакль, урок-размышление, урок-встреча с народным исполнителем, урок-викторина по музыкальному фольклору.

Три кита в музыке: песня, танец, марш». В рамках данной темы музыкальный материал дополняется произведениями бурятских композиторов.

Тема «Музыка моего народа». Эта тема направлена на исследование происхождения народного творчества: что такое фольклор, какие в нем исторически сложились жанры. Использование сравнительного анализа русской и бурятской музыки помогает детям получить представление о характерных особенностях музыки этих народов и понять, что музыкальная культура народов мира рождается из одних и тех же корней, а многие музыкальные жанры стали интернациональными.

Тема «Народная музыка в творчестве композиторов. Задачей уроков по этой теме является формирование у детей понимания роли музыкального фольклора в творчестве русских и бурятских композиторов. В процессе уроков учащиеся раскрывают глубокие связи профессиональной композиторской музыки с народным музыкальным творчеством.Изучение традиций бурятского музыкального искусства подтверждает, что оно занимает выдающееся место в истории духовной жизни бурятскогонарода и является важнейшим источником познания его древней культуры. Буряты в музыкальном творчестве выражали свои представления о мире, отражали важнейшие этапы социального и культурного развития, способность воспринимать мир чувствами, ощущение красоты, образного представления жизни. В течение многих столетий складывались самобытные нравственно-эстетические идеалы, духовная культура бурятского народа, формировались и обогащались народные традиции и обычаи.

Национально-региональный компонент на уроках ИЗО и технологии.

Художественно-творческое развитие учащихся младших классов осуществляется на уроках изобразительного искусства и технологии. На этих  можно предлагать нарисовать или сделать поделку  дорогое сердцу место из окрестностей, выучить стихотворение поэтов-земляков о своем крае к этому уроку. Образы родной природы показывать через лирическую поэзию земляков, разнообразие пейзажа родных просторов и творчества художников. По теме «Рисуем или лепим  животных» предложить нарисовать или слепить животных края, вспомнить и назвать их. При составлении узора использовать национальный орнамент. По теме «Рисуем человека» предложить нарисовать, к примеру, охотника на лыжах, рыбака или северную красавицу в национальной одежде. Можно также предложить на выбор нарисовать пейзаж, представляющий после прочтения отрывков произведений писателей-земляков. Предлагать экскурсии в лес; наблюдения и выбор темы для рисунка; посещение выставок местных художников, можно заочные.

 В результате осуществляется духовно-нравственное постижение мира, формируются ценностные ориентации, пробуждается интерес к родному краю. Воспитывается любовь к Родине, что, несомненно, влияет на художественно-творческое развитие учащихся начальной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование краеведческой компетенции младших школьников на примере использования национально-регионального компонента в начальной школе

              В настоящее время в образовательных учреждениях актуальна проблема обучения и воспитания на основе использования ...

Национальный Региональный компонент "Литература Красноярского края "

Представлена рабочая программа по предмету "Литература Красноярского края" 3 класс Автор программы:РаицкаяГ.В....

Национальный Региональный компонент "Художественная культура Красноярского края "

Представлена рабочая программа по предмету "Художественная культура Красноярского края" 3 класс...

Национальный Региональный компонент "Литература Красноярского края " 2 класс

Представлена рабочая программа по предмету "Литература Красноярского края" 2 класс. Автор программы: Раицкая Г.В...

Национальный Региональный компонент "Природа и экология Красноярского края " 2 класс

Представлена рабочая программа по предмету "Природа и экология Красноярского края" 2 класс Автор программы: Раицкая Г.В...

"Три типа склонения имен существительных" (применение национально - регионального(калмыцкого) компонента)

коспект урока русского языка с использованием регионально- национального (калмыцкого) компонента....