Проектная технология
план-конспект урока (2 класс)

Билдушкина Светлана Николаевна

 Благодаря использованию проектной технологии повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектные технологии на уроках в начальной школе.

                                                                                                                С.Н.Билдушкина

 

    Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

         В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

  • ·        мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
  • ·        планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
  • ·        информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
  • ·        рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

      В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, степень активности – самостоятельности можно представить в следующей схеме:

1-й этап

УЧИТЕЛЬ       -    ученик

2-й и 3-й этапы

учитель    - УЧЕНИК

Последний этап

УЧИТЕЛЬ   - ученик

         Как видно из схемы, роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением .

         Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме? Прежде всего,  начиная работу над проектом, учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта. Тема учебного плана и тема проекта – это разные темы. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.к. это младшие школьники .

         Затем на этапе погружения в проект учитель очерчивает проблемное поле. Из проблемы проекта, полученной в результате проблематизации, вытекают цель и задачи проекта. Задачи проекта – организация и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта. Таким образом, погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся .

 На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. По необходимости определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Оно может быть параллельным или последовательным .

         После того как спланирована работа, пора действовать. И это уже третий этап. Здесь учитель вообще может “ потеряться”, т.е. Стать эдаким “малюсеньким наблюдателем”. Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель на контроле: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности .

         Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и сточки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем и надо рассказать прежде всего, причем доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы ее решения и показать преимущество выбранного способа. Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. На этапе презентации учитель обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными .

         Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью .

         Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.

         В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:

 1. Рефлексивные умения:

-   умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

-  умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

 2. Поисковые (исследовательские) умения: 

-   умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

-   умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

-  умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

-   умение находить несколько вариантов решения проблемы;

-   умение выдвигать гипотезы;

-   умение устанавливать причинно-следственные связи .

 

 3. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

-   умение коллективного планирования;

-  умение взаимодействовать с любым партнером;

-   умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

-   навыки делового партнерского общения;

-   умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

4. Коммуникативные умения:

-   умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

-     умение вести дискуссию;

-   умение отстаивать свою точку зрения;

-     умение находить компромисс;

-    навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

 5. Презентационные умения и навыки:

-     навыки монологической речи;

-   умение уверенно держать себя во время выступления;

-    артистические умения;

-     умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

-    умение отвечать на незапланированные вопросы.

 

     Поведение учителя в процессе работы подчинено инициативе проектантов. Им дана полная свобода даже в понимании и трактовке проблемы проекта и формулировании задачи. Учитель оказывает помощь только тогда, когда это необходимо. На первых порах, когда дети только осваивают проектную деятельность учитель разрабатывает инструкционные карты, т.е. алгоритм, последовательность действий, а в дальнейшем не вмешивается в творческую деятельность учеником. Они сами определяют последовательность  своей деятельности, работают самостоятельно.

По завершению работы над каждым проектом учителю необходимо подвести итоги: какие знания, умения и навыки приобрел ученик в ходе проектной деятельности.

Роль ученика в проектной деятельности

Для того чтобы возникшие проблемы были разделены между всеми учащимися данного класса, учебная деятельность должна быть коллективной. Начав действовать сообща, учащиеся в дальнейшем сами регулируют взаимоотношения и обсуждают поставленные вопросы, разрешая спорные проблемы в свободной дискуссии. Исчезает страх перед неправильным высказыванием, развивается творческое воображение, выполнения различных заданий. В условиях коллективной совместной деятельности образуется общий "фонд информации", в который каждым учеником приносится своя часть и которым пользуются все вместе. При этом они осваивают те стороны учебной деятельности, которые обычно берет на себя учитель: целеполагание, планирование, контроль и учет работы и т.д

Учебный проект с точки зрения учащихся – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат  этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей .

 

 

 



Предварительный просмотр:

Конспект  урока:  литературное  чтение   2 класс

Тема урока:   Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

Тип урока: комбинированный, с использованием элементов проектной деятельности

Цель:  Ознакомить детей с новым видом сказок на примере русской народной сказки «Гуси-лебеди».

УУД:

Обучающая: обобщить и систематизировать знания учащихся о русских народных сказках, особенностях их построения, языке, героях; учить делить текст на части, обогащать речь учащихся.

Развивающая: развивать основы исследовательской деятельности, творческое воображение, образное и логическое мышление;  формировать коммуникативные навыки.

Воспитывающая: воспитывать уважение к истокам культуры своего народа.

Планируемые достижения учащихся:

  • Развитие умения распознавать виды сказок;
  • Умение работать с дополнительной литературой и Интернет – источниками.

Продолжительность: урок – 40 мин.

Авторский медиапродукт: презентация к уроку.

Метод обучения: Словесный, практический, наглядный.

Средства обучения: экран, ноутбук

Оборудование:  Учебник аудиозапись сказки, презентация, рисунки героев сказок, сюжетные картинки, карточки.

Ход урока.

1.Организационный момент. – 2 мин

(Звучит музыка – заставка передачи  «В гостях у сказки»). (Слайд 1).

Учитель.  Садитесь поудобнее,

                  Слушайте внимательно.

                  Обещаю, наш урок - будет увлекательным!

2. Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме.- 3 мин

Учитель. Какой раздел мы с вами изучаем?

Ученики. Устное народное творчество. Сказки. Русские народные сказки.

Учитель. Я уверена, что все вы любите сказки. Чем сказки отличаются от других произведений? Назовите сказочные приметы.

  • С чего начинаются сказки? (Жили-были, В некотором царстве... – зачин).
  • В сказках встречаются ... ( 3,7 -волшебные  цифры, устаревшие слова) .
  • Почти во всех сказках побеждает... (добро).
  • В сказках может быть...(волшебство).

Учитель. Как называются сказки, у которых нет автора?

Ученики. Народные

Учитель. А сказки, у которых есть автор?

Ученики. Авторские.

Учитель. Все сказки разные. Разные герои, место действия, поступки. Можно выделить виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. (Слайд 2)

Учитель. Распределите сказки в две группы. Работа в парах.

( Тест на знание видов сказок с использованием сюжетных картинок).

Учитель.  Вы правильно распределили сказки. Проверка. Слайд3.

Но что  объединяет сказки о животных, бытовые?

Ученики. В сказках о животных главными персонажами являются животные. В бытовых сказках действуют люди.  

3. Постановка цели занятия перед учащимися. Работа с новым произведением.  – 8 мин                      

Учитель. Сегодня мы побываем в гостях у новой сказки, которая относится к волшебным. В волшебных сказках, как и в бытовых, основные персонажи - люди, но если в бытовых сказках герои становятся победителями преимущественно благодаря своему уму, смекалке, смелости, хитрости, то здесь победа одерживается с помощью чуда, чародейства.

Ученики составляют  название сказки по силуэтам гусей-лебедей из букв на доске.

- Сегодня мы будем читать сказку “Гуси-лебеди”. (Слайд 4) Но сначала прослушаем её в исполнении актёров.

Первичное прослушивание (аудиозапись). 

 Учитель. Понравилась сказка? Чем понравилась?

Ученики. (ответы на вопросы)

4. Физминутка. – 2 мин

5.  Словарная работа. – 3 мин

 Учитель. Вы прослушали сказку «Гуси-лебеди». А смогли бы вы пересказать сказку слово в слово?

 Ученики. Нет. Автор – народ.

Учитель. Все ли слова сказки были вам понятны? Давайте разберём значение непонятных слов. Подберите синонимы.

«кликала»- звала

«причитывала»- говорила с плачем

«покуда»- пока

«худо будет»- плохо

Как вы понимаете: «Сидит ни жива, ни мертва» - очень испугалась.

«Зачем на глаза явилась? – Зачем пришла?

(Слайд5)

«кудель» -пучок льна, приготовленный для пряжи

«веретено»- приспособление для ручного прядения, стержень для навивания нити.

«устьице»-выходное отверстие печи

Учитель. Эти слова не употребляются в современной речи и называются устаревшими. Почему в сказке так много устаревших слов?

Ученики. Сказки знали ещё наши бабушки и прабабушки.

(Слайд 6)

6. Составление плана сказки.- 8 мин

Учитель. Расположите сюжетные картинки по порядку.            (Слайд 7)

Сказки передавались из уст в уста, добавлялись, украшались, добавлялись сказочные слова.

Сейчас прочитаем сказку по частям, попробуем составить план. На доске:

1 Начало действия.

2. Развитие действия.

3. Главное действие.

4. Конец действия.

-Сколько частей в сказке?

Чтение вслух 1 части «по абзацам».

Учитель. Найдите зачин.

Ученики. Жили-были...

Учитель.  Кто самый внимательный и нашёл  сказочные слова и выражения?  

Ученики. Чистое поле, тёмный лес.

Учитель. Что случилось у сестрицы?

Ученики. Гуси-лебеди унесли брата.

Учитель. Как сестра догадалась, кто унёс братца?

Ученики. «Про гусей давно шла дурная слава, что они пошаливали...

Учитель. Почему же с детьми случилась беда?

Ученики. Девочка не послушалась старших.

Учитель. Как можно озаглавить первую часть?

Ученики. Потеря брата.

Учитель. Прочитаем вторую часть по абзацам.

Учитель. Где встречается троекратный повтор?

Ученики. Печка, яблонька, река.

Учитель. Как озаглавим эту часть?

Ученики. Поиск.

Учитель. Прочитайте вслух:

-О чём девочку просили печка, яблонька, речка?

-Как она им отвечала?

-Почему в первый раз они не помогли девочке?

Ученики. Не выполнила просьбу.

7. Физминутка. – 2мин

8. Итог по проекту. – 4 мин

 С какими волшебными персонажами встречается девочка?

Каждый готовился к сегодняшнему уроку по-разному. Некоторые ребята приготовили интересные доклады о персонажах сказки. Пришло время отчитаться.                                                                                      (Слайды 8,9,10) Мини – проекты.

« Русская печка»

Положительные персонажи часто любят сидеть и лежать на печи. Илья Муромец провёл на ней 33 года своей жизни. Емеля, не желая  покидать уютную лежанку, ездил на печи. Такую же любовь к печи обнаруживает и баба-яга, что, впрочем, не мешает ей делать попытки изжарить заблудившихся детей. Русская печь большая и долго сохраняет тепло. При помощи неё на Руси изгоняли простудные заболевания, готовили очень вкусную еду: блины, пироги, каши.

Яблоня. Золотистый цвет яблок - символ красоты, здоровья, свежести и молодости. В сказке «Гуси-лебеди» яблоня помогает сестрице спасти брата. Целительной силой обладают яблоки в сказке «Иван-царевич и серый волк». Съешь яблочко и станешь молодым и красивым.

Кисельные реки, молочные берега. Нам в столовой часто дают на завтрак кисель. Он ягодный, хотя и густой по сравнению с молоком, но всё равно жидкий, никакие берега из него не получатся. Однако в русских деревнях ели овсяный кисель, пресную и невкусную пищу, как жидкую кашу светло-серого цвета, напоминающую по цвету  берега реки. Это выражение означает безбедную, беззаботную жизнь, когда всё есть.

Учитель. Где же нашла сестра своего брата?

Ученики. У Бабы-Яги.

Учитель. Как назвали бы вы третью часть?

Ученики. В избушке у Бабы-Яги.                                                    (Слайд 11)

Баба-Яга. Лесная старуха- волшебница. Вид у неё страшный: одна нога как у скелета, длинный нос до подбородка достаёт. Летает на метле, ухвате или в ступе, заметает свой след помелом. Повинуются Бабе-Яге все звери, но самые верные: чёрные коты, вороны и змеи. Живёт в избушке на курьих ножках, которая стоит в дремучем лесу. Нужно только попросить...

Учитель. - Кому вы больше всего сопереживаете? Кто главный герой сказки?

Учитель. - Когда и почему девочка меняется к лучшему?

 Ученики. В конце сказки, пройдя через испытания,  спасая брата.

Выберите пословицу, которая подходит к сказке.

Глаза боятся, руки делают.

Не дорого начало, похвален конец.

Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Красна птица перьями, а человек – знанием. (Слайд 12)

Учитель. - Как заканчивается сказка?

Выберите пословицу, которая подходит к сказке.

Глаза боятся, руки делают.

Не дорого начало, похвален конец.

Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Красна птица перьями, а человек – знанием. (Слайд 12)

 Добро побеждает зло.

Учитель. Как бы вы назвали последнюю часть сказки?

Ученики. Возвращение домой.

9. Обобщение. Итоги.- 4 мин

Учитель. Какой урок вы вынесли из сказки?

Ученики. Надо слушаться старших, быть скромным и вежливым, на добро отвечать добро.

Учитель.  - Какие бывают сказки?

Ученики. О животных, бытовые, волшебные.

Учитель.  Выберите из признаков сказки те, которые свойственны волшебной сказке. (Тест)

  • События повторяются три раза +
  • На долю главного героя выпадают тяжёлые испытания и невероятные приключения. +
  • Лисица в этих сказках – хитрая, волк – глупый и жадный, заяц – трусливый, петух – самоуверенный. –
  • Зло воплощают в сказках Баба-яга, Кощей Бессмертный...+
  • Герои сказок – солдат, крестьянин или барин живут в реальном мире. –
  • Героям помогают волшебные предметы, которые могут разговаривать. +

Проверка.          (Слайд 13)

10. Домашнее задание:  - 2 мин  

дочитать 3 и 4 части,   пересказ сказки. (Слайд 14)

11. Рефлексия. – 2 мин

Если на уроке было интересно – раскрасьте яблочко в красный цвет,

если не всё удалось – жёлтый,

были трудности – зелёный.      (Слайд 15)                                                         

Тест « Волшебные сказки».

Выберите из признаков сказки и обведите в кружок те, которые свойственны волшебной сказке.

  1. События повторяются три раза.

  1. На долю главного героя выпадают тяжёлые испытания и невероятные приключения.

 

  1. Лисица в этих сказках – хитрая, волк – глупый и жадный, заяц – трусливый, петух – самоуверенный.

  1. Зло воплощают в сказках Баба-яга, Кощей Бессмертный...

  1. Герои сказок – солдат, крестьянин или барин живут в реальном мире.

  1. Героям помогают волшебные предметы, которые могут разговаривать.

                                                                           

        

Определите вид сказки, соедините стрелками.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Использование проектной технологии в формировании познавательной самостоятельности учащихся"

За 2008 – 2009 учебный год мною были разработаны и реализованы следующие проекты:1.«Моя семья»;2. «Зимующие птицы»;3. «Жердевка – родина моя»;4. «Я и моё здоровье»       ...

Проектная технология и технология исследовательской деятельности в начальной школе.

Материал для методического семинара, содержащий описание педагогического опыта....

Статья "Практика применения технологии интегрированного обучения, проектной технологии на уроках ОРКСЭ модуль "Светская этика" в 4 классах".

Я, Амосова Валентина Петровна, учитель начальных классов, в этом учебном году вела в 4 классах "Основы светской этики". Один из плюсов этого предмета - интегрированность данного курса с друг...

Статья «Проектная технология как приоритетная инновационная технология в образовании»

         Цель проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пол...

Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов.Проектные технологии.

Современная педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии.  Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занима...

Проектная технология и технология исследовательской деятельности

В одно окно смотрели двое:Один увидел - дождь и грязь,Другой - листвы зеленой вязь,Весну и небо голубое!... В одно окно смотрели двое... Как научить детей не просто смотреть вокруг, но и видеть?...