Фасилитация и кооперативное обучение
методическая разработка

Бутусова Валентина Владимировна

Краткое содержание методической разработки "Фасилитация и кооперативное обучение как ресурс формирования метапредметных компетенций средствами обучающих структур сингапурской методики".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fasilitaziya.docx17.22 КБ

Предварительный просмотр:

«Фасилитация и кооперативное обучение как ресурс формирования метапредметных компетенций учащихся начальной школы средствами обучающих структур сингапурской методики».

     В данной работе представлен практический материал, который будет полезен учителю начальных классов, а также основной и средней школы на всех уроках, так как данная методика направлена на формирование и развитие метадеятельности и гибких навыков.

     Цель: описать возможные формы и методы работы для достижения обучающимися метапредметных планируемых результатов

     В соответствии с целью в ходе работы решались следующие задачи:

- апробировать данную разработку на практике;
- разработать и использовать различные формы  оценки (самооценки и взаимооценки обучающихся)  сформированности метапредметных компетенций

     Введение

     Согласно проекту ФГОС НОО  существуют следующие требования к освоению метапредметных результатов:

  • овладение познавательными универсальными учебными действиями;
  • овладение регулятивными универсальными учебными действиями;
  • овладение коммуникативными универсальными учебными действиями;
  • овладение умениями участвовать в совместной деятельности;
  • овладение умениями работать с информацией

     Я считаю, что данные требования соответствуют запросам современного общества и обучающие структуры сингапурской методики в значительной мере способствуют их достижению. Фасилитация – процесс управления любой группой для достижения совместной цели. Фасилитация нужна, чтобы научить слышать друг друга и выражать свои мысли; чтобы научиться управлять своими эмоциями и распознавать эмоции других участников группы; чтобы научиться распределять задачи и чувствовать свою ответственность. Овладевая навыками фасилитатора, обучающийся осваивает все метапредметные компетенции.

     Основная часть

     Согласно сингапурской методике все учащиеся класса делятся на группы, в каждой из которых не более 4-х человек (рекомендуемое количество человек в одной группе). Каждому учащемуся присваивается номер (1,2,3,4 соответственно); в каждой группе должны находиться обучающиеся разных уровней успеваемости: один «отличник», два хорошей или удовлетворительной успеваемости и один менее успешный ученик, которому необходимо оказывать поддержку.

     Учитель рассаживает детей по группам по номерам, причем всем учащимся одинакового уровня успеваемости присвоены одинаковые номера. Например, всем «отличникам» присвоен номер «3», а всем ученикам слабой успеваемости в группе присвоен, например, номер «1». Такое распределение представляется целесообразным, чтобы у учителя была возможность создания ситуации успеха  для каждого ученика при распределении заданий в группе по степени сложности.
    Обучение на всех уроках происходит в группе, в которых ученики сидят друг напротив друга, образуя «квадрат» и называют друг друга партнерами. У каждого ученика в группе есть партнер «по плечу» (тот, кто сидит рядом) и партнер «по лицу» (тот, кто сидит напротив). Учитель каждый раз оперирует этими понятиями в процессе урока.

     В процессе обучения мы использовали следующие обучающие структуры (см.Приложение, стр…):

  • карта управления;
  • «запиши мысли по кругу»
  • «друзья по часам»
  • «углы»
  • «соты» (шестиугольный метод для структуризации учебной информации)
  • «смешайся, образуй новую пару, ответь на вопросы»
  • карта согласия
  • интеллект-карта
  • руководство предположением
  • «билетик на выход» (умение задать три вопроса по теме: фактологический, фасилитирующий, концептуальный)
  • меняемся местами в группе по кругу
  • ротация станций

     Использование данных структур возможно на любом этапе урока, в процессе выполнения любого задания, при любой форме урока.

   На этапе рефлексии обучающиеся оценивают свою деятельность различными способами (заполняя таблицы/ карточки / анкеты с вопросами/ гугл-формы/ презентации с обратной связью) по критериям, формулировки которых могут меняться, добавляться или удаляться в зависимости от вида работы, после чего обмениваются таблицами согласно требованию учителя (например, обменяться с партнером по лицу). Таким образом, осуществляется взаимооценка групповой работы друг друга.

Мы постоянно используем формирующее оценивание, цель которого – подача обратной связи и корректировка действий.

В ходе моего проекта (задания) я…

Степень согласия с утверждением выражается в баллах (1-10)

Самооценка

Степень согласия с утверждением выражается в баллах (1-10)

Оценка партнёра

Предлагал новые идеи (решения) для достижения цели…

Ждал своей очереди…

Работал в команде с партнерами

Задавал вопросы/оказывал помощь

Принимал помощь партнеров

Проверял свою работу

Убеждал партнеров по группе

Был больше сосредоточен на своей части работы

Поддерживал других

Мне удалось разрешить конфликт

Слушал партнеров по группе

Я аргументировано доказывал свою точку зрения

Я принимал правильные решения

     Сингапурская методика решает следующие задачи:

- развитие критического мышления;
- осуществление диалогового взаимодействия;
- проблемное обучение;
-организация самостоятельной деятельности учащихся;

-организация исследовательской деятельности.

     Обучающие структуры сингапурской методики использовались на всех уроках на протяжении 2017/2018, 2018/2019 и 2019/2020 уч. гг., в том числе при переходе на обучение с применением дистанционных технологий и показали положительную динамику в процессе формирования метаумений.

     Апробация данной методики проходила со 2-ого по 4-ый класс в ГБОУ гимназии №32.

     Положительным аспектом данной методики стоит отметить возможность ее использования в формате дистанционного обучения, в случае длительного карантина (в 2017/2018 учебном году продлевались весенние каникулы на 2 недели).

     Опыт применения обучающих структур сингапурской методики был представлен на межрегиональной конференции «Кооперативное обучение как ресурс формирования метапредметных планируемых результатов»;  на VII межрегиональном форуме педагогических работников «Формирование навыков смыслового чтения на уровне начального общего образования» (г.Вологда); на городском семинаре «Реализация инновационных программ развития и воспитания обучающихся в контексте устойчивого развития образовательной организации».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кооперативная деятельность в учебном процессе

Признаки кооперативной деятельности в учебном процессе, формы, методы, прием  работы в кооперации, рекомендации педагогу...

Пошаговые инструкции к структурам кооперативного обучения

Пошаговые инструкции  к структурам кооперативного обучения «ТАЙМД ПЭА ШЕА»,«ТАЙМД   РАУНД  РОБИН»,«ФИНК – РАЙТ – РАУНД РОБИН»...

Конспект урока в 1 классе. Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению; обучение письму).

               Конспект урока в 1классе.Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению; обучение письму).Тема: «Знакомство с буквой С, с.Письмо строчной...

МЕТОД ФАСИЛИТАЦИИ «МИРОВОЕ КАФЕ"

МЕТОД  ФАСИЛИТАЦИИ «МИРОВОЕ КАФЕ...

Презентация @Технология «Кооперативное обучение» в процессе реализации образовательной программы «Калейдоскоп»

Автор делится своим опытом применения кооперативного обучения на занятиях в творческой мастерской "Бумажный калейдоскоп"...

Формирование кооперативной компетенции на занятиях изобразительным искусством в дополнительном образовании

В методическом описании представлен опыт реализации заданий по формированию кооперативной компетенции на занятиях изобразительным искусством в дополнительном образовании...